Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:47, контрольная работа
Исследование диалектики и метафизики на различных этапах развития философии.
Введение…………………………………………………………… стр 2-3
1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7
2.Историческое развитие диалектики как метода……………….стр.8-9
3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12
Заключение…………………………………………………………...стр.13
Список используемой литературы………………………………….стр.14
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля.
В марксизме, обобщивший все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.
Гегелевская диалектика была идеалистической и как таковая в целом не могла войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что его диалектический метод в своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. [7]
Это и понятно: у Гегеля все развитие сведено к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип самодвижения не имеет—ни с точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.
Основоположникам марксизма при использовании диалектики Гегеля надо
было:
1) коренным образом изменить ее мировоззренческий характер, создав новое диалектическое учение, основанное на материалистических принципах;
2)придать диалектико-материалистическому учению всеобщий характер, ничем не ограниченную сферу применения;
3)материалистическую диалектику базировать на новых достижениях естествознания;
4)соответственно реконструировать и переосмыслить всю совокупность философских законов и категорий диалектики.
Было бы ошибочным считать, будто Маркс и Энгельс использовали в гегелевской диалектике только идею развития, поскольку сама диалектика носила идеалистическую форму. Идеи диалектического развития были выдвинуты и использовались еще Гераклитом, Зеноном Элейским, Платоном, неоплатониками (Плотином, Проклом) и др. В Гегелевской философии ценными были не только развернутая идея развития, но и принципы его обоснования; трактовка механизмов бытия идеального на разных этапах и уровнях самодвижения. Важно подчеркнуть также, что хотя марксизм резко отмежевывался от гегелевской консервативной системы, тем не менее для него оставался важным сам по себе системный признак построения философских знаний. Другое дело, что марксизм выступил против претензий на создание любых философских систем как единственных, всеобъемлющих и законченных.
Впоследствии, осенью 1885г., Энгельс писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людьми, которые спасли из немецкой идеалистической философии сознательную диалектику и перевели ее в материалистическое понимание природы и истории».
Так, порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии –диалектического материализма.
В качестве
первичной признается диалектически
развивающаяся объективная
Таким
образом, материалистически
[8]
Заключение.
Изучив данную тему можно сделать следующие выводы:
1. Диалектический
метод по своей природе
2. Из
многообразия определений
3. Диалектический
метод правомерен прежде всего при
рассмотрении именно тех явлений, которые
обладают ярко выраженными диалектическими
характеристиками самовоспроизведения
и самодетерминации. Он неправомерен тогда,
когда его пытаются применить к тем явлениям,
которые такими характеристиками в достаточной
степени не обладают и получают импульсы
изменения извне, будучи элементами движения
некоей более широкой целостности.
Список используемой литературы.
1)Ф.Гегель «Наука логики».Соч.Т. V.М.1937;
2)Кохановский
В.П.Философия: учеб.пособие для высших
учебных заведений/отв.ред. В.П.Кохановский.—Изд.
20-е.—Ростов н/Д;Феникс,2010.—568,[1]c/-(
3)Лавриненко
В.Н.Философия: Учебник для
4)Т.И.Ойзерман. История диалектики.М.: Изд. «Мысль»,1978;
5)Островский
Э.В.Философия:Учебник/
6) Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004;
7) www.dipshop.ru/boffer/hd1583.
8) http://otherreferats.allbest.
9) dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/
10)Маркс К. и Энгельс.Ф.Соч.,2 изд.,Т 23;
11)http://www.philosophy.nsc.