Древнегреческий философ Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Аристотель (др. греч Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Лицей, или перипатетическую школу. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Воронежский государственный университет

экономический факультет

Кафедра Бухучета, анализа и аудита 
 

Контрольная работа по курсу

«Философия»

На тему: Древнегреческий философ Аристотель.

Бухучет, анализ и аудит

Заочное отделение 
 

Выполнил:

студент 1 курса, группы ____, з/о                         Курепина Наталия Егоровна 

Проверил:                                                                                   доц. В.П. Манаенков 
 
 

ВОРОНЕЖ 2010

Содержание:

     Древнегреческий философ-Аристотель

    • Философия с точки зрения Аристотеля
    • Бытие
    • Познание
    • Человек
    • Бог
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Аристотель (др. греч ριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Лицей, или перипатетическую школу. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

     Аристотель  был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все  сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

    В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

    367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал,  начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был  его учеником (до момента смерти  Платона);

    347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и  работал в Пелле – столице  Македонского государства по  приглашению царя Филиппа; воспитывал  Александра Македонского;

    335-322 гг. – основал собственную философскую  школу – Ликей (перипатетическую  школу) и работал в ней до  своей смерти.

     Аристотель  родился в Стагире, греческой  колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

     В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

     Юношеские годы Аристотеля пришлись на время  начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование  и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был  подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе. 

    • Аристотель  утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

     Философия — это система научных знаний.

     Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

     Философию Аристотель разделил на три вида:

     теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

     практическую  – о деятельности человека, устройстве государства;

     поэтическую.

     Считается, что фактически Аристотелем как  четвертая часть философии была выделена логика. 

    • Рассматривая  проблему бытия, Аристотель выступил с  критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных  идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности, являлся  лишь материальным отображением соответствующей  «чистой идеи».

     Ошибка  Платона, по Аристотелю, в том что  он оторвал «мир идей» от реального  мира и рассматривал «чистые идеи»  вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет  и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и  др.

     Аристотель  дает свою трактовку данной проблемы:

     не  существует «чистых идей», не связанных  с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

     существуют  только единичные и конкретно  определенные вещи;

     данные  вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением  которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте  и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.; 

     индивидуумы являются первичной сущностью, а  виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

     Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

     Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
  4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

     Аристотель  рассматривал бытие как объективный  мир, актуальный принцип вещи, неразрывный  с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм.

     Он выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

     Содержание  и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.

     Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это  сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

     Субстанция  как предельное основание всего  сущего не является таковой, если в  ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия  нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как  реальная абстракция, в смысле выделения  одной грани из состава целого.

     Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

    • Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

     Однако  с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное  знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий  характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие  сущность вещи.

     Детально  и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

     В учении о познании и его видах  Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область  первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия  внешнего мира на органы чувств, без  ощущений нет знаний. Отстаивая это  теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к  материализму». Ощущения Аристотель правильно  считал надежными, достоверными свидетельствами  о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают  лишь первую и самую низшую ступень  познания, а на высшую ступень человек  поднимается благодаря обобщению  в мышлении общественной практики.

Информация о работе Древнегреческий философ Аристотель