Диалектика как теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:10, реферат

Описание работы

Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Работа содержит 1 файл

ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ И МЕТОД.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

Основные диалектические закономерности и категории

Диалектика не исчерпывается  тремя основными законами. Кроме  них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и  дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность  и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного  мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных  и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы  его существования. В мышлении категории  Сущности и явления выражают переход  от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление  — универсальные объективные  характеристики предметного мира; в  процессе познания они выступают  как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления  всегда неразрывно связаны: явление  представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в  явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: "...если бы форма проявления и сущность вещей  непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...".

Явление богаче сущности, ибо  оно включает в себя не только обнаружение  внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные  отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в  то время как сущность образует нечто  сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению  к явлению, сущность также изменяется: "...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...". Теоретическое познание сущности объекта  связано с раскрытием законов  его развития: "...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...".

Содержание и форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных  элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется  также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение  Содержания и формы характеризуется  единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении  С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма  охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Диалектическое понимание  формы, предполагает рассмотрение её как  развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, "... генетически  вывести различные формы..." и  понять "...действительный процесс  формообразования в его различных  фазах", с учётом объективной субординации С. и ф.

Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой являются взаимопереход  С. и ф. и "наполнение" старой формы  новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал  важное положение о том, что "...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием". Разрешение противоречий между С. и  ф. может протекать по-разному  — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать  новому содержанию, до использования  старых форм, несмотря на существенно  изменившееся содержание. Но в последнем  случае и форма не остаётся прежней, новое содержание "... может и  должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и  должно переродить, победить, подчинить  себе все формы, не только новые, но и старые...".

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как  содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения  в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все  многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти  последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура  мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и  всестороннее содержание мышления, тем  в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Случайность и необходимость

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости  явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности  явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление  в их всеобщей закономерной связи  внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда  вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в определенном объекте имеется  только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность – отражение  в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных  возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется  только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к  ней.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью  ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой  однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь  же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в  результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых  причин или одновременного воздействия  комплекса сложных причин, характеризуется  неоднозначностью, неопределенностью  своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать  необходимые процессы на одном структурном  уровне материи, в одной системе  связей и одновременно вызывать случайности  на др. уровне или в др. системе  связей.

Причина и следствие

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи  и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении  есть следствие. П. и с. находятся  в единстве: одинаковые причины в  одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области  общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или  меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Диалектика признаёт отправным  пунктом анализа понятия причины  самодвижение материи, которое выступает  как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов  природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого "... мы приходим к действительному отношению".

П. и с. суть отдельные  стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь  от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины  на следствие. В реальных процессах  следствие не является пассивным, оно  может воздействовать на свою причину.

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать  причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает  как причина изменения явлений  и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация  причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей —  на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные  и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

В гносеологии понятие  причинно-следственной связи выполняет  важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное  движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления  к сущности.

Возможность и действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого  предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или  иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов  и всех ее проявлений.

В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального  мира и фиксирующие основные моменты  движения и развития материи. В. и  д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого  процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится  в действительность - это зависит  от обстоятельств, от условий, в которых  протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое  превращение предмета из одного качественного  состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую  фантазию и т. д. В случае, когда  зерно превращается в растение, зерно  является исходным пунктом, а растение — результатом развития. Зерно  содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные  тенденции развития. При благоприятных  температурных и пр. условиях его  основная биологическая тенденция  прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается  в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в  действительности; зерно заключало  в себе возможность растения —  его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения —  его вторая ступень развития. Возможность  превратилась в действительность.

Возможность является более  бедным и абстрактным понятием, а  действительность более богатым  и конкретным. Действительность в  самом широком смысле — это  весь объективно существующий мир, объективная  реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется  сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это  противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком  смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную  в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь  в нечто другое по сравнению с  тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат  превращения некоторого другого  предмета, в котором он первоначально  существовал лишь как тенденция  развития, как возможность, прежде чем  он стал действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень  развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом  широком смысле и противопоставляется  возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в материальном мире как часть, как  предмет этого мира; и если в  плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно  противостоит заключенной в зерне  тенденции как результат —  исходному пункту развития, как действительность — возможности.

Единичное, особенное и  всеобщее

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени  тело, вещь, система вещей данного  качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к  миру в целом по их качественной определенности; предел количественного  деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным  основанием для его количественного  математического выражения. С этим связана проблема единицы как  основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В  своей изолированности Е. — такая  же пустая абстракция, как и общее  без Е. "... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая  ведет к общему... Всякое отдельное  неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов  связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.".

Информация о работе Диалектика как теория