Древнегреческая мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Мифология - (греч. mythos—повествование, сказание и logos - учение, слово) - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Источники греческой мифологии…………………………..…………………4
3 Периоды развития древнегреческой мифологии…………...…………….…..7
4. Стадии развития мифологии…………………………………………………..9
5. Отличия мифа от простейших форм общественного сознания:
религии и философии……………………………………………………………19
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Древнегреческая мифология.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Другой  тип мифологического самоотрицания  возник в связи с образом Прометея. Сам Прометей - божество. Он либо сын  титана Япета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или  даже его дядя. Когда Зевс побеждает  Титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Вот почему в течение всего героического века Прометей прикован к скале.

     Но  вот героический век подходит к концу. Незадолго до Троянской  войны, последнего большого деяния героического века, Геракл освобождает Прометея, и между Зевсом и Прометеем  происходит великое примирение, которое  означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество самостоятельным и независимым от богов. Появился герой, опирающийся только на собственный разум и собственные руки, то есть человек новой цивилизации, который хочет овладеть силами природы вместо рабского служения им и жаждет постоянного прогресса.

     Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и  в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее расцвели на заре классового рабовладельческого общества, в период формирования греческой демократической полисной системы.

     Говоря  о гибели ранней мифологии, мы должны учитывать еще один тип мифов - это получившие широкое распространение  мифы о превращениях, или метаморфозы. В эллинистически-римский период античной литературы выработался даже специальный жанр превращения, который нашел свое гениальное воплощение в известном сочинении Овидия "Метаморфозы".

     Обычно  здесь имеется в виду миф, который  в результате тех или других перипетий заканчивался превращением фигурирующих в нем героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Так, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название. Гиацинт умирает, проливая свою кровь на землю, и из этой крови вырастает известный всем цветок гиацинт. Кипарис, застреливший оленя, очень сожалел об этом и от грусти и тоски превратился в дерево кипарис. Выясняется, что все явления природы когда-то понимались мифологически, то есть одушевлялись, но со временем утеряли свою мифичность. Только людская память поздней античности сохранила воспоминание об их давнишнем мифическом прошлом, находя в них уже одну поэтическую красоту. Однако поскольку такого рода мифы появлялись и гораздо раньше эллинистически-римского времени, они свидетельствовали о гибели наивной мифологии, о замене ее обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.

     6) Поздняя классика и декаданс.

     Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходима.

     Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение  литературы активно используют мифологию  в своих целях, политических и  художественных.

     Особенно  широко использована мифология в  греческой трагедии. Афина Паллада  оказалась у Эсхила богиней восходящих демократических Афин. Прометей полон  современных Эсхилу передовых и  даже революционных идей. Аякс у  Софокла защищает свою личную героическую честь, а Антигона борется с тираническими законами государства. Мифологические герои становятся у Еврипида обычными людьми, порой слабыми, неустойчивыми, полными противоречий.

     Мифология периода литературной классики все  еще насыщена большими идеями, хотя ее антропоморфизм является здесь только внешней художественной формой. В эпоху же эллинизма и последних веков античного мира мифология окончательно превращается в чисто литературный прием. Правда, последние четыре века античной философии, в течение которых зарождался, расцветал и вырождался неоплатонизм, ознаменовались философской реставрацией старинной мифологии, когда философы понимали под древними богами те или иные философские категории и строили на мифах целую систему философии или, точнее сказать, своеобразную систему логических категорий. При этом возрождение древней мифологии в общественно-политической и чисто жизненной практике неизбежно терпело крах, как это произошло в IV в. с императором Юлианом, погибшим из-за своих стремлений воплотить в жизнь государства языческую религию и мифологию. В памяти культурного общества античная мифология осталась прекрасным детством человечества, ушедшим в тот самый момент, когда оно стало вырабатывать научные и научно-философские взгляды на мир и природу.

  1. Отличия мифа от  простейших форм  общественного сознания: религии и философии

     С первых шагов своей осознанной истории человек задумался над тем, каковы его природные корни, какова его связь с природой и космосом, каким должно быть его отношение к природе. Все эти вопросы не получали однозначного ответа. По мере накопления знаний о самом себе, об окружающей его природе, своем месте в этой природной системе человек менял взгляды на характер своих отношений с природой.  

     На  заре развития Человечества, когда  были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения  была мифология (миф в переводе с  греч. mifos «предание, рассказ»). Мифология была первым шагом на пути этой духовной потребности объяснить мир, явления природы и жизни людей, их взаимосвязь и взаимовлияние. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. 

     С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень  развития общественного сознания себя изжил, сошел с исторической сцены. Появились две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия. 

     В чем же отличие мифологии от философии? Мир мифа и ритуала есть такой  мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное появляются философия и наука. До философии мир понятен, в мифе мир освоен. Миф есть организация такого мира, в котором, что бы ни случилось, как раз все понятно и имело смысл. А именно критическое отношение к миру и самому себе, усиленное сомнением, сформировало философию как особый способ освоения мира.  

     Постепенное развитие языка, и, прежде всего, появление абстрактных понятий, стали важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии. Изобретение письменности сыграло важнейшую роль в развитии человеческого мышления. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Предпосылкой становления философии явились развитие языка, письменности, совершенствование способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.  

     Но  разделение умственного и физического  труда, создание прибавочного продукта, наличие денег и текстовых  сообщений, развитие определенного уровня абстрактного мышления – это лишь необходимые предпосылки возникновения философии. Однако этот процесс невозможен без наличия должного уровня свободы как меры самовыражения, плюрализма мнений, демократического строя. Именно из-за наличия тоталитаризма, несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сложилась, а в Древнем Китае и Древней Индии она возникла и развивалась в несколько иных формах, чем на Западе. И только в Древней Греции с ее бесконечными городами-полисами, которые вели торговлю с множеством других территорий, сложились условия, способствующие самовыражению и творчеству, критическому взгляду на мир и необходимой для этого свободе слова.

     Отличие мифологии от религии. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру.

     У мифологии и религии имеются  существенные отличия. Миф представляет собой универсальную единственную на определенном этапе форму общественного  сознания. «Мифическое мышление, - пишет А.А. Потебня, - на известной ступени развития - единственно возможное, необходимое, разумное; оно свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, стоящим на известной ступени развития мысли». Носителем мифологического сознания является общество в целом, религия возникает на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально. 

     Если  миф возникает в период формирования общества и общения не отделяющих себя друг от друга индивидов, то религия - в период, связанный с необходимостью регулировать общение людей, контролируя их поведение опосредованно, воздействуя на их духовный мир.  

     Также в религиозном сознании мир расщепляется, удваивается: возникают священный  мир (сакральный) и мирской (профанический), в то время как в мифологии такое удвоение выражено не ярко.  

     В религии невозможно, как в мифологии, общение с богом на равных.  

     Также в мифологии и религии разное отношение к чудесному. Чудеса в мифологии - это норма, не вызывающая у первобытного человека удивления. Чудесное - это стихия, в которую погружено архаическое сознание, воспринимающее его как естественное. В религиозном сознании чудо, наряду с собой, предполагает и нормальный, естественный порядок. Религиозное сознание отличает чудесное (сверхъестественное) от естественного, в то время как мифологическое сознание не делает такого различия: евангелисты постоянно подчеркивают способность Христа творить чудеса, дабы отличить его от тех, кто причастен естественному ходу жизни и смерти. 

     В религии также существенно изменяется функция бога. Мифологический бог - это основатель рода, тотем. Мифологические боги не знают морали. Шеллинг, например, был убежден, что к гомеровским богам, т.е. богам мифологии, неприложимы этические оценки: «Гомеровские боги в своей безнравственности только наивны и в действительности ни нравственны, ни безнравственны, но совершенно изъяты из этого противопоставления»13. Религия по сравнению с мифологией сделала шаг вперед, придав мифу нравственную окраску (десять заповедей). 

     Итак, религия - это более позднее по времени, чем мифология, духовное образование, которое проявляется на основе новых  потребностей общества и выполняет  отличную от мифологии функцию регуляции  поведения индивида, контролируя  его духовный мир.  
 
 

  1. Заключение
 

                                                            « ...Для того чтобы понять 

                                                        современное состояние мысли,

                                                        вернейший путь — вспомнить,

                                                         как человечество дошло до  него…»

    А. И. Герцен.

    Письма  об изучении природы

     Актуальность  этой темы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

     Сущность  греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь  одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений.

     Мифология также оказала большое влияние  и на философию в целом. Мифология, религия и философия тесно связаны между собой. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

     Мифология так же является очень важной составной частью системы философского знания. Становление мифологии выступало и необходимым условием генезиса философского самосознания, и его следствием. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую он создавался.

Информация о работе Древнегреческая мифология