Диалектика и метафизика как философские концепции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

В философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Содержание

Введение
1. Диалектика и метафизика как философские концепции развития
2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 35.05 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

1. Диалектика и  метафизика как философские концепции  развития 

2. Историческое развитие  диалектики, как метода познания 

3. Отличие диалектики  марксизма от диалектики Г.  Гегеля 

Заключение 

Список литературы 

Введение  

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и  исчезающего приводит мир к новым  структурам. 

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость  диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и  мышления. 

Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики. Диалектика, как наука  составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских  взглядов и является бесценным творением  человеческого разума. 

В современной науке  невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания и основанный на этом учении метод мышления. 

Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Чем я и займусь в  ходе работы над этой работой. 

Контрольная выполнена с использованием трудов: Гегеля Г., Ленин В.И., К. Маркса и Ф. Энгельса, П.Г. Кабанова, Рузавина В. И. 

1. Диалектика и  метафизика как философские концепции  развития  

Объяснение возникновения  и уничтожения как изменение  субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и  почему происходят изменения. 

Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая  вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей - это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космические вихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель). 

Таким образом, в  истории философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как  повторения прошлого. В то же время  идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления  о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики. [1] 

Принцип развития - это  исходная диалектическая идея, с осознания  которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить  мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения  различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального  единства мира, осмысленный применительно  к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению  в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”. [2] 

Происхождение терминов "диалектика" и "метафизика" следующее: 

Термин "метафизика" (с греческого - "после физики") ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о "бытии самом по себе", которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе. 

На Западе до сих  пор под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию  в целом. У нас же долгое время  под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется  и в первоначальном ее значении. 
 

Диалектика (греч.) - искусство вести беседу, спор. Главным  в споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому  впоследствии диалектикой стали  называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так  как у него структура изложения  всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала  следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия  для Гегеля оставалась метафизикой. 

Диалектикой он называл  и умение отыскивать противоположности  в самой действительности, поэтому  свой метод он назвал диалектическим. 

Понятие "развитие" в настоящее время определяется по-разному: 

·  развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс); 

·  развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс); 

·  развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс. 

Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая диалектика объясняла  появление нового вхождением в косную материю различных, находящихся  в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального  мира. 

Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в  развитии. Диалектика считает, что в  мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними. 

В западной философии  деление философии на диалектику и недиалектику тоже используется. 

Кроме философии, развитие изучают и конкретные науки. Некоторые  их выводы носят мировоззренческий, философский характер. Например, синергетика  изучает связи между элементами структуры, которые образуются в  открытых системах. В этих системах происходит согласование подсистем. Это  согласование имеет свои закономерности. 

Например: 

·  такие системы  имеют многовариантность, альтернативность путей развития; 

·  всегда имеется  возможность выбора из данных альтернатив, поэтому хаос конструктивен, как  поставщик альтернатив; 

·  возможность  альтернатив делает принципиально  ненадежными прогнозы от наличного  состояния, например, в состоянии  неустойчивости социальной сферы даже действия каждого отдельного человека могут влиять на процессы в обществе в целом; 

·  настоящее системы  определяется не только прошлым, но и  будущим. 

·  путей эволюции (развития системы) много, но на определенных стадиях существует некая предопределенность, поэтому сложным системам нельзя навязывать путей их развития. 

Мировоззренческий характер синергетических представлений  позволяет отнести синергетику  к философской концепции развития. Но пока ее понятийный аппарат находится  в стадии становления. Отсюда споры о ее статусе. Например, некоторые философы синергетику считают одним из элементов диалектики. 

Структура диалектики. 

Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и  форма, причина и следствие, случайность  и необходимость и т.д. 

Установленные связи  между категориями называются законами диалектики. Все законы и категории  диалектики выражают ее принципы: 

а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития. 

a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой? 

На протяжении всей истории философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее  существует через единичное, а единичное  содержит в себе общее. (Нефилософские  понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.) 

Явление и сущность. Явление - это внешне наблюдаемые  характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают  друг с другом. Диалектика их связи  такова: сущность является, явление  есть проявление сущности. 

Сущность перед  нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней). 

Сущность взаимодействует  с другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде - в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.) 

Необходимость и  случайность. Диалектика утверждает, что  случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и  случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.) 

Закон. Закон - это  наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.) 

Почему-то в философии  Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка. 

б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина  и следствие. 

Действительную причину  явлений установить трудно, так как  все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие  всегда имеет причину, что причина  предшествует следствию, что причина  порождает следствие, в отличие  от повода, который является случайной  связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.) 

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др. 

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности  в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение  содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.) 

Кроме этих категорий  принцип развития раскрывается в  сформулированных Гегелем законах: 

а) перехода количественных изменений в качественные, б) единства и борьбы противоположностей, в) отрицания  отрицания. 

Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит в ходе накопления количественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания. 

Этот закон требует  рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное  накопление количественных изменений ("Как веревочке ни виться, все  равно конец придет"). Качество не меняется только в пределах меры. 

Марксизм использовал  этот закон для обоснования неизбежности социальных революций. 

Сформулированный  Гегелем закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Таким источником являются внутренние противоречия, которые есть результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между  ними. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же время возникновения  новых противоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление  о борьбе противоположностей мы встречаем  у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.) 

Информация о работе Диалектика и метафизика как философские концепции развития