Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:25, контрольная работа
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.
Исследуя
и материалистически
Для
марксистской диалектики характерным
является объективность рассмотрения
явлений, стремление постичь вещь саму
по себе, как она есть, в совокупности
ее многообразных отношений к
другим вещам.
3.
Отличие диалектики
марксизма от диалектики
Г. Гегеля.
В марксизме, который обобщил все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.
Гегелевская диалектика была идеалистической и как таковая в целом не могла войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что его диалектический метод в своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Это и понятно: у Гегеля все развитие сведено к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип самодвижения не имеет – ни с точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.
Основоположникам марксизма при использовании диалектики Гегеля надо было:
Было бы ошибочным считать, будто Маркс и Энгельс использовали в гегелевской диалектике только идею развития, поскольку сама диалектика носила идеалистическую форму. Идеи диалектического развития были выдвинуты и использовались еще Гераклитом, Зеноном Элейским, Платоном, неоплатониками (Плотином, Проклом) и др. В Гегелевской философии ценными были не только развернутая идея развития, но и принципы его обоснования; трактовка механизмов бытия идеального на разных этапах и уровнях самодвижения. Важно подчеркнуть также, что хотя марксизм резко отмежевывался от гегелевской консервативной системы, тем не менее для него оставался важным сам по себе системный признак построения философских знаний. Другое дело, что марксизм выступил против претензий на создание любых философских систем как единственных, всеобъемлющих и законченных.
Так, порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма.
В
качестве первичной признается диалектически
развивающаяся объективная
Таким
образом, материалистически
Заключение
Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.
Гегелевская
система объективного идеализма
состоит из трех основных частей. В
первой части своей системы - в "Науке
логики" - Гегель изображает мировой
дух (называемый им здесь "абсолютной
идеей") таким, каким он был до
возникновения природы, то есть признает
дух первичным. Идеалистическое учение
о природе изложено им во второй части
системы - в "Философии природы". Природу
Гегель как идеалист считает вторичной,
производной от абсолютной идеи. Гегелевская
идеалистическая теория общественной
жизни составляет третью часть его системы
- "Философию духа". Здесь абсолютная
идея становится по Гегелю "абсолютным
духом". Таким образом, система взглядов
Гегеля носила ярко выраженный идеалистический
характер.