Диалектика И Метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 29.32 Кб (Скачать)

Марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.

     Исследуя  и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей.

     Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам. 

     3. Отличие диалектики  марксизма от диалектики  Г. Гегеля. 

     В марксизме, который обобщил все  ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль  на новый уровень, диалектика выступает  как учение о всеобщих связях, о  наиболее общих законах развития бытия и мышления.

     Гегелевская диалектика была идеалистической и  как таковая в целом не могла  войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой  природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что  его диалектический метод в своей  основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.

     Это и понятно: у Гегеля все развитие сведено к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип  самодвижения не имеет – ни с  точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.

     Основоположникам  марксизма при использовании  диалектики Гегеля надо было:

    • коренным образом изменить ее мировоззренческий характер, создав новое диалектическое учение, основанное на материалистических принципах;
    • придать диалектико-материалистическому учению всеобщий характер, ничем не ограниченную сферу применения;
    • материалистическую диалектику базировать на новых достижениях естествознания;
    • соответственно реконструировать и переосмыслить всю совокупность философских законов и категорий диалектики.

     Было  бы ошибочным считать, будто Маркс  и Энгельс использовали в гегелевской  диалектике только идею развития, поскольку  сама диалектика носила идеалистическую форму. Идеи диалектического развития были выдвинуты и использовались еще Гераклитом, Зеноном Элейским, Платоном, неоплатониками (Плотином, Проклом) и др. В Гегелевской философии ценными были не только развернутая идея развития, но и принципы его обоснования; трактовка механизмов бытия идеального на разных этапах и уровнях самодвижения. Важно подчеркнуть также, что хотя марксизм резко отмежевывался от гегелевской консервативной системы, тем не менее для него оставался важным сам по себе системный признак построения философских знаний. Другое дело, что марксизм выступил против претензий на создание любых философских систем как единственных, всеобъемлющих и законченных.

     Так, порвав с идеализмом Гегеля, Маркс  и Энгельс сохранили и развили  в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод  познания и мышления.

     Но  это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как  отражения реальных вещей, их многообразных  связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии  – диалектического материализма.

     В качестве первичной признается диалектически  развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой  выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это  значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится  «диалектическое движение действительного  мира». Другими словами, в «диалектике  понятий» отражается «диалектика вещей».

     Таким образом, материалистически истолкованная  гегелевская диалектика была как  бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию  Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная  от «идеалистических оболочек», она  стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого  мышления. 

     Заключение 

      Диалектика  Гегеля послужила теоретическими предпосылками  марксистской философии, сохранившей  и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

      В отличие от диалектики Гегеля, где  материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и  отношений.

      Материалистическая  диалектика, признавая первичной  материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие  на природу и общественное бытие  людей в процессе их предметно-практической деятельности.

      Гегелевская система объективного идеализма  состоит из трех основных частей. В  первой части своей системы - в "Науке  логики" - Гегель изображает мировой  дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. 
 
 
 
 

Информация о работе Диалектика И Метафизика