Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа
В философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.
Введение
1. Диалектика и метафизика как философские концепции развития
2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Диалектика и
метафизика как философские
2. Историческое развитие
диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики
марксизма от диалектики Г.
Гегеля
Заключение
Список литературы
Введение
Постоянно развивающаяся
борьба старого и нового, противоположного
и противоречивого, возникающего и
исчезающего приводит мир к новым
структурам.
Сама эта борьба
объективно предполагает необходимость
диалектики - научной теории развития,
метода познания природы, общества и
мышления.
Всё, что происходит
в мире, а именно: изменение, движение
и развитие - подчиняется законам
диалектики. Диалектика, как наука
составляет душу марксизма, представляет
собой стройную систему экономических,
социально-политических и философских
взглядов и является бесценным творением
человеческого разума.
В современной науке
невозможно обойтись без диалектических
обобщений опытных данных, результаты
которых - суть понятия, умение оперировать
которыми - большое искусство. Диалектика
- учение о наиболее общих закономерных
связях и становлении, развитии бытия
и познания и основанный на этом
учении метод мышления.
Чтобы понять диалектику,
надо выяснить ее исходные положения,
структуру, принципы и ее историческое
развитие. Чем я и займусь в
ходе работы над этой работой.
Контрольная выполнена
с использованием трудов: Гегеля Г., Ленин
В.И., К. Маркса и Ф. Энгельса, П.Г. Кабанова,
Рузавина В. И.
1. Диалектика и
метафизика как философские
Объяснение возникновения
и уничтожения как изменение
субстанции неизбежно ставит вопрос
о характере этого изменения,
его направленности и причине. То
есть возникают вопросы, как, куда и
почему происходят изменения.
Античные философы,
считавшие, что все в мире непрерывно
изменяется, пришли к пониманию этих
изменений как круговорота
Таким образом, в
истории философии существовала
тенденция, которая позднее, в марксистской
философии, получила название метафизики.
Это либо отрицание движения, либо
признание его, но отрицание развития,
либо признание развития, но как
повторения прошлого. В то же время
идеи вечного изменения, перехода противоположностей
друг в друга формировали
Принцип развития - это
исходная диалектическая идея, с осознания
которой началась разработка диалектики.
Принятие данной идеи позволяет представить
мир в постоянном движении, увидеть,
что он находится в развитии, то
есть претерпевает качественные изменения
различной (прогрессивной или
Происхождение терминов
"диалектика" и "метафизика"
следующее:
Термин "метафизика"
(с греческого - "после физики")
ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник
Родосский, который назвал так группу
трактатов Аристотеля о "бытии самом
по себе", которые он поставил на полку
после физики, т.е. после трактатов Аристотеля
о природе.
На Западе до сих
пор под метафизикой понимают
учение о бытии (онтологию) или философию
в целом. У нас же долгое время
под метафизикой понималось учение
о развитии, противоположное диалектике.
В настоящее время
Диалектика (греч.) -
искусство вести беседу, спор. Главным
в споре считалось умение подвести
соперника под противоречие, поэтому
впоследствии диалектикой стали
называть сами противоречия. Гегель назвал
свою философию диалектикой, так
как у него структура изложения
всех философских проблем
Диалектикой он называл
и умение отыскивать противоположности
в самой действительности, поэтому
свой метод он назвал диалектическим.
Понятие "развитие"
в настоящее время определяется
по-разному:
· развитие есть
движение от низшего у высшему (прогресс);
· развитие есть
необратимые качественные изменения
(прогресс или регресс);
· развитие есть
мировой круговорот, прогресс есть
в то же время и регресс.
Диалектика дает
разные ответы об источнике развития.
Идеалистическая диалектика объясняла
появление нового вхождением в косную
материю различных, находящихся
в развитии, духовных форм, идей. Так,
по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие
абсолютной идеи, ее противоречивость.
Материалистическая диалектика (Маркс,
Энгельс) источником развития признала
внутренние противоречия материального
мира.
Диалектика и метафизика
различно описывают не только развитие,
но и связи предметов и явлений,
возникающие и существующие в
развитии. Диалектика считает, что в
мире все взаимосвязано и
В западной философии
деление философии на диалектику
и недиалектику тоже используется.
Кроме философии, развитие
изучают и конкретные науки. Некоторые
их выводы носят мировоззренческий,
философский характер. Например, синергетика
изучает связи между элементами
структуры, которые образуются в
открытых системах. В этих системах
происходит согласование подсистем. Это
согласование имеет свои закономерности.
Например:
· такие системы
имеют многовариантность, альтернативность
путей развития;
· всегда имеется
возможность выбора из данных альтернатив,
поэтому хаос конструктивен, как
поставщик альтернатив;
· возможность
альтернатив делает принципиально
ненадежными прогнозы от наличного
состояния, например, в состоянии
неустойчивости социальной сферы даже
действия каждого отдельного человека
могут влиять на процессы в обществе
в целом;
· настоящее системы
определяется не только прошлым, но и
будущим.
· путей эволюции
(развития системы) много, но на определенных
стадиях существует некая предопределенность,
поэтому сложным системам нельзя
навязывать путей их развития.
Мировоззренческий
характер синергетических представлений
позволяет отнести синергетику
к философской концепции
Структура диалектики.
Диалектика использует
понятия, они называются категориями.
Это предельно общие понятия,
описывающие развитие и связи, например:
сущность и явление, содержание и
форма, причина и следствие, случайность
и необходимость и т.д.
Установленные связи
между категориями называются законами
диалектики. Все законы и категории
диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи, б)
детерминизма, в) развития.
a) Принцип всеобщей
связи раскрывается категориями: общее
и единичное, явление и сущность, необходимость
и случайность, закон и др. Как они связаны
между собой?
На протяжении всей
истории философии существовала
проблема взаимосвязи общего и единичного.
Диалектика утверждает, что общее
существует через единичное, а единичное
содержит в себе общее. (Нефилософские
понятия, выражающие эти категории:
типовое, стандартное, индивидуальное,
уникальное и т.д.)
Явление и сущность.
Явление - это внешне наблюдаемые
характеристики предметов. Сущность -
это внутренняя, глубинная, устойчивая
сторона предметов. Они не совпадают
друг с другом. Диалектика их связи
такова: сущность является, явление
есть проявление сущности.
Сущность перед
нами не может предстать
Сущность взаимодействует
с другими сущностями и предстает
нам в искаженном виде - в явлении.
(В античности явление называли мнением.
Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)
Необходимость и
случайность. Диалектика утверждает, что
случай есть проявление необходимости.
То есть одно и то же явление и
случайно, и необходимо. Мера необходимого
в случайном есть вероятность случая.
(Демокрит считал, что случайность не существует,
все необходимо. Спиноза утверждает, что
случайным называют что-то из-за несовершенства
знания.)
Закон. Закон - это
наиболее повторяющиеся, существенные,
необходимые, устойчивые связи. (Философское
понимание закона отличается от его обыденного
понимания. То, что мы называем законом,
в диалектике не будет таковым, если нет
устойчивых, повторяющихся связей. Например,
юридический закон если не соблюдается,
то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии
Гегеля и Маркса не нашлось парной
категории для категории "закон",
но логично предположить, что на
эту роль подходит категория "хаос".
Закон - это порядок, хаос - беспорядок.
Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма
раскрывается категориями: причина
и следствие.
Действительную причину
явлений установить трудно, так как
все явления взаимосвязаны. Диалектика
утверждает лишь то, что следствие
всегда имеет причину, что причина
предшествует следствию, что причина
порождает следствие, в отличие
от повода, который является случайной
связью. Все связи, кроме причинной,
называются условиями. (Философское учение,
отрицающее причинные связи, называется
индетерминизмом.)
в) Принцип развития
раскрывается категориями: содержание
и форма, возможность и действительность
и др.
Согласно диалектике,
развитие есть превращение возможности
в действительность. Всякое действительное
существовало раньше в возможности,
но не всякое возможное становится
действительным. Развитие есть изменение
содержания и смена формы. Содержание
определяет форму, но форма организует
содержание. (Форма - содержательна, содержание
оформлено.)
Кроме этих категорий
принцип развития раскрывается в
сформулированных Гегелем законах:
а) перехода количественных
изменений в качественные, б) единства
и борьбы противоположностей, в) отрицания
отрицания.
Характер развития,
то есть как оно происходит, раскрывается
в диалектике количественно-качественных
изменений. Развитие происходит в ходе
накопления количественных изменений,
которые достигают пределов меры, после
этого происходит скачок в развитии и
изменяется качество. Это качество содержалось
раньше в возможности, оно есть новая форма
для изменившегося содержания.
Этот закон требует
рассматривать развитие как единство
количественных и качественных изменений,
он утверждает, что невозможно бесконечное
накопление количественных изменений
("Как веревочке ни виться, все
равно конец придет"). Качество
не меняется только в пределах меры.
Марксизм использовал
этот закон для обоснования
Сформулированный
Гегелем закон единства и борьбы
противоположностей указывает на источник
развития. Таким источником являются
внутренние противоречия, которые есть
результат раздвоения единого на
противоположности и борьбы между
ними. Всякое развитие есть разрешение
противоречия и в то же время возникновения
новых противоположностей, нового противоречия.
(В истории философии
Информация о работе Диалектика и метафизика как философские концепции развития