Диалектика и ее альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Диалектика-учение о развитие
1.1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……………….4
1.2. Принципы диалектики…………………………………………………...11
2. Альтернативы диалектики
2.1. Метафизика как основная альтернатива диалектики………………….15
2.2. Другие альтернативы диалектики ……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Диалектика и ее альтернативы..docx

— 51.59 Кб (Скачать)

Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и  разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

В философии  марксизма диалектика понимается как  учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия  и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики.

Одним из главных оснований материализма Маркса и Энгельса было стремление опровергнуть любую теорию, которая  утверждает, ссылаясь на рациональную или духовную природу человека, что  социология должна основываться на идеалистической  или спиритуалистической посылке  или на анализе разума. В противовес подобным теориям они подчеркивали материальную сторону человеческой природы, выражающуюся, например, в  потребности людей в пище и  других материальных благах, и ее важность для социологии.

Маркс научил нас тому, что даже развитие идей нельзя понять до конца, если трактовать историю идей — хотя такое толкование часто имеет большие достоинства  — не принимая во внимание условия  их возникновения и жизненную  ситуацию их создателей, где экономическая  сторона чрезвычайно важна. В  настоящий момент для нас важно  не столько проанализировать материализм  и экономизм Маркса, сколько выяснить, что произошло в рамках его  системы с диалектикой. Здесь, как  мне кажется, важны два момента, во-первых, Марксов акцент на историческом методе в социологии и, во-вторых,— антидогматическая тенденция Марксовой диалектики.

Что касается первого момента, то мы должны помнить, что Гегель был одним из изобретателей  исторического метода — основателем  целой школы мыслителей, которые  считали, что описание истории развития является его причинным объяснением. Они были убеждены, например, что  можно объяснить определенные социальные институты, если показать, каким образом  они медленно вырабатывались человечеством. В наши дни часто признают, что  значение исторического метода для  социальной теории было значительно  завышено, однако вера в этот метод  никоим образом не иссякла. Марксова социология заимствовала у Гегеля не только ту мысль, что метод социологии должен быть историческим и что социология, так же как история, должна стать теорией социального развития, но и тезис о необходимости объяснять это развитие в диалектических терминах. Для Гегеля история была историей идей. Маркс отбросил идеализм, но сохранил гегелевское учение, согласно которому движущими силами исторического развития являются диалектические «противоречия», «отрицания» и «отрицания отрицаний». В данном отношении Маркс и Энгельс шли за Гегелем след в след, и это можно доказать текстуально. Гегель в «Энциклопедии философских наук» (часть 1 гл. VI) описывает диалектику как «универсальную и неотразимую мощь, пред которой ничто не может устоять, сколь бы надежным и стабильным оно себя ни мнило». В этом же духе пишет и Энгельс («Анти-Дюринг», часть 1, «Диалектика: отрицание отрицания»): «Итак, что же такое отрицание отрицания? Чрезвычайно общий ... закон развития природы, истории и мышления, закон, который ... имеет силу в животном и растительном царстве, в геологии, математике, истории и философии».

По Марксу, главная задача социологии — показать, как диалектические силы действуют  в истории, и таким образом  предсказать ход истории; или, как  он говорит в предисловии к  «Капиталу», «конечная цель моего  труда состоит в том, чтобы  раскрыть экономический закон движения современного общества». И этот диалектический закон движения, отрицание отрицания, лежит в основе Марксова пророчества  о неминуемом конце капитализма («Капитал», I гл. XXIV):

«Капиталистический  способ производства ... есть первое отрицание ... Но капитализм, с неумолимостью  закона Природы, порождает свое собственное  отрицание. Это есть отрицание отрицания».

Пророчество, конечно же, не должно быть обязательно  ненаучным, о чем свидетельствуют  предсказания затмений и других астрономических  событий. Однако гегелевская диалектика, включая ee материалистическую версию, не может служить надежным основанием для научных прогнозов. Таким  образом, основывающиеся на диалектике прогнозы иногда будут правильными, а иногда — неправильными. В последнем  случае, очевидно, возникает непредвиденная ситуация.

Кроме той  роли, какую играет диалектика в  историческом методе Маркса, необходимо вспомнить и о его антидогматической  установке. Маркс и Энгельс настойчиво утверждали, что науку не следует  интерпретировать как массив, состоящий  из окончательного и устоявшегося знания или из «вечных истин», но надо рассматривать  ее как нечто развивающееся, прогрессирующее. Ученый — это не тот человек, который  много знает, а тот, кто полон  решимости не оставлять поиска истины. Научные системы развиваются, причем развиваются, согласно Марксу, диалектически.

Реальность, однако, такова, что Марксов прогрессивный  и антидогматический взгляд на науку  на деле никогда не проводился ортодоксальными  марксистами. Прогрессивная, антидогматическая  наука критична, в критике — сама ее жизнь. Но марксисты никогда не отличались терпимостью к критике марксизма, диалектического материализма.

Гегель  полагал, что философия развивается  и что его система, однако, должна оставаться последней, наивысшей и  вечно непревзойденной стадией  развития. Марксисты переняли эту  установку, распространив ее на систему  Маркса. Поэтому антидогматическая  установка Маркса проводится только в теории, а не в практике ортодоксального  марксизма, диалектика же используется марксистами, по примеру энгельсовского «Анти-Дюринга», главным образом  в апологетических целях —  для защиты марксизма от критики. Как правило, критиков хулят за неумение понять диалектику — эту пролетарскую науку — или за предательство. Благодаря диалектике антидогматическая  установка была оставлена и марксизм утвердился как догматизм, и догматизм  достаточно гибкий, чтобы с помощью  диалектического метода уклониться от всякой животворной критики. Однако для развития науки нет большего препятствия, чем такого рода догматизм. Не может быть развития науки без  свободного соревнования мыслей,—  такова сущность антидогматического подхода, когда-то столь решительно отстаиваемого  Марксом и Энгельсом. Вообще говоря, свободное соревнование научных  идей невозможно без свободы мышления как такового.

Таким образом, диалектика сослужила дурную службу не только для развития философии, но и для развития политической теории. Нам легче будет понять эту  ее несчастливую роль, если мы постараемся  разобраться в том, каким образом  сформировалась политическая теория Маркса. Рассмотрим ситуацию в целом. Маркс, прогрессивно, эволюционно и даже революционно мыслящий молодой человек, попал под влияние Гегеля, знаменитейшего немецкого философа. Гегель был представителем прусской реакции. Он использовал свой принцип тождества разума и действительности для поддержки существующих властей  — ведь то, что существует, разумно  — и для защиты идеи Абсолютного  Государства (которая теперь называется тоталитаризмом). Маркс, восхищавшийся  Гегелем, но имевший совершенно другой политический темперамент, нуждался в  философии, которая могла бы обосновать его политические взгляды. Можно  представить себе охватившее его  ликование, когда он понял, что гегелевскую  диалектическую философию легко  повернуть против ее творца — что  диалектика подходит скорее для революционной  политической теории, чем для консервативной и апологетической. Кроме того, диалектика прекрасно отвечала его потребности  в теории, которая была бы не просто революционной, но и оптимистической  — предсказывала бы прогресс на том основании, что каждый следующий  шаг есть шаг вперед.

В философии  наших дней воспроизводятся и  различные модификации иного  понимания диалектики. Каждая из них  акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю  окружающую действительность.

Диалектика (в современном, то есть главным образом  гегелевском, смысле термина) — это  теория, согласно которой нечто —  в частности, человеческое мышление,—  в своем развитии проходит так  называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

Диалектика, точнее теория диалектической триады, устанавливает, что некоторые события  или исторические процессы происходят определенным типичным образом. Стало  быть, диалектика есть эмпирическая, описательная теория. Ее можно сравнить, скажем, с  теорией, согласно которой живые  организмы на определенной стадии своего развития растут, затем остаются неизменными, после чего начинают уменьшаться  и умирают,— либо с теорией, согласно которой люди сначала отстаивают свои мнения догматически, потом начинают относиться к ним скептически, и  лишь после этого, на третьей стадии, воспринимают их научно, то есть в критическом  духе.

    1. Принципы диалектики

Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся  в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принципов  объяснения мира как единого Космоса  у древних мыслителей выступали  идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский  принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явления  сознания, принципы вторичны. Они –  продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея – это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном  виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.

Закон –  это объективное, необходимое и  существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как  общее отношение для всей совокупности явлений закон не терпит исключений. При одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенности объективных  законов природы и общества позволяют  человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.

В зависимости  от пространства действия различают  законы специфические (функционирующие  в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом природе  или обществу) и всеобщие, или  законы диалектики. Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные  существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных  категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.

Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как  он раскрывает самую существенную сторону  развития – его источник и причину.

Единство  и борьба противоположных начал  – внутренний источник движения и  развития всего сущего.

Основные  понятия закона – понятие диалектических противоположностей. Это такие две  стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно  определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем  существовании: в математике – плюс и минус; в физике – положительное  и отрицательное.

Единство  противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение  единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается  как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.

Противоречия  бывают:

Внутренние  – характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.

Внешние – это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.

Основные  противоречие – это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.

Не основные – это производное противоречие, результат и следствие основного.

Антагонистические противоречия – это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.

Неантагонические  противоречия – это противоречие разрешение которых возможно на путях  реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.

Неантагонические  противоречия можно в соответствующих  условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое  противоречие.

Закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно  происходит этот процесс.

Основные  категории, посредством которых  выражается содержание закона, - это  качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.

Качество  характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы