Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Диалектика и метафизика………………………………………………………..4
Историческое развитие диалектики как метода познания……………………..8
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля…………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

В утверждении  диалектического взгляда на мир  большую роль сыграла идеалистическая  диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (Бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела огромное историческое значение, так как она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

Высшей  ступени развития идеалистическая  диалектика достигла в философской  системе Гегеля. Под диалектикой  Гегель понимал не только искусство  полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

Однако  диалектика Гегеля разрабатывалась  на идеалистическом решении основного  вопроса философии и не могла  быть до конца последовательной. В  диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель – материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам. Наиболее ярко это проявляется  в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика или диалектическое – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам2.

 

 

 

 

 

 

Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля

В марксизме, который обобщил все ценное в  истории развития диалектической мысли  и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает  как учение о всеобщих связях, о  наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Гегелевская диалектика была идеалистической и  как таковая в целом не могла  войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой  природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что  его диалектический метод в своей  основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.

Это и  понятно: у Гегеля все развитие сведено  к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип  самодвижения не имеет – ни с  точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.

Основоположникам  марксизма при использовании  диалектики Гегеля надо было:

    • коренным образом изменить ее мировоззренческий характер, создав новое диалектическое учение, основанное на материалистических принципах;
    • придать диалектико-материалистическому учению всеобщий характер, ничем не ограниченную сферу применения;
    • материалистическую диалектику базировать на новых достижениях естествознания;
    • соответственно реконструировать и переосмыслить всю совокупность философских законов и категорий диалектики.

Было  бы ошибочным считать, будто Маркс  и Энгельс использовали в гегелевской  диалектике только идею развития, поскольку  сама диалектика носила идеалистическую форму. Идеи диалектического развития были выдвинуты и использовались еще Гераклитом, Зеноном Элейским, Платоном, неоплатониками (Плотином, Проклом) и др. В Гегелевской философии ценными были не только развернутая идея развития, но и принципы его обоснования; трактовка механизмов бытия идеального на разных этапах и уровнях самодвижения. Важно подчеркнуть также, что хотя марксизм резко отмежевывался от гегелевской консервативной системы, тем не менее для него оставался важным сам по себе системный признак построения философских знаний. Другое дело, что марксизм выступил против претензий на создание любых философских систем как единственных, всеобъемлющих и законченных. Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении идеалистическую диалектику Гегеля как теорию и диалектический метод познания и мышления.

Но это  была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия  истолковываются как отражения  реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического  материализма.

В качестве первичной признается диалектически  развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой  выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это  значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится  «диалектическое движение действительного  мира». Другими словами, в «диалектике  понятий» отражается «диалектика вещей».

Таким образом, материалистически истолкованная  гегелевская диалектика была как  бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию  Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная  от «идеалистических оболочек», она  стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого  мышления.

Заключение

 

Диалектика  Гегеля послужила теоретическими предпосылками  марксистской философии, сохранившей  и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

В отличие  от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает  человеческие понятия как отражения  реальных вещей, их многообразных связей и отношений.

Материалистическая  диалектика, признавая первичной  материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие  на природу и общественное бытие  людей в процессе их предметно-практической деятельности.

Гегелевская система объективного идеализма  состоит из трех основных частей. В первой части своей системы – в "Науке логики" – Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы – в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы – "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974.
  2. История диалектики – М.: Мысль, 1978.
  3. Материалистическая диалектика. – М.: 1979.
  4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004.
  5. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарика, 2004.
  6. Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004.
  7. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  8. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.

 

1 Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004. – С. 98-103.

2 Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарика, 2004. - С. 65-71.


Информация о работе Диалектика и метафизика