Єдність емпіричного та теоретичного, теорії та практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Работа содержит 1 файл

Единство теории и практики.docx

— 22.42 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  АГРАРНОЇ ПОЛІТИКИ ТА ПРОДОВОЛЬСТВА УКРАЇНИ

ТАВРІЙСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ АГРОТЕХНОЛОГІЧНИЙ  УНІВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

    ІНДЗ

    з філософії

    на  тему:

    «Єдність емпіричного та теоретичного, теорії та практики» 
     
     
     

    Студент:

    Шабарова  А.Р. 11МБ АГ гр. 
     
     
     

    м. Мелітополь, 2011

Единство  эмпирического и теоретического, теории и практики.

    При всем своем различии эмпирический и  теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и  подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более  сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и  конкретизируя на базе эмпирии новое  собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств и  т.п.

    Наука как целостная динамическая система  знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими  данными, не обобщая их в системе  теоретических средств, форм и методов  познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

    В процессе научного познания имеет место  не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней  с практикой. Говоря о механизме  этого взаимодействия, К. Поппер справедливо  указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или (как  это делает мистицизм) ее замены созданием  мифов. Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее значимый стимул к нему". Хотя определенная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможна и приличествует ученому, существует множество примеров, которые  показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Для  ученого существенно сохранить  контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.

    Однако  недопустимо понимать практику односторонне-прямолинейно, поверхностно. Она представляет собой всю совокупность чувственно-предметной деятельности человека в ее историческом развитии (а не только в наличных формах), во всем объеме ее содержания (а не в отдельных проявлениях). Не будет преувеличением вывод о том, что чем теснее и органичнее практика связана с теорией, чем последовательнее она направляется теоретическими принципами, тем более глубокое воздействие она оказывает на действительность, тем более основательно и содержательно последняя преобразуется на ее основе. Но этот вывод нельзя абсолютизировать, ибо и многие другие факторы влияют на данный процесс в разных направлениях.

    Необходимо  иметь в виду, что в ходе истории  соотношение между теорией и  практикой не остается раз навсегда данным, а развивается. Причем изменяется не только характер теории (и знания в целом), но и качественно меняются основные черты общественной практики. Появляются новые ее формы, насыщающиеся достижениями познания, становящиеся все более наукоемкими, направляемыми  научными принципами. При исследовании взаимодействия теории и практики один из самых кардинальных вопросов состоит  в том, чтобы выяснить, как и  при каких конкретных условиях мысль переходит (превращается) в действие, воплощается в практическую деятельность людей.

    Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам  и формам мышления) и обратные - реализация всеобщих схем не только в познании, но и в реальной жизни, в практике, во всех ее формах и видах. Важнейшая  задача состоит в том, чтобы всемерно укреплять и углублять взаимодействие между теорией и практикой, обстоятельно изучать механизм этого взаимодействия.

    Что касается прямых связей, т.е. направленных от практики к теории, от действия к  мысли, то их сущность состоит в том, что все логические категории, теоретические  схемы и другие абстракции формируются в конечном счете в процессе предметно-практического преобразования реальной действительности человеком как общественным существом. Практика есть то важнейшее посредствующее звено между человеком и реальной действительностью, через которое объективно-всеобщее попадает в мышление в виде "фигур логики", теоретических принципов. Последние в свою очередь возвращаются обратно, помогают познавать и преобразовывать объективную реальность. Исторический опыт показал, что, вырастая из чувственно-предметной деятельности людей, из активного изменения ими природной и социальной действительности, теория возвращается в практику, опредмечивается в формах культуры.

    Всякая  теория, даже самая абстрактная и  всеобщая (в том числе и философское  знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.

    Место и роль научного знания как необходимой  предпосылки и элемента практически-преобразовательной деятельности людей достаточно значимы. Дело в том, что по существу все  продукты человеческого труда есть не что иное, как "овеществленная сила знания", опредмеченные мысли. Это в полной мере относится не только к знаниям о природе, но и к наукам об обществе и о самом мышлении. Социально-практическая деятельность всегда так или иначе связана с мысленным созданием того, что затем переходит в практику, реализуется в действительности, является "предметновоплощенной наукой".

    При этом нельзя втискивать живую жизнь  во вчерашние, косные теоретические  конструкции. Только такая теория, которая  творчески отражает живую жизнь, служит действительным руководством к  действию, к преобразованию мира в  соответствии с его объективными законами, превращается в действие, в общественную практику и проверяется  ею.

    Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась необходимы определенные условия. К числу важнейших из них можно отнести следующие:

    1. Теоретическое знание только  тогда является таковым, когда  оно в качестве совокупности, системы знаний достоверно и  адекватно отражает определенную  сторону практики, какую-либо область  действительности. Причем такое  отражение является не пассивным,  зеркальным, а активным, творческим, выражающим их объективные закономерности. Это важное условие действенности  теории.

    Самое существенное требование к любой  научной теории, которое всегда было, есть и будет, - ее соответствие реальным фактам в их взаимосвязи, без всякого  исключения.

    Теория, даже самая общая и абстрактная, не должна быть расплывчатой, здесь  нельзя ограничиваться "прощупыванием  наугад". Это особенно характерно для первых шагов науки, для исследования новых областей. "Чем менее  конкретна теория, тем труднее  ее опровергнуть... При помощи расплывчатых теорий такого рода легко забраться  в глухой тупик. Опровергнуть подобную теорию нелегко", а ведь именно такими являются социальные и философские  концепции.

    2. Теория должна не просто отражать  объективную реальность так, как  она есть теперь, но и обнаруживать  ее тенденции, главные направления  ее закономерного развития, показать  действительность в единстве  таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее.  Поэтому теория не может быть  чем-то неизменным, застывшим, а  должна постоянно изменяться, расширяться,  углубляться, уточняться и т.д. 

    3. Наиболее практичной является  теория в ее самом зрелом  и развитом состоянии. Поэтому  необходимо всегда держать ее  на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и всесторонне  разрабатывать ее, обобщая новейшие  процессы и явления жизни, практики. Только наиболее полная и высоко научная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности.

    4. Теория (даже самая глубокая и  содержательная) сама по себе  ничего не изменяет и изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда "внедряется" в сознание людей, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.

    5. Практическая реализация знания  требует не только тех, кто  будет осуществлять воплощение  теории в практику, но и необходимых  средств воплощения - как объективных,  так и субъективных. Это, в частности,  формы организации общественных  сил, те или иные социальные  институты, необходимые технические средства. Сюда же относятся формы и методы познания и практического действия, способы и средства решения назревших теоретических и практических проблем и т.п.

    6. Материализация теории в практике  должна быть не единовременным  актом (с угасанием ее в итоге), а процессов, в ходе которого  вместо уже реализованных теоретических  положений появляются новые, более  содержательные и развитые, которые  ставят перед практикой более  сложные задачи.

    7. Успешная реализация в практике  теоретических знаний обеспечивается  лишь в том случае, когда люди, которые берутся за практические  действия, убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей, тем более таких, которые несут в себе необходимость прогрессивных социальных преобразований.

    8. Материализация знания, переход  от абстрактной научной теории  к практике не является прямым  и непосредственным. Он представляет  собой сложный, тонкий, противоречивый  процесс, состоящий из определенных  посредствующих (промежуточных) звеньев,  тесно связанный с существованием  и функционированием особого  социально-культурного мира предметов-посредников.  Это орудия труда, разного рода  технические средства (приборы, оборудование, измерительные устройства и т.п.), язык (естественный и искусственный), другие знаково-символические системы,  различные понятийные образования,  методологические средства, способы  описания результатов исследования  и др.

    9. Чтобы теория стала не только  способом объяснения, но и методом  изменения мира, необходимо нахождение  эффективных путей трансформации  научного знания в программу  практических действий. А это  требует соответствующей технологизации знания.

    10. Как компонент практического  применения знания процедура  его трансформации, превращения  в регулятивные средства практики  не должна быть сведена к  простому возврату теоретического  знания к его эмпирическому  уровню. Такой возврат по существу  ликвидирует теоретическую форму  знания, которая кардинально преобразует  исходный фактический материал  и обладает способностью более расширенного воспроизводства объекта, чем его эмпирически фиксируемые параметры. Для понимания диалектики, взаимоперехода теории (разного уровня и содержания) и практики, а также уяснения того, как теория может быть руководством к действию, очень важно сознание того, что проектирующая, программирующая роль науки по отношению к практической деятельности заключается в том, что наука вырабатывает планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее. Идеальные планы воплощаются, опредмечиваются в практике через процедуру социальной технологизации. Именно через этого специфического посредника реализуется перевод объективных законов развития действительности на конкретный язык решений, требований, предписаний, регулятивов, ориентирующих людей на наилучшие достижения поставленных целей в любой сфере деятельности.

    В этом смысле социальная технология выступает  как конкретизация и реализация теории в форме, удобной для практического  использования. Чем органичнее технология связана с теорией, тем более  широкий спектр открывается для  того, чтобы превратить ее в эффективное  средство изменения действительности, в средство внедрения теоретических  знаний в практику и управления ею на их основе.

Информация о работе Єдність емпіричного та теоретичного, теорії та практики