Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:29, контрольная работа

Описание работы

Один из основных вопросов, изучаемых наукой философией - вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря - вопрос об общей структуре мира и состоянии.
Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.
Согласно метафизике, мир по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимными переходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Диалектика и метафизика. ……………………………………………………4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания…………………..9
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля……………..11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 37.35 Кб (Скачать)

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически  перерабатывая идеалистическую  диалектику Гегеля, Маркс освободил  ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную  ей. [6]

 

3. ОТЛИЧИЕ ДИАЛЕКТИКИ МАРКСИЗМА ОТ ДИАЛЕКТИКИ Г.ГЕГЕЛЯ

 

Диалектика Гегеля

Более всего термин диалектика раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения  в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание  самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого  научного развертывания мысли и  представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки  имманентную связь и необходимость…».

В диалектике Гегеля можно  выделить следующие три основных элемента:

1. Попытка обойти Кантово  опровержение рационализма. Это  опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими,  но не для диалектического  рационализма, который принимает  во внимание развитие разума  и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит  к противоречиям. Однако этот  аргумент черпает свою силу  из закона противоречия: он опровергает  только системы, признающие этот  закон, то есть пытающиеся избавиться  от противоречий. Этот аргумент  не представляет угрозы для  диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с  противоречиями.

2. Описание развития разума  в терминах диалектики. Гегель  употребляет слово «разум» не  только в субъективном смысле  — для обозначения определенной  умственной способности,— но  и в объективном смысле —  для обозначения всех видов  теорий, мыслей, идей и т. д.  Гегель с наибольшим успехом  применил диалектический метод  в своих «Лекциях по истории  философии».

Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного  процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей —  частью логической теории. Для этого  ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьезным  препятствием для диалектики.

3. Философия тождества.  Если разум и действительность  тождественны и разум развивается  диалектически (как это хорошо  видно на примере развития  философского мышления), то и действительность  должна развиваться диалектически.  Мир должен подчиняться законам  диалектической логики. Следовательно,  мы должны находить в мире  противоречия, которые допускаются  диалектической логикой. Именно  тот факт, что мир полон противоречий, еще раз разъясняет нам, что  закон противоречия должен быть  отброшен за негодностью. На  основании философии тождества  разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат  друг другу, также и факты  могут противоречить один другому,  и что факты, как и идеи, развиваются  благодаря противоречиям,— и  поэтому от закона противоречия  необходимо отказаться.[6]

 

 

 

Диалектика марксизма

 

Понятие диалектики в своих  произведениях использовали Карл Маркс  и Фридрих Энгельс, которые перевели ее в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Так, Маркс понимает философию  как науку и пытается построить  ее строго по научному методу. Он переходит  от абстрактного к конкретному. Бытие  определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Отечественная философская  традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации  Энгельса, который сформулировал  так называемые «Три закона диалектики».

  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Закон отрицания отрицания.

В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Классический примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала  происходит количественное изменение  — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь, поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях  он ведёт себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической  эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление  новых форм жизни.

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство  вести беседу, рассуждать, постигать  истину в споре. В этом заключается  движение мысли и ее развитие. Так  понималась диалектика в Древней  Греции, в том числе Сократом и  Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое  время прежде всего в философии  Гегеля (19 век) диалектика понимается как  учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества.

Противоположный диалектическому  – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе  к явлениям действительности без  учета их всеобщей взаимосвязи, как  существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге  метафизики рассматривают явления  как неизменяющиеся и не порождающие  ничего нового.     

Итак, для метафизического метода рассмотрение предметов и явлений  характерны черты:

1) явления природы и общества  рассматриваются как неизменные, в статистике;

2) связь между явлениями отрицается;

3) источники движения и развития  мира остаются за гранью исследований.

  Принцип диалектического метода: всё находится в движении, развитии  и взаимосвязи. 

Философские методы находятся во взаимосвязи, представляют собой систему, которая  и является общей методологией познания, мира и человека.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. В.Н. Лавриненко; В.П. Ратников. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2001. – 584 с.
  2. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
  4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. – М.: Знание, 1998.
  5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории./ Гегель Г.В.Ф. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.
  6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974

 

 


Информация о работе Диалектика и метафизика