Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Диалектика (от греческого – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанные на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью системы законов и категорий. Диалектическое мышление возникло вместе с человеком и обществом. Диалектика – это философская теория, метод и методология научного познания. Значит, она выполняет теоретическую функцию. А мера мышления человека определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания бытия.

Содержание

1. Диалектика, ее происхождение и основные этапы развития.
Диалектическое и догматическое мышление, их противоположность.с 3
2. Категории диалектики как универсальные связи бытия. с 7
3. Законы диалектики. Их характеристика и принципы проявления в
конкретных процессах и явлениях. с 10
4. Понятие развития. Соотношение развития и регресса. Критические
прогрессы в природе и обществе. с 12
5. Список использованной литературы. с 15

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 85.00 Кб (Скачать)


Министерство  спорта, туризма и молодежной политики РФ

Камская Государственная  Академия Физической Культуры Спорта и Туризма

факультет «Физическая  культура и спорт»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине  «Философия»

на тему  "Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития"

 

 

 

 

 

 

                                                   выполнил:

                                                                 студент 12 группы

                                                                             Заочной формы обучения

                                                                                       Никитин Николай Трофимович

                                                   проверил:

                                                                                     Гайков Анатолий Васильевич

 

 

 

Набережные  Челны – 2009г.

 

Содержание.

 

1. Диалектика, ее  происхождение и основные этапы  развития.    

    Диалектическое  и догматическое мышление, их  противоположность.

 

с 3

 

2. Категории  диалектики как универсальные связи бытия.

 

с 7

 

3. Законы диалектики. Их характеристика и принципы  проявления в  

    конкретных  процессах и явлениях.

 

 

с 10

 

4. Понятие развития. Соотношение  развития и регресса. Критические 

    прогрессы в  природе и обществе.

 

 

с 12

 

5. Список использованной  литературы.

 

с 15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектика, ее происхождение и основные этапы  развития.

Диалектическое  и догматическое мышление, их противоположность.

 

     Диалектика (от греческого – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанные на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью системы законов и категорий.

     Диалектическое  мышление возникло вместе с  человеком и обществом. Диалектика  – это философская теория, метод  и методология научного познания. Значит, она выполняет теоретическую функцию. А мера мышления человека определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания бытия. Осмысление этого познавательного процесса восходит к древней культуре Востока, достигнув более зрелой формы в античности, создавшей образцы диалектического мышления.

     Само  слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначающий им искуство вести спор, диалог с целью достижения истины путей противоборства мнений.

     Вслед  за Сократом другой древнегреческий  философ Платон понимал под  диалектикой именно диалог как  логические операции, расчленения  и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов, ведущих к получению истины. Эти мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое, а внутри этого целого вечно совершаются процессы изменения, движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого.

     Всеобщая  изменчивость бытия представлялась  как превращение одного первоначала  в другое – земли в воду, воды в воздух, воздух в огонь, огня в эфир и обратно.

     Найболее  яркое проявление античная диалектика  получила у Гераклита из города  Эфеса, согласно которому мир,  находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится  в вечном становлении, движении  в единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идет о диалектике миро в целом, то философ Зенон выдвинул противоречивость понятия движения и отдельных форм бытия. Именно Элейская школа противопоставляла мысленный и чувственный мир, единства и множественность стихийно-диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипы, Демокрит, Эпикур, лукреций) которые утверждали, что появление любой вещи из атома диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество по сравнению с составляющеми ее атомами.

На основе философии Гераклита и элеатов возникла и субъективная диалектика – софистика, которая привела в бурное движение человеческая мысль, с ее противоречиями и исканием истины в атмосфере постоянных споров. Учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать и положительные стороны человеческой мысли; стремясь осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно – ответной теории диалектики, внесеный Сократом, стал пронизывать всю античную философию и диалектику.

     Продолжая  мысль Сократа и трактуя мир  понятий (или идей) как самостоятельную  действительность, Платон вводит  такие категории как «движение», «покой», «различие», «тождество».

     Аристотель  превратил платоновские идеи  в единичные формы вещей и  развил диалектику дальше –  в направлении познания реально  существующего космоса. В своем  учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслещим самого же себя, т.е. являющегося и субъектом и объектом.

     В средние века при господстве монотеистической религии диалектика переместилась в сферу теологии. Центром схоластического мышления стал личный абсолют. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совподении противоположностей.

     В  философии Нового времени, несмотря  на господство метофизических  возрений, диалектические идеи выдвигались  Декартом. Декарт развил идею  о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии. Спиноза вводит диалектическое понимание субстанции природы как «причины самой себя» и выявляет диалектику свободы и необходимости, утверждая, что свобода – это осознанная необходимость, а связь идеи в мышлении трактует как отражение связи вещей.

     Следующий  этап в развитии диалектики-это  немецкая классическая философия.  Она разрабатывает на идеалистической  основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Иммануила Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть абсолютного знания. По Канту, знания опираются на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшее понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика обнаруживает противоречия, в которых запутывается разум. Эта критическая диалектика имела огромное значение, т.к. она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

     Вершиной  класической идеалистической диалектики  явилось учение Гегеля, который  представил весь природный, исторический  и духовный мир в виде процесса, т.е. в безприрывном движении, изменении, преобразовании и развитии.

     У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу, и кончая категориальной Диалектикой исторического процесса. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятия. Бытие-это самое первое и абстрактное определение мысли, которое конкретезируется в категориях качества, коичества и меры. Бытие рефлектирует и отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражаются в категории действительности. Этим у него исчерпывается сущность. Это и есть понятие. Таким образом, развитие – есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе разрешения противоречий. При этом само развитие трактуется как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. Понятие у него выступает и как объект, и как субъект, и как абсолютная идея.

     Серьезная  попытка материалистического осмысления  диалектики представлена в философии  марксизма; где дан синтез принципов  материализма и диалектики на  основе научного обобщения общественной практики, естествознания, а также данных общественных наук.

     Диалектика  возникла и исторически развивалась  в борьбе с метофизическим  методом мышления, особеностью которого  является абсолютизация того  или иного момента в составе  целого; односторонность, преувеличения какой-либо стороны объекта. Разновидностью метафизики является Догматизм как застывшее знание.

 

 

 

 

 

Категории диалектики как универсальные связи  бытия.

 

     Категория – это найболее общие понятия, выражающие универсальные формы бытия и познания. Каждая категория занимает определенное место, являясь обобщенным соответствующей ступени развитие знания о мире. Впервые категории как всеобщие формы объективной реальности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности свел в единую систему Аристотель. Вего системе их 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Однако, его система была построенна по формально-логическому принципу. Гегель положил в основу системы категорий диалектические принципы, т.е. представил их в движении, во взаимопереходах в свою противоположность. Но он расматривал категории как ступени развития абсолютной идеи. Современная философия считает, что каждая категория связана с определенной стадией развития познания. Всякая новая категория появляется потому, что познание выявляет какие-то новые связи и отношения. Значит, каждая категория зависит от исторической последовательности познания.

     Категория  «единичное» отражает в познании путь становления человеческого разума, когда человек осознает отличие собственного бытия и бытия природы.

     В  истории философии существовало  два направления «Реализм» и  «Номинализм», которые метафизически  рассматривали эти категории.  «Реализм» утверждал, что «общее»  существует «единичного». «Номинализм»-утверждал, что общее не существует реально, а существует только в виде понятий. Диалектика же рассматривает эти категории в их единстве и различии: единичное-есть часть общего, общее состот из единичного.

     Одной  из форм всеобщей связи явлений  является причинность, т.к. результат  действия причины – есть следствие. «Причина и следствие» находится в диалектическом единстве. Существуют причины внутренние и внешние.

     Внешние  причины обусловлены взаимодействием  между различными материальными  образованиями. Внутренние причины  являются взаимодействием элементов, составляющих объект. Определяющую  роль в развитии играют внутренние причины.

 

Необходимость и случайность.

     Необходимыми  являются такие свойства и  связи, которые обусловлены внутренними  причинами.

     Случайными  называются свойства и связи,  имеющие причину своего существования в стечении внешних причин. Необходимые связи наступают неизбежно, а случайные могут «быть» или «не быть». Случайность – это форма проявления и дополнения необходимости.

 

Содержание  и форма.

     Содержание  – это совокупность всех элементов явления, их взаимодействий и изменений.

     Форма  – это организация устойчивых  связей между ними.

Диалектика  содержания и формы в том, что  содержание определяет развитие вещи, а форма заключена в самом содержании. Это есть организация устойчивых связей между элементами содержания. В то же время форма обладает относительной самостоятельностью, она может как ускорить, так и замедлить развитие содержания.

 

Явление и сущность.

     Сущность  есть совокупность всех необходимых  сторон и связей вещи, взятых в их естественный взаимозависимости.

     Явление-есть  выражение этих сторон и связей  на поверхности через всю массу  случайных отклонений.

     Диалектика явления и сущность в том, что сущность нам является, а всякое явление – существенно, а сущность относительно постоянна.

Информация о работе Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития