Добро и зло в произведении Ницше «Человеческое, слишком человеческое»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:45, реферат

Описание работы

В произведении Ницше показывает своё отношение к различным отраслям нашей жизни. Он выискивает её укромные закоулки, «в которых жизнь развита менее всего», что бы приложить там свои усилия и свои добродетели. В одной части философ выделяет отдельную проблему и рассматривает её.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
Хорошее и плохое в одном лице...................................................................................3
Виновен или невиновен человек...................................................................................4
Значение влияния морали..............................................................................................5
Двойственность источника понятия добра и зла.........................................................5
Как мы разделяем нравственное и безнравственное...................................................6
Из чего проистекают злые поступки.............................................................................7
Заключение......................................................................................................................9
Список литературы.......................................................................................................10

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Из  чего проистекают  злые поступки.

     Снова возвращаясь к примеру с человеком, который обворовал соседа с целью  излечения своей матери хочется  заметить, что все злые деяния содержат в своём фундаменте инстинкт самосохранения или, еще точнее, стремление к удовольствию и к предупреждению страдания человека. Но, даже будучи так мотивированы, они не являются сущностью злых поступков. «Причинение страданий само по себе не существует, и столь же мало существует причинение удовольствия само по себе». «В догосударственном состоянии мы убиваем существо — будь то обезьяна или человек, — которое срывает на наших глазах плод с дерева, когда мы голодны и сами стремимся к дереву, — как бы мы это сделали с животными еще и теперь при путешествии по пустынным местностям». Мы видим, как якобы злые действия, которые возмущают нас больше всего, связаны с заблуждением, что субъект, который совершает их против нас, по своему усмотрению мог это зло нам причинять либо не причинять. Такое понимание, вызванное эмоциями, возбуждает ненависть, жажду мести. Тогда как на животное мы гневаемся гораздо меньше, потому что рассматриваем его как бессознательное существо. Таким же образом человек ради обеспечения своего существования с помощью устрашения окружающих может вести себя сурово и жестоко в отношении других существ. Так поступает могущественный человек, первоначальный основатель государства, который подчиняет себе более слабых индивидов. Точно так общество подчиняет отдельных людей общему правилу. Получается, что нравственности предшествует принуждение, и даже она сама еще некоторое время существует как принуждение, которому подчиняются, чтобы избежать наказания. Со временем это принуждение превращается в обычай, еще позднее становиться добровольным повиновением и, наконец, почти привычкой. В результате преобразования нравственность, как все издавна уложившееся и естественное, связывается с удовольствием — и называется добродетелью.

     «Ты должен был приобрести власть над своими «за» и «против» и научиться выдвигать и снова прятать их, смотря по твоей высшей цели. Ты должен был научиться понимать начало перспективы во всякой оценке — отклонение, искажение и кажущуюся телеологию горизонтов и все, что относится к перспективе, и даже частицу глупости в отношении к противоположным ценностям, и весь интеллектуальный ущерб, которым приходится расплачиваться за каждое «за» и каждое «против». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, я хотел бы отметить яркую критику низменности чувств. Насколько мне известно, никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества «маленьких» людей. Он не хочет принимать социальную систему, которая построена на одном только подчинении к одной идеологии. И в ней обесценено главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость. Его главной идеей по моему мнению, была идея возвышения человека над всякой мелочью, обыденностью, над всем незначительным в жизни. Многие категории его книги вошли в философско-этическую науку, а также и в наш обыденный язык: «переоценка ценностей», «сверхчеловек», «человеческое, слишком человеческое», а также мораль «по ту сторону добра и зла». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Используемая  литература:

Ницше «Человеческое, слишком человеческое»

книга взята в интернете, в электронной библиотеке, по ссылке:

http://www.ladoshki.com/?books&id=1738 
 

Информация о работе Добро и зло в произведении Ницше «Человеческое, слишком человеческое»