Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 14:42, реферат
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
Введение
Основные философы и школы досократовской философии:
Милетская школа
Гераклит Эфесский
Элеаты
Пифагорейское учение
Эмпедокл
Анаксагор
Древнегреческие атомисты
Заключение
Московский
государственный
по философии
на тему:
Студнтки 2 курса
группы 201 н
Волчек
Людмилы
Москва, 2008
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
Далее
речь будет идти о первом этапе развития
древнегреческой философии.
Произведения
досократовских философов сохранились
только во фрагментах и лишь исключительно
благодаря цитированию и
Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос
о первоначале является основным
в онтологии древнегреческих
философов. И в этом смысле философия
перекликается с мифологией, наследует
ее мировоззренческую
Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На
первом месте здесь стоит вопрос
о сущности мира. И хотя отдельные
представители милетской школы этот вопрос
решают по-разному, их взгляды имеют общий
знаменатель: основу мира они видят в определенном
материальном принципе. Можно сказать,
что эта первая греческая философская
школа стихийно тяготеет к материализму4.
Разумеется, вопрос о взаимном отношении
материального и духовного принципов
еще не ставился, он был сформулирован
позже. Представители милетской школы
интуитивно понимали мир как материальный.
Вместе со стихийным материализмом в мышлении
этих философов проявляется и «наивная»
диалектика, с помощью понятийных средств
которой они стремятся постичь мир в динамике
его развития и перемен. На основной вопрос
предшествующей космогонии о первопричине
мира они давали, в отличие от всех мифологических
концепций, вполне материалистический
ответ, хотя еще и наивный.
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой
всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль
появляется уже в дофилософской космогонии.
Однако подход Фалеса полностью от нее
отличен. Воду он понимал не как конкретную
форму или персонификацию мифологической
силы, а как аморфное, текущее сосредоточение
материи. При этом «вода» Фалеса означает
основополагающий принцип как в смысле
«стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель,
излагая учение Фалеса, употреблял два
выражения: вода как элемент материи, стихия
природы и вода как первооснова, общее,
субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения
которого и дают различные состояния5.
Все остальное возникает путем «сгущения»
или «разрежения» этой первоматерии. Все
существующее разнообразие вещей Фалес
рассматривал как проявление этого единого,
вечного начала. Он утверждал, что все
вещи возникают из воды и, разрушаясь,
вновь превращаются в воду.
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).
Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным»6.
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении.
Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности7. Т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.
У
Анаксимандра встречается проблематика,
которую Фалес лишь абстрактно обозначает,
- проблематика возникновения и формирования
жизни. Способность жизни приписывается
здесь непосредственно определенному
виду материи8. Кроме того, Анаксимандр
к естественному ряду развития животных
относит и человека.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).
В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.
Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется»9.
С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы».
Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе»10.
Рядом
с подчеркиванием материальной основы
всякого бытия и с констатацией
бесконечности этого
В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко12. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.
Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».
Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.