Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему.

Содержание

Введение ….…………………………………………………3-6
Принципы диалектики……………………..……………….7-9

Законы диалектики………………………………………...10-12

3. Категории диалектики……………………………………13-16
Заключение…………………………………………………17
Список литературы…………………………………………18

Работа содержит 1 файл

кр философия диалектика.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

         В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории  и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.

         Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.  

Закон единства и борьбы противоположностей.

         Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

         Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод  научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Диалектика, таким образом дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.  

Закон перехода количественных изменений в качественные.

         Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким ообразом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

         Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.  

Закон отрицания отрицания.

         Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.       

           Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

  1. Категории диалектики.
 

          Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

          Категории означают  основные понятия, отражающие  наиболее общие и существенные  свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.

         Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

         Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в той последовательности, в которой они выступают как ступеньки познания: категории определенности (единичное, особенное и общее, сущность и явление, содержание и форма), категории обусловленности (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).

         Общую структуру  определенности любого отдельного предмета описывают категории общего и  особенного.

         Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного. Единичным может быть известная планета, тот или иной город, конкретный человек – Петр. Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами. Например, общие признаки пространства и времени. Общее не существует до или вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного. Как уже отмечалось ранее, общее и его отношение к единичному по-разному истолковывалось в различных философских системах в эпоху средневековья. Номиналисты и реалисты спорили по поводу природы универсалий, т.е. общих понятий.

         С категорией общее  тесно связана категория сущность. Она отражает совокупность глубинных  связей и отношений, определяющих основные черты и тенденции развития предмета, материальной системы. Постигнуть сущность какого-либо объекта – это, значит, понять причину его возникновения, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства. Сущность как внутреннее свойство противопоставляется внешней, изменчивой стороне вещей. Последняя выражается категорией явление. Когда говорится, что явление- это нечто внешнее, а сущность внутреннее, то имеется в виду не пространственное отношение, а объективная значимость внутреннего и внешнего для характеристики самого предмета.

         Сущность и явление  – различные стороны действительности, они связаны друг с другом в  едином предмете, определенной области  реального мира. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явления отражают сущность. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться.   

         Важное значение для осмысления процессов развития предметов и явлений имеют категории содержания и формы. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Так содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.

         Форма и содержание представляют собой определенное отношение  не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.

         Знание процессов, явлений есть, прежде всего, знание причин их возникновения и развития. Причинность – одна из форм всеобщей законной связи явлений. Образуя понятия причина и следствие, человек изолирует те или иные стороны единого объективного процесса.

         Причина и следствие  – соотносительные понятия. Явление, которое  вызывает  к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Электрический ток, проходя через нить лампочки вызывает ее накаливание. Таким образом, электрический ток является причиной накаливания нити, а появление света- следствие прохождения тока по нити накаливания.

         Связь причины и  следствия носит характер взаимодействия: не только причина порождает следствие, но и следствие может действовать  на причину и изменять ее. В процессе взаимодействия причина и следствие меняются местами. Например: развитие капитализма в России послужило причиной отмены крепостного права, но отмена крепостного права в свою очередь явилась причиной дальнейшего ускоренного развития капитализма.

         Причинно-следственная связь проявляет себя как закономерность, объективная необходимость.

         Необходимость –  устойчивая существенная связь, определенный порядок развертывания событий, господствующая тенденция в развитии, вытекающая из внутренних коренных особенностей предметов, процессов. Это есть то, что обязательно должно произойти при наличии причин в данных условиях. Например, с необходимостью зима следует за осенью. Необходимым для общества является развитие материального производства.

         Необходимость носит  всеобщий характер. Однако необходимость не фатальна, ибо она зависит от условий. В изменившихся условиях данная необходимость может отпасть. Но в определенных условиях необходимость постоянна и устойчива.

         Противоположностью  необходимости является случайность. Случайность не вытекает с неизбежностью из внутренних взаимосвязей, а коренится в другом, не связанном с сущностью данного предмета, и в силу этого не может наступить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

          Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

         Диалектика никогда  не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных  исторических формах. Философия никогда  всецело не разлучалась с диалектикой, но в качестве привилегированных принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они были наиболее плодотворными.

Информация о работе Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии