Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:05, контрольная работа
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Диалектика-учение о развитие
1.1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……………….4
1.2. Принципы диалектики…………………………………………………...11
2. Альтернативы диалектики
2.1. Метафизика как основная альтернатива диалектики………………….15
2.2. Другие альтернативы диалектики ……………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..22
Федеральное
государственное
среднего профессионального образования
«Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики»
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
Тема: «Диалектика и ее альтернативы»
Выполнил(а): Студент(ка) 206 группы
Мхитарян А.А.
Проверил(а): Узинцова Ю.В.
Челябинск 2012 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..22
Введение
Цель: Познакомиться с альтернативами диалектики.
Задачи: Выяснить, какие существуют альтернативы диалектики и рассказать о каждой из них.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что
происходит в мире, а именно: изменение,
движение и развитие - подчиняется
законам диалектики. Диалектика как
наука представляет собой стройную
систему экономических, социально-политических
и философских взглядов и является
бесценным творением
Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это, прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.
Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. Т.е. диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание.
В данной работе я попыталась определить основные альтернативы диалектики, такие как метафизика, «Отрицательная» диалектика, софистика, догматизм и релятивизм.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под
диалектикой понимается
2) Субъективная
диалектика, диалектическое мышление.
Она представляет собой
3) Философское
учение о диалектике или
В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.
Само
понятие диалектика родилось в древнегреческой
философии, где с развитием античной
демократии стало высоко цениться умение
полемизировать, убеждать, обосновывать
свою точку зрения. Под диалектикой
понимали искусство спора, умение находить
противоречия в мыслях собеседника,
плодотворно развивать
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единство и борьба противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. sensus — восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей.
Гераклит
— первый греческий философ, вышедший
за рамки чисто натуралистических
построений мистики чисел и религиозно-
Аристотель
считает изобретателем
Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.
В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.
В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Особое
место диалектика приобретает в
работах представителей немецкой классической
философии, т.к. именно здесь впервые
в истории философии была разработана
целостная диалектическая концепция
развития, поколебавшая господство метафизического
метода. Самой развитой формой этой
диалектики явилась диалектика Гегеля.
Однако, у истоков этого метода,
предлагая порой не менее интересные
и неортодоксальные ее разновидности,
стоит все же Кант с его антиномикой
чистого разума. Диалектический метод
пронизывает все разделы
Кант утверждал, что область нашего знания ограничена сферой возможного опыта и что деятельность чистого разума (pure reasoning) за пределами этой сферы лишена основания. В разделе первой «Критики», озаглавленном им «Трансцендентальная диалектика». Кант доказывал это так. Пытаясь построить теоретическую систему на основании чистого разума,— например, доказывая, что наш мир бесконечен (идея, явно выходящая за пределы возможного опыта), мы можем достичь своей цели. Однако мы обнаружим, к своему ужасу, что с помощью равноценных аргументов всегда можно доказать и прямо обратное.
Как же Гегель
преодолел Кантово опровержение
рационализма? Очень просто — он
предложил не обращать внимания на
противоречия. Они просто-таки неизбежны
в развитии мышления и разума. Они
только показывают недостаточность
и неудовлетворительность теории, которая
не учитывает того факта, что мышление,
то есть разум, а вместе с ним (согласно
философии тождества) и действительность,
не есть нечто раз и навсегда установившееся,
но находится в развитии, что мы
живем в эволюционирующем мире. Гегель
утверждает, что Кант опроверг метафизику,
но не рационализм. Ибо то, что Гегель
называет «метафизикой» — в
Таким образом, в гегелевской диалектике мы находим следующие три элемента:
I. Попытка обойти Кантово опровержение «догматизма» — в понимании Канта — метафизики. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими в более узком, собственно гегелевском смысле, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Ускользая, таким образом, от Кантовой критики, Гегель пускается в крайне опасное предприятие, поскольку доказывает примерно следующее: «Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Допустим. Однако ясно, что этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для системы вроде моей, которая готова примириться с противоречиями, то есть для диалектической системы». Очевидно, что такая позиция закладывает фундамент для чрезвычайно опасной разновидности догматизма — для догматизма, которому уже не надо бояться критики. Гегелевский метод вытеснения Канта эффективен, но, к несчастью, слишком эффективен. Он делает систему Гегеля неуязвимой для любой критики и нападок и, таким образом, является догматическим в чрезвычайно специфическом смысле.
II. Описание развития разума в терминах диалектики — весьма правдоподобный элемент гегелевской философии. Это становится ясно, тогда, когда Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Утверждая, что философия является наивысшим выражением деятельности разума, и говоря о развитии разума, Гегель имеет в виду главным образом развитие философского мышления.
Чтобы уяснить связанную с этим успехом Гегеля опасность, мы должны вспомнить, что в его время — и даже много позже — логика обычно определялась как теория разумной или мыслительной деятельности; соответственно, фундаментальные законы логики обычно назывались «законами мышления». Отсюда вполне понятно, почему Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьезным препятствием для диалектики. Здесь корень той точки зрения, согласно которой диалектика «фундаментальна», то есть может конкурировать с логикой, является усовершенствованной логикой.
III. Третий элемент гегелевской диалектики основывается на философии тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. (Эта точка зрения была названа «панлогизмом».) Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Этот закон предполагает, что противоречие никогда не встречается в природе, то есть в мире фактов, и что факты никак не могут противоречить друг другу. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
Основными элементами гегелевской диалектики, являются: