Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:48, реферат
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Диалектический принцип реальных противоречий вещей сводится к следующим основным требованием: 1) выявление предметного противоречия; 2) всесторонний анализ одной из противоположной сторон данного противоречия; 3) исследование другой противоположности; 4) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основании знаний о каждой из них; 5) определение места противоречия в системе других противоречий предмета; 6) анализ механизма разрешения противоречий как процесса и результата его развертывания и обострения. Диалектические противоречия в мышлении отражают реальные противоречия.
Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон имеет важное значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.
закон перехода количества
в качество
Закон перехода количества
в качество выражает
такую взаимозависимость
характеристик материальной
системы, при которой
количественные изменения
на определенном этапе
приводят к качественным,
а новое качество порождает
новые возможности и
интервалы количественных
изменений.
Выражение «перехода
количества в качество»
имеет единственный
рациональный смысл:
переход одного качества
в другое на основе количественных
изменений.
Изменения качества
в своей основе имеют
прибавление и убавление
вещества, энергии, структурных
или (и) информационных
компонентов системы.
Преобразование качества
может наступать от
замены элементов одной
природы теми или иными
элементами другой природы
или в результате изменения
структуры при прежнем
составе элементов.
Система может получать
энергию извне или отдавать
ее во внешнюю среду;
при одном и том же количестве
энергии она может перераспределяться
в рамках самой системы.
В целостных системах
к количественной стороне
относится также информационное
содержание систем,
изменение информации.
Во всех областях материальной
действительности появление
нового качества обусловлено
материальными факторами,
количественными изменениями.
Наряду с переходом
количества в качество
происходит обратный
переход—качества в
количество (в отмеченном
выше значении «пе¬рехода»).
Новое качество влияет
на исчезновение одних
и становление других
«количеств». Переход
качественных изменений
в количествен¬ные в
процессе развития выражается
в том, что качество: 1)
определяет характер
и направление количественных
изменений, 2) оказывает
су¬щественное влияние
на скорость, темпы протекания
количественных изменений
и 3) определяет меру (или
безмерное развитие)
данного явления.
Итак, основное содержание
закона перехода количества
в качество состоит
в обусловленности качественных
изменений количественными
и в определяемости
количества качеством.
Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию.
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.
Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек.
Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами
Динамические и статистические закономерности
В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, повторяющейся и устойчивой.
Стабильность, инвариантность
законов всегда соотносится с
конкретными условиями их действия,
изменение которых снимает
Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.
Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самое глубокое знание о них достигается не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Открытие законов — главная задача научного познания.
Каждый закон
имеет границы своего действия, определенную
сферу своего осуществления (например,
рамки данной формы движения материи,
конкретная ступень развития предмета
и т.п.). На основе познания законов
люди могут научно управлять как
природными, так и социальными
процессами, оптимально их регулировать,
а также предвидеть новые явления,
события и т.п., возможные пути,
формы и тенденции своей
Многообразие
видов отношений и
Динамические
закономерности — объективные, необходимые,
существенные связи и зависимости,
характеризующие Поведение
Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей (в математической статистике, статистической физике, квантовой механике, социологии и др.).