Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:37, контрольная работа
В философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.
Введение
1. Диалектика и метафизика как философские концепции развития
2. Историческое развитие диалектики, как метода познания
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля
Заключение
Список литературы
Содержание 
Введение 
1. Диалектика и 
метафизика как философские 
2. Историческое развитие 
диалектики, как метода познания 
3. Отличие диалектики 
марксизма от диалектики Г. 
Гегеля 
Заключение 
Список литературы 
Введение  
Постоянно развивающаяся 
борьба старого и нового, противоположного 
и противоречивого, возникающего и 
исчезающего приводит мир к новым 
структурам. 
Сама эта борьба 
объективно предполагает необходимость 
диалектики - научной теории развития, 
метода познания природы, общества и 
мышления. 
Всё, что происходит 
в мире, а именно: изменение, движение 
и развитие - подчиняется законам 
диалектики. Диалектика, как наука 
составляет душу марксизма, представляет 
собой стройную систему экономических, 
социально-политических и философских 
взглядов и является бесценным творением 
человеческого разума. 
В современной науке 
невозможно обойтись без диалектических 
обобщений опытных данных, результаты 
которых - суть понятия, умение оперировать 
которыми - большое искусство. Диалектика 
- учение о наиболее общих закономерных 
связях и становлении, развитии бытия 
и познания и основанный на этом 
учении метод мышления. 
Чтобы понять диалектику, 
надо выяснить ее исходные положения, 
структуру, принципы и ее историческое 
развитие. Чем я и займусь в 
ходе работы над этой работой. 
Контрольная выполнена 
с использованием трудов: Гегеля Г., Ленин 
В.И., К. Маркса и Ф. Энгельса, П.Г. Кабанова, 
Рузавина В. И. 
1. Диалектика и 
метафизика как философские 
Объяснение возникновения 
и уничтожения как изменение 
субстанции неизбежно ставит вопрос 
о характере этого изменения, 
его направленности и причине. То 
есть возникают вопросы, как, куда и 
почему происходят изменения. 
Античные философы, 
считавшие, что все в мире непрерывно 
изменяется, пришли к пониманию этих 
изменений как круговорота 
Таким образом, в 
истории философии существовала 
тенденция, которая позднее, в марксистской 
философии, получила название метафизики. 
Это либо отрицание движения, либо 
признание его, но отрицание развития, 
либо признание развития, но как 
повторения прошлого. В то же время 
идеи вечного изменения, перехода противоположностей 
друг в друга формировали 
Принцип развития - это 
исходная диалектическая идея, с осознания 
которой началась разработка диалектики. 
Принятие данной идеи позволяет представить 
мир в постоянном движении, увидеть, 
что он находится в развитии, то 
есть претерпевает качественные изменения 
различной (прогрессивной или 
Происхождение терминов 
"диалектика" и "метафизика" 
следующее: 
Термин "метафизика" 
(с греческого - "после физики") 
ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник 
Родосский, который назвал так группу 
трактатов Аристотеля о "бытии самом 
по себе", которые он поставил на полку 
после физики, т.е. после трактатов Аристотеля 
о природе. 
На Западе до сих 
пор под метафизикой понимают 
учение о бытии (онтологию) или философию 
в целом. У нас же долгое время 
под метафизикой понималось учение 
о развитии, противоположное диалектике. 
В настоящее время 
 
Диалектика (греч.) - 
искусство вести беседу, спор. Главным 
в споре считалось умение подвести 
соперника под противоречие, поэтому 
впоследствии диалектикой стали 
называть сами противоречия. Гегель назвал 
свою философию диалектикой, так 
как у него структура изложения 
всех философских проблем 
Диалектикой он называл 
и умение отыскивать противоположности 
в самой действительности, поэтому 
свой метод он назвал диалектическим. 
Понятие "развитие" 
в настоящее время определяется 
по-разному: 
·  развитие есть 
движение от низшего у высшему (прогресс); 
·  развитие есть 
необратимые качественные изменения 
(прогресс или регресс); 
·  развитие есть 
мировой круговорот, прогресс есть 
в то же время и регресс. 
Диалектика дает 
разные ответы об источнике развития. 
Идеалистическая диалектика объясняла 
появление нового вхождением в косную 
материю различных, находящихся 
в развитии, духовных форм, идей. Так, 
по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие 
абсолютной идеи, ее противоречивость. 
Материалистическая диалектика (Маркс, 
Энгельс) источником развития признала 
внутренние противоречия материального 
мира. 
Диалектика и метафизика 
различно описывают не только развитие, 
но и связи предметов и явлений, 
возникающие и существующие в 
развитии. Диалектика считает, что в 
мире все взаимосвязано и 
В западной философии 
деление философии на диалектику 
и недиалектику тоже используется. 
Кроме философии, развитие 
изучают и конкретные науки. Некоторые 
их выводы носят мировоззренческий, 
философский характер. Например, синергетика 
изучает связи между элементами 
структуры, которые образуются в 
открытых системах. В этих системах 
происходит согласование подсистем. Это 
согласование имеет свои закономерности. 
Например: 
·  такие системы 
имеют многовариантность, альтернативность 
путей развития; 
·  всегда имеется 
возможность выбора из данных альтернатив, 
поэтому хаос конструктивен, как 
поставщик альтернатив; 
·  возможность 
альтернатив делает принципиально 
ненадежными прогнозы от наличного 
состояния, например, в состоянии 
неустойчивости социальной сферы даже 
действия каждого отдельного человека 
могут влиять на процессы в обществе 
в целом; 
·  настоящее системы 
определяется не только прошлым, но и 
будущим. 
·  путей эволюции 
(развития системы) много, но на определенных 
стадиях существует некая предопределенность, 
поэтому сложным системам нельзя 
навязывать путей их развития. 
Мировоззренческий 
характер синергетических представлений 
позволяет отнести синергетику 
к философской концепции 
Структура диалектики. 
Диалектика использует 
понятия, они называются категориями. 
Это предельно общие понятия, 
описывающие развитие и связи, например: 
сущность и явление, содержание и 
форма, причина и следствие, случайность 
и необходимость и т.д. 
Установленные связи 
между категориями называются законами 
диалектики. Все законы и категории 
диалектики выражают ее принципы: 
а) всеобщей связи, б) 
детерминизма, в) развития. 
a) Принцип всеобщей 
связи раскрывается категориями: общее 
и единичное, явление и сущность, необходимость 
и случайность, закон и др. Как они связаны 
между собой? 
На протяжении всей 
истории философии существовала 
проблема взаимосвязи общего и единичного. 
Диалектика утверждает, что общее 
существует через единичное, а единичное 
содержит в себе общее. (Нефилософские 
понятия, выражающие эти категории: 
типовое, стандартное, индивидуальное, 
уникальное и т.д.) 
Явление и сущность. 
Явление - это внешне наблюдаемые 
характеристики предметов. Сущность - 
это внутренняя, глубинная, устойчивая 
сторона предметов. Они не совпадают 
друг с другом. Диалектика их связи 
такова: сущность является, явление 
есть проявление сущности. 
Сущность перед 
нами не может предстать 
Сущность взаимодействует 
с другими сущностями и предстает 
нам в искаженном виде - в явлении. 
(В античности явление называли мнением. 
Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.) 
Необходимость и 
случайность. Диалектика утверждает, что 
случай есть проявление необходимости. 
То есть одно и то же явление и 
случайно, и необходимо. Мера необходимого 
в случайном есть вероятность случая. 
(Демокрит считал, что случайность не существует, 
все необходимо. Спиноза утверждает, что 
случайным называют что-то из-за несовершенства 
знания.) 
Закон. Закон - это 
наиболее повторяющиеся, существенные, 
необходимые, устойчивые связи. (Философское 
понимание закона отличается от его обыденного 
понимания. То, что мы называем законом, 
в диалектике не будет таковым, если нет 
устойчивых, повторяющихся связей. Например, 
юридический закон если не соблюдается, 
то в диалектике это уже не закон.) 
Почему-то в философии 
Гегеля и Маркса не нашлось парной 
категории для категории "закон", 
но логично предположить, что на 
эту роль подходит категория "хаос". 
Закон - это порядок, хаос - беспорядок. 
Чем больше порядка, тем меньше беспорядка. 
б) Принцип детерминизма 
раскрывается категориями: причина 
и следствие. 
Действительную причину 
явлений установить трудно, так как 
все явления взаимосвязаны. Диалектика 
утверждает лишь то, что следствие 
всегда имеет причину, что причина 
предшествует следствию, что причина 
порождает следствие, в отличие 
от повода, который является случайной 
связью. Все связи, кроме причинной, 
называются условиями. (Философское учение, 
отрицающее причинные связи, называется 
индетерминизмом.) 
в) Принцип развития 
раскрывается категориями: содержание 
и форма, возможность и действительность 
и др. 
Согласно диалектике, 
развитие есть превращение возможности 
в действительность. Всякое действительное 
существовало раньше в возможности, 
но не всякое возможное становится 
действительным. Развитие есть изменение 
содержания и смена формы. Содержание 
определяет форму, но форма организует 
содержание. (Форма - содержательна, содержание 
оформлено.) 
Кроме этих категорий 
принцип развития раскрывается в 
сформулированных Гегелем законах: 
а) перехода количественных 
изменений в качественные, б) единства 
и борьбы противоположностей, в) отрицания 
отрицания. 
Характер развития, 
то есть как оно происходит, раскрывается 
в диалектике количественно-качественных 
изменений. Развитие происходит в ходе 
накопления количественных изменений, 
которые достигают пределов меры, после 
этого происходит скачок в развитии и 
изменяется качество. Это качество содержалось 
раньше в возможности, оно есть новая форма 
для изменившегося содержания. 
Этот закон требует 
рассматривать развитие как единство 
количественных и качественных изменений, 
он утверждает, что невозможно бесконечное 
накопление количественных изменений 
("Как веревочке ни виться, все 
равно конец придет"). Качество 
не меняется только в пределах меры. 
Марксизм использовал 
этот закон для обоснования 
Сформулированный 
Гегелем закон единства и борьбы 
противоположностей указывает на источник 
развития. Таким источником являются 
внутренние противоречия, которые есть 
результат раздвоения единого на 
противоположности и борьбы между 
ними. Всякое развитие есть разрешение 
противоречия и в то же время возникновения 
новых противоположностей, нового противоречия. 
(В истории философии 
Информация о работе Диалектика и метафизика как философские концепции развития