Древнеиндийская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:20, реферат

Описание работы

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, которым посвящена данная работа, принадлежат к последней группе.

Целью данного реферата является ознакомление с основными идеями (школами) древнеиндийской философии, а также понять, в чем заключается актуальность этих идей.

Работа содержит 1 файл

Философские школы древней Индии .docx

— 45.16 Кб (Скачать)

     Введение

     Философская мысль человечества зарождалась  в эпоху, когда на смену родовым  отношениям приходили первые классовые  общества и государства. Отдельные  философские идеи, обобщавшие многотысячный  опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней  является философия, возникшая в  Индии и Китае.

     Оригинальность  древнеиндийской философии оказала  большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.

     В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.

     Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем, или школ, и деление их на две  большие группы. Первая группа –  это ортодоксальные философские  школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика. Вторая группа – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед. Буддизм и джайнизм, которым посвящена данная работа, принадлежат к последней группе.

     Целью данного реферата является ознакомление с основными идеями (школами) древнеиндийской философии, а также понять, в чем заключается актуальность этих идей.  

  1. Зарождение и развитие древнеиндийской философии
    1. Формирования древнеиндийской философии

     Философия в Индии возникла на основе одной  из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV- X веках до нашей эры, сохранились  до настоящего времени.

     Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, то есть явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения  и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии  неоспоримо.

     Определяющая  черта ее характера - переплетение и  взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских  идей. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним  индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с  научным, опытным знанием, приверженностью  традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

     Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное  существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя  о зле и страдании человеческого  бытия, они приходили к идее вечного  нравственного миропорядка, порядка  справедливости, выражающегося в  законе Кармы. 1

     В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней  Индии называли приобретение и умножение  знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности  и правильному поведению, ненанесение  вреда всему живому, отказ ото  лжи, воровства, стяжательства.

     Предпосылками формирования древней индийской  философии являются:

     - экономические (переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений);

     -социально-политические (ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства);

     -мировоззренческие (высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения).2

     1.2. Периодизация индийской философии

     В основе периодизации древнеиндийской  философии лежат различные источники  философской мысли, известные как  в древности, так и в современную  эпоху. В соответствии с данными  источников в древнеиндийской философии  выделяются три основных этапа:

     1. Ведийский период (1500 год до н. э. — 600 год до н. э.). Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Именно от слова "веды" и происходит название этого периода.

     Ведийская философия – это учения эпохи  разложения первобытно – общинного  строя в Индии и возникновения  раннеклассовых рабовладельческих  обществ. Начало философии здесь  ещё соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними.

     Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни заклинания). Далее идут брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед и араньяки – "лесная книга", которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед – упанишады. Они содержат трактаты религиозно – философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

     Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается  тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск  причинно- следственных связей, явлений  и т.д. Главное внимание уделено  человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи  с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь  здесь мыслится по-иному. Жизнь человека – бесконечная цепь перерождений. Но имеет возможность разорвать  круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается  как длительный процесс смены  различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни.

     Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме  становится одним из основных для  последующего развития всех религиозных  и философских направлений Индии.

     Ведический  комплекс составляют:

     - Веды или самхиты - сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);

     - Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или «Лесные книги» - поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; примыкавшие к Араньякам и Брахманам - Упанишады - тексты эзотерического знания.

     Составной частью вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а «запоминания» (смрити).3

  1. Классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э. Именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения:

     - Будди́зм (пали बुद्ध धम्म, Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни;

     - Джайнизм (санскр. जैन, jaina? от санскр. जिन, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до нашей эры, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

     В результате возникают системы, которые  наносят им поражение, основываясь  на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины:

     1) Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,

     2) Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

     3) Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

     4) Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

     5) Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

     6) В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

     Джайнизм  и буддизм — нетеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир  рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного  индивида, а есть лишь поток взаимодействующих  дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания

     3. Постклассический, или индуистский период (с 1000 г.  н.э.) - Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали  тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи).

     4. Современный период  (с XIX века) под влиянием западноевропейской мысли развиваются такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самадж, Арья-самадж, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная индийская философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятия блага.4

 

Информация о работе Древнеиндийская философия