Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа
В философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.
Введение
1. Диалектика и метафизика как философские концепции развития
2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Заключение
Список литературы
"Химию можно
назвать наукой о качественных
изменениях тел, происходящих
под влиянием изменения
Г) В противоположность
метафизике диалектика исходит из того,
что предметам природы, явлениям
природы свойственны внутренние
противоречия, ибо все они имеют
свою отрицательную и положительную
сторону, свое прошлое и будущее,
свое отживающее и развивающееся, что
борьба этих противоположностей, борьба
между старым и новым, между отмирающим
и нарождающимся, между отживающим
и развивающимся, составляет внутреннее
содержание процесса развития, внутреннее
содержание превращения количественных
изменений в качественные. Поэтому диалектический
метод считает, что процесс развития от
низшего к высшему протекает не в порядке
гармонического развертывания явлений,
а в порядке раскрытия противоречий, свойственных
предметам, явлениям, в порядке "борьбы"
противоположных тенденций, действующих
на основе этих противоречий. "В собственном
смысле диалектика, говорит Ленин, есть
изучение противоречия в самой сущности
предметов" (Ленин, "Философские тетради",
стр.263). И дальше: "Развитие есть "борьба"
противоположностей" (Ленин, т. XIII, стр.301).
Таковы коротко основные черты марксистского
диалектического метода.
Не трудно понять,
какое громадное значение имеет
распространение положений
Требование буржуазно-
Все зависит от условий,
места и времени. Понятно, что
без такого исторического подхода
к общественным явлениям невозможно
существование и развитие науки
об истории, ибо только такой подход
избавляет историческую науку от
превращения ее в хаос случайностей
и в груду нелепейших ошибок. Дальше.
Если мир находится в непрерывном
движении и развитии, если отмирание
старого и нарастание нового является
законом развития, то ясно, что нет
больше "незыблемых" общественных
порядков, "вечных принципов" частной
собственности и эксплуатации, "вечных
идей" подчинения крестьян помещикам,
рабочих капиталистам. Значит, капиталистический
строй можно заменить социалистическим
строем, так же, как капиталистический
строй заменил в свое время
феодальный строй. Значит, надо ориентироваться
не на те слои общества, которые не развиваются
больше, хотя и представляют в настоящий
момент преобладающую силу, а на те слои,
которые развиваются, имеют будущность,
хотя и не представляют в настоящий момент
преобладающей силы.
В восьмидесятых
годах XIX столетия, в эпоху борьбы
марксистов с народниками, пролетариат
в России представлял незначительное
меньшинство в сравнении с
единоличным крестьянством, составлявшим
громадное большинство
Дальше. Если переход
медленных количественных изменений
в быстрые и внезапные
Значит, переход от
капитализма к социализму и освобождение
рабочего класса от капиталистического
гнета может быть осуществлено не
путем медленных изменений, не путем
реформ, а только лишь путем качественного
изменения капиталистического строя,
путем революции. Значит, чтобы не
ошибиться в политике, надо быть
революционером, а не реформистом. Дальше.
Если развитие происходит в порядке
раскрытия внутренних противоречий,
в порядке столкновений противоположных
сил на базе этих противоречий с
тем, чтобы преодолеть эти противоречия,
то ясно, что классовая борьба пролетариата
является совершенно естественным и
неизбежным явлением.
Значит, нужно не
замазывать противоречия капиталистических
порядков, а вскрывать их и разматывать,
не тушить классовую борьбу, а доводить
ее до конца.
Значит, чтобы не
ошибиться в политике, надо проводить
непримиримую классовую пролетарскую
политику, а не реформистскую политику
гармонии интересов пролетариата и
буржуазии, а не соглашательскую
политику "врастания" капитализма
в социализм.
Так обстоит дело
с марксистским диалектическим методом,
если взять его в применении к
общественной жизни, в применении к
истории общества. [4]. [5]
В философии Гегеля
логика, метафизика и онтология в сущности
тождественны. Процесс реального становления
- это аспект логического процесса мышления.
Схватывая законы логики при помощи априорного
мышления, разум обретает точное знание
реальности. Не существует дороги к истине,
кроме той, которая обеспечивается изучением
логики.
Специфическим принципом
логики Гегеля является диалектический
метод. Мышление движется трехчастным
путем. От тезиса к антитезису, т.е. к
отрицанию тезиса, а от антитезиса
к синтезу, т.е. к отрицанию отрицания
Тот же самый тройственный принцип проявляется
и в реальном становлении. Ибо единственной
реальной вещью во Вселенной является
Geist (разум или дух). Материальные вещи
не обладают для себя бытием. Субстанция
материи находится вне ее, дух есть у себя
бытие. То, что называется действительностью
- помимо разума и божественного действия
- в свете этой философии есть нечто гнилое
или косное {ein Faules), которое может казаться,
но не является в себе действительным.
[6]
Заключение
Итак, в философии
существуют две основные концепции
развития - диалектика и метафизика.
Диалектика видит весь мир постоянно
развивающимся, в котором все
взаимосвязано и источником развития
являются внутренние противоречия. Развитие
происходит путем накопления количественных
изменений, которые приводят к качественным,
к изменению формы, к образованию новых
противоречий.
Метафизика либо
отрицает движение и развитие, либо
признает их, но как случайные, несвязанные
процессы, имеющие высший источник.
И та и другая концепция описывает
реальные процессы. Диалектика делает
акцент на изменчивой стороне предметов,
метафизика описывает их устойчивые
характеристики. [7]
Диалектический метод
правомерен прежде всего при рассмотрении
именно тех явлений, которые обладают
ярко выраженными диалектическими характеристиками
самовоспроизведения и самодетерминации.
Он неправомерен тогда, когда его пытаются
применить к тем явлениям, которые такими
характеристиками в достаточной степени
не обладают и получают.
Проведя работу по данной
контрольной я узнала, что в истории
философии сложились три основные формы
диалектики:
· античная, которая
была наивной и стихийной, поскольку
опиралась на житейский опыт и
отдельные наблюдения (Гераклит, Платон,
Аристотель, Зенон и др.);
· немецкая классическая,
которая была разработана Кантом,
Фихте, Шеллингом и особенно глубоко
Гегелем;
· материалистическая,
основы которой были заложены К. Марксом
и Ф. Энгельсом.
Если бы мне было
необходимо выбрать какой из форм
диалектики придерживаться, я бы, к
моему великому сожалению, выбрала
бы материалистическую диалектику марксизма.
Теории Гегеля очень занимательны и
идеалистичны. Я хотела бы верить в
то что мир устроен совершеннее, чем приходится
видеть. Но, необходимо признать что материализм
логичнее. Ибо человек скорее захочет
верить в то, что он создает мир вокруг
себя, а не мир вливает в него жизнь. Естественно
мы говорим только о духовном и разумном
мирах.
Список литературы
1. Гегель Г.
Философия истории. - СПб.: Наука, 1993.
С.70--73, 87
2. "Философия"
Учебник, П.Г. Кабанов. - Томск. издательство
ТГУ, 2003. - 203 c.
3. Ленин В.И.
Полн. собр. соч. - Т.18. - С.181.
4. Рузавин В.И. Синергетика
и диалектическая концепция развития
Философские науки. - 1989. - № 5. - С.11.
5. К. Маркс и
Ф. Энгельс Полное собрание
сочинений, т. XIV, стр.23, 651, т. V, стр.429.
6. К. Маркс,
Избранные произведения, т. I, стр.329,
302, стр.330, 406.
[1] «Философия» Учебник,
П. Г. Кабанов.-Томск. издательство
ТГУ,2003.-203 c
[2] Ленин В.И. Полн.
собр. соч. - Т.18. - С.181.
[3] Рузавин В.И. Синергетика
и диалектическая концепция развития
Философские науки. – 1989. - № 5. – С.11.
[4] К. Маркс и
Ф.Энгельс Полное собрание
[5] К.Маркс, Избранные
произведения, т.I, стр.329, 302, стр.330, 406.
[6] Гегель Г. Философия
истории. -- СПб.: Наука, 1993. С. 70--73, 87
[7] «Философия» Учебник, П. Г. Кабанов.-Томск. издательство ТГУ,2003.-204-205 c.
Информация о работе Диалектика и метафизика как философские концепции развития