Диалектика и метафизика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Исследование диалектики и метафизики на различных этапах развития философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………… стр 2-3

1.Диалектика и метафизика………………………………………. стр.4-7
2.Историческое развитие диалектики как метода……………….стр.8-9

3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……стр.10-12

Заключение…………………………………………………………...стр.13

Список используемой литературы………………………………….стр.14

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Отличие диалектики марксизма  от диалектики Г.Гегеля.

В марксизме, обобщивший все ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Гегелевская диалектика была идеалистической и  как таковая в целом не могла войти в марксистскую материалистическую философию. Более того, по своей мировоззренческой природе она была антиподом марксизма. Сам Маркс указывал на то, что его диалектический метод в своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. [7]

Это и  понятно: у Гегеля все развитие сведено  к диалектике идей, понятий, процессу самосознания абсолютной идеи, в то время как по Марксу самодвижение присуще всему объективному миру: природному, социальному и духовному. И никаких исключений данный принцип самодвижения не имеет—ни с точки зрения его временных, ни пространственных характеристик, т.е. оно вечно.

Основоположникам  марксизма при использовании  диалектики Гегеля надо

было:

1) коренным образом изменить ее мировоззренческий характер, создав новое диалектическое учение, основанное на материалистических принципах;

2)придать диалектико-материалистическому учению всеобщий характер, ничем не ограниченную сферу применения;

3)материалистическую диалектику базировать на новых достижениях естествознания;

4)соответственно реконструировать и переосмыслить всю совокупность философских законов и категорий диалектики.

Было  бы ошибочным считать, будто Маркс  и Энгельс использовали в гегелевской  диалектике только идею развития, поскольку сама диалектика носила идеалистическую форму. Идеи диалектического развития были выдвинуты и использовались еще Гераклитом, Зеноном Элейским, Платоном, неоплатониками (Плотином, Проклом) и др. В Гегелевской философии ценными были не только развернутая идея развития, но и принципы его обоснования; трактовка механизмов бытия идеального на разных этапах и уровнях самодвижения. Важно подчеркнуть также, что хотя марксизм резко отмежевывался от гегелевской консервативной системы, тем не менее для него оставался важным сам по себе системный признак построения философских знаний. Другое дело, что марксизм выступил против претензий на создание любых философских систем как единственных, всеобъемлющих и законченных.

Впоследствии, осенью 1885г., Энгельс писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людьми, которые спасли из немецкой идеалистической философии сознательную диалектику и перевели ее в материалистическое понимание природы и истории».

Так, порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс  сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

Но это  была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия  истолковываются как отражения  реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии –диалектического материализма.

В качестве первичной признается диалектически  развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой  выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира». Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».

Таким образом, материалистически истолкованная  гегелевская диалектика была как  бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию  Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная  от «идеалистических оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления.

[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Изучив  данную тему можно сделать следующие  выводы:

1. Диалектический  метод по своей природе предназначен  прежде всего для «работы» в высших сферах познания и практики. Здесь достаточно четко «работает» метафизическое мышление: границы, в рамках которых оно пригодно, различны почти для каждого случая и обусловливаются природой объекта. Как только познавательная или практическая ситуация требует выхода за рамки этих границ, в «дело вступает» диалектический метод.

2. Из  многообразия определений диалектики  можно выделить три наиболее  характерных: учение о всеобщей  связи; учение о развитии в  его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей («ядре» диалектики). Эти три определения могут быть обобщены и синтезированы в определении, принадлежащем Ф. Энгельсу: диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Основанный на ней метод и есть диалектико-материалистический метод - система требований, вытекающих из наиболее общих законов всякого движения и поэтому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же законам - законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

3. Диалектический  метод правомерен прежде всего при рассмотрении именно тех явлений, которые обладают ярко выраженными диалектическими характеристиками самовоспроизведения и самодетерминации. Он неправомерен тогда, когда его пытаются применить к тем явлениям, которые такими характеристиками в достаточной степени не обладают и получают импульсы изменения извне, будучи элементами движения некоей более широкой целостности. 
 

Список  используемой литературы.

1)Ф.Гегель  «Наука логики».Соч.Т. V.М.1937;

2)Кохановский  В.П.Философия: учеб.пособие для высших учебных заведений/отв.ред. В.П.Кохановский.—Изд. 20-е.—Ростов н/Д;Феникс,2010.—568,[1]c/-(высшее образование);

3)Лавриненко  В.Н.Философия: Учебник для вузов/Под  ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.—584с.

4)Т.И.Ойзерман. История диалектики.М.: Изд. «Мысль»,1978;

5)Островский  Э.В.Философия:Учебник/Островский Э.В.—М.:Вузовский  учебник,2009.—313с.;

6) Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004;

7) www.dipshop.ru/boffer/hd1583.htm (Центр образовательных услуг DIPSHOP.RU, 1996-2007  ИП Литвиненко М.В.);

8) http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00031639_0.html( «Allbest.Ru. Выбери лучшее!»);

9) dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/196398(Большой энциклопедический словарь);

10)Маркс К. и Энгельс.Ф.Соч.,2 изд.,Т 23;

11)http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/History_of_Philosophy/GERAKLIT/ger_othe.htm(Фрагменты Гераклита, перевод с древнегреческого М.А.Дынника) 
 
 

Информация о работе Диалектика и метафизика