Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Диалектика (от греческого – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанные на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью системы законов и категорий. Диалектическое мышление возникло вместе с человеком и обществом. Диалектика – это философская теория, метод и методология научного познания. Значит, она выполняет теоретическую функцию. А мера мышления человека определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания бытия.

Содержание

1. Диалектика, ее происхождение и основные этапы развития.
Диалектическое и догматическое мышление, их противоположность.с 3
2. Категории диалектики как универсальные связи бытия. с 7
3. Законы диалектики. Их характеристика и принципы проявления в
конкретных процессах и явлениях. с 10
4. Понятие развития. Соотношение развития и регресса. Критические
прогрессы в природе и обществе. с 12
5. Список использованной литературы. с 15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 

Возможность и  действительность.

     Возможность-совокупность  порожденных объективно существующими  и возникающими на их основе  многообразных сторон действительности, предпосылок ее изменения.

     Действительность  – есть ставшее, т.е. осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей. Каждая действительность обнаруживает много возможностей. Возможности есть реальные и формальные.

     Реальные возможности порождаются закономерным развитием системы, ее необходимыми связими и отношениями.

     Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости. Возможности есть абстрактные и конкретные.

     Абстрактные возможности появляются, когда в действительности нет достаточных условий для их реализации.

     Конкретные возможности появляются, когда в действительности есть все условия для их реализации. Причем, абстрактная возможность может превратиться в конкретную, когда созреют все необходимые условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы  диалектики. Их характеристика

 и  принципы проявления в конкретных  процессах и явлениях.

 

     Категории  диалектики находятся в неразрывной  связи с ее законами. Каждая  область природы, общества имышления  имеет свой законы развития, но  вследствие материального единства  мира в ней существует некоторые общие законы развития. Наиболее общимизаконами диалектики является: закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.

     Эти  законы выражают универсальные  формы движения и развития мира и его познания и составляют основу метода диалектического мышления.

     Закон  единства и борьбы противоположностей  состоит в том, что развитие  и познание мира осуществляется  путем раздвоения единого на  взаимоисключающие противоположные моменты, стороны,тенденции. Эти противоположности могут находиться как в единстве, так и в «борьбе» друг с другом. Единство противоположностей (тождество) существует временно, преходяще, релятивно, а борьба между ними-абсолютна, т.к. за пределы данного единства к новому качеству ведет «борьба» противоположностей.

     Закон  перехода количественных изменений  в качественные показывает механизм  развития: изменение качества объекта  происходит тогда, когда накопление  количественных изменений достигает определенного предела и тогда происходит «скачок», т.е. смена одного качества другим.

     Закон  отрицания отрицания показывает  направление развития. Его основное содержание в том, что всякое отрицание-есть условие развития, также как всякое отрицание означает пресечение возможностей какого-либо развития. Но возникновение нового означает уничтожение старого не полностью, а с сохронением его положительных моментов для развития нового на болеевысокой ступени. Таким образом, его содержание в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности развития.

     Знание  всеобщих законов служит основой  для изучения специфических законов.  В свою очередь всеобщие законы  развития мира и конкретные  формы их проявления можно  изучать лищь с изучением и  обобщением частных законов. В этом заключается объективное основание взаимной связи диалектики и конкретных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие развития. Соотношение развития и  регресса.

Критические прогрессы в природе и обществе.

 

     Развитие – это необратимое, напрвленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Существенную характеристику процессов развития составляет время, т.к. всякое развитие происходит в реальном времени. Древняя философия и наука понимала время как протикающее циклически и все процесы воспринимались как совершающиеся по «заданной от века» программе. Для античного мировозрения не существовало проблемы необратимых изменений. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о неправельнных изменениях. С утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распространялась на сферу духа, представления о развитии изменились. С возникновением опытной науки Нового времени сформировались представления о направленных и необратимых представлениях и изменениях в природе и обществе.

     Наиболее  полные осмысление идеи развития  и общественного прогресса связано  с именем Гегеля. Он утверждал,  что развитие есть движение  вперед от несовершенного к более совершеному, т.к. несовершенное содержит в себе – в зардыше, в тенденции – свою собственную противоположность – т.е. совершенное. Значит, был провозглашен факт прогрессивного развития общества. Но Гегель понимал исторический прогресс как саморазвитие мирового духа. Поэтому появляется и другой – диалектико-материалистический подход к этой проблеме в философии марксизма, где за основу прогресса берется экономический фактор, а именно, развитие производственных сил общества соответствующих им производственных отношений. Такие разные точки зрения привели к понятию противоречивости в самом понимании «прогресса», ведь то, что считается прогрессивным в условиях рабовладения, считается безнравственным и регресивным в современном обществе. Значит, критерий прогресса нужно находить в диалектике прогресса и регресса.

     Регресс  (от лат. – обратное движение) – это тип развития, для которого  характерен переход от высшего  к низшему. Регресс включает  в себя моменты застоя, возвращения к изжившим себя формам и структурам. Регресс противоположен прогрессу, но между ними существует сложная многосторонняя связь: с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития системы, с другой – при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные ее составляющие могут сохронять прогрессивные направления общества.

     В  общественном развитии возможность  регресса заложена в самой  противоречивой сущности исторического  процесса. Однако, эти регрессивные  явления не прирывают процесса развития в рамках более общей системы. Так, например, бурный рост древнегреческого искуссства не отвечал общему ходу развития рабовладельческого общества. Некоторые формы античного искусства были возможны лишь ранних стадиях развития этого общества, когда питательной почвой искусства являлась мифология. Или быстрый рост производительных сил на ранних стадиях капитализма вовсе не означал прогресса во всех областях общественной жизни. Наоборот, период первоначального накопление капитала вошел в историю как период нищеты и страдания масс, резкого падения морали имущих классов. Подобные события происходят сейчас в нашей стране.

     Существуют  и критические прогрессы как  в природе, так и обществе. В  сфере социально-политических отношений  – это создание и наращивание термо-ядерного оружия, в сфере отношений «общество-природа» - это непрекращаущееся загрязнение окружающей среды. В сфере отношений «человек – общество» - это не контролируемый рост народонаселения и т.д..

     Из  сказанного можно сделать вывод: ни критерии, относящиеся к фере создания, ни критерии экономического процветания не позволяют понять природы прогресса. Современная философия апелирует к фундаментальной категории – категории свободы.

     Свобода – сложнейшая категория, отражающая процессы и в сфере сознания и в юбъективном бытии. Ведь из всей истории развития общества для человека предпочтительнее была та социальная система, которая обеспечивала ему большую степень свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

  1. Асмус В.Ф. История античной философии. – Москва, 1985г.
  2. История философии. – Москва, 1991г.
  3. Философия науки под ред. С.Н. Лебедева. – Москва, 2008г.
  4. Филосовский энциклопедический словарь. – Москва, 1983г.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития