Диалектика как теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:10, реферат

Описание работы

Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Работа содержит 1 файл

ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ И МЕТОД.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

ДИАЛЕКТИКА КАК  ТЕОРИЯ И МЕТОД

 

Диалектика (от греч. "диалектике") означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании  диалектика - это теория и метод  познания действительности, учение о  единстве мира и всеобщих законах  развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение  длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях  философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно  выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую  диалектику немецкой классической философии  и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних  в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в  рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все  течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: "Одно и то же в нас - живое и  мертвое, бодрствующее и спящее, молодое  и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это".

Ряд диалектических проблем  поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики".

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась  в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство  обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика".

Платон называл диалектикой  логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских  учениях многих представителей античного  материализма и идеализма, последующих  за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического  взгляда на мир большую роль сыграла  идеалистическая диалектика немецкой классической философии (кант, шеллинг, гегель). высшей ступени развития идеалистическая  диалектика достигла в философской  системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему  через отрицание отжившего и  утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием "абсолютной идеи", мистического "мирового разума" в процессе рассуждения  о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности.

Исследуя и материалистически  перерабатывая идеалистическую  диалектику Гегеля, Маркс освободил  ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную  ей. Сам Маркс писал по этому  поводу так: "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить  на ноги, чтобы вскрыть под мистической  оболочкой рациональное зерно".

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной  и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это  движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном  целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление -это  движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную  диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку  субъективная диалектика есть отражение  объективной, постольку она совпадает  с ней по содержанию. И та, и  другая подчинены одним и тем  же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип  всеобщей связи.

Диалектика рассматривает  мир в постоянном изменении и  развитии, в движении. В этом нас  убеждают и повседневный опыт, и  достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат  длительного развития различных  видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс  развития? Оно рассматривается как  движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это движение совершается  не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной  от руки. Каждый виток этой спирали  глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам  и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образую  макротела и так до галактик и  метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые  имеют место во всех областях материального  и духовного мира. Отражая эти  связи в своем сознании, человек  открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

 

2. Диалектика как  система принципов, законов и  категорий

 

Диалектические  принципы

Конкретность истины

Конкретность истины или  же отрицание существования абстрактности  И. означает, что истина связана определенными  условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с  учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического  и исторического, абстрактного и  конкретного

Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи  и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как  ступень, как момент конкретного  рассмотрения. Абстракция тем самым  толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего  от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том  их виде, в котором они протекали  в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при  условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями  и предметами. Из этого выводятся  два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме  истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно  человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как  таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле "истина относится не только к субъекту, а также к объекту", постольку  критерий И. должен представлять собой  определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически  связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей  мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения  формируются на базе абстракций все  более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения  субатомной физики, закон стоимости  в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов  люди в состоянии реализовать  поставленные ими цели.

Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание  отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные  формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное  обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение  существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в  том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего  из взаимодействия и противоречия между  различными предметами и явлениями  и различными сторонами внутри предметов  и явлений, переходят из состояния  незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям  моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой  в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного  явления. Каждый предмет содержит в  себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и  то же время имеет место и взаимопроникновение  и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря  противоречию, т. е. возникновению активного  взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности  находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи  одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе  теоретического знания, этот закон  входит основным стержнем или ядром  в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой  сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать  стимулы развития мира внутри самого мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего  к высшему, от старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений  до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно  в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности  и непрерывности, революционного, скачкообразного  и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение  нового.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту  сторону развития выражает закон  отрицания отрицания. Каждое явление  относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку  оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс  развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также  переходит в иное качество. Отрицание  снимается вторым отрицанием, а вся  цепь развития представляет собой процесс  отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания  получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему  с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и  т. д. Закон отрицания отрицания  дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений  из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком  уровне некоторые черты старого  качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения  старого качества, повторяющуюся  связь между различными этапами  развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает  как синтез всего предшествующего  движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был  отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его  развития, поэтому заключает, сохраняет  его в. себе в преобразованном  виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает  как результат предшествующего  момента и в органичной связи  с ним.

Информация о работе Диалектика как теория