Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа
Диалектика (от греческого – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанные на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью системы законов и категорий. Диалектическое мышление возникло вместе с человеком и обществом. Диалектика – это философская теория, метод и методология научного познания. Значит, она выполняет теоретическую функцию. А мера мышления человека определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания бытия.
1. Диалектика, ее происхождение и основные этапы развития.
Диалектическое и догматическое мышление, их противоположность.с 3
2. Категории диалектики как универсальные связи бытия. с 7
3. Законы диалектики. Их характеристика и принципы проявления в
конкретных процессах и явлениях. с 10
4. Понятие развития. Соотношение развития и регресса. Критические
прогрессы в природе и обществе. с 12
5. Список использованной литературы. с 15
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ
Камская Государственная Академия Физической Культуры Спорта и Туризма
факультет «Физическая культура и спорт»
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему "Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития"
Набережные Челны – 2009г.
Содержание.
1. Диалектика, ее
происхождение и основные Диалектическое и догматическое мышление, их противоположность. |
с 3 |
2. Категории диалектики как универсальные связи бытия. |
с 7 |
3. Законы диалектики. Их характеристика и принципы проявления в конкретных процессах и явлениях. |
с 10 |
4. Понятие развития. Соотношение развития и регресса. Критические прогрессы в природе и обществе. |
с 12 |
5. Список использованной литературы. |
с 15 |
Диалектика, ее происхождение и основные этапы развития.
Диалектическое и догматическое мышление, их противоположность.
Диалектика (от греческого – искусство вести беседу, спор) – это учение о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанные на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью системы законов и категорий.
Диалектическое
мышление возникло вместе с
человеком и обществом.
Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначающий им искуство вести спор, диалог с целью достижения истины путей противоборства мнений.
Вслед
за Сократом другой
Всеобщая
изменчивость бытия
Найболее
яркое проявление античная
На основе философии Гераклита и элеатов возникла и субъективная диалектика – софистика, которая привела в бурное движение человеческая мысль, с ее противоречиями и исканием истины в атмосфере постоянных споров. Учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать и положительные стороны человеческой мысли; стремясь осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно – ответной теории диалектики, внесеный Сократом, стал пронизывать всю античную философию и диалектику.
Продолжая
мысль Сократа и трактуя мир
понятий (или идей) как самостоятельную
действительность, Платон вводит
такие категории как «движение»
Аристотель
превратил платоновские идеи
в единичные формы вещей и
развил диалектику дальше –
в направлении познания
В средние века при господстве монотеистической религии диалектика переместилась в сферу теологии. Центром схоластического мышления стал личный абсолют. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совподении противоположностей.
В
философии Нового времени,
Следующий
этап в развитии диалектики-
Вершиной
класической идеалистической
У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу, и кончая категориальной Диалектикой исторического процесса. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятия. Бытие-это самое первое и абстрактное определение мысли, которое конкретезируется в категориях качества, коичества и меры. Бытие рефлектирует и отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражаются в категории действительности. Этим у него исчерпывается сущность. Это и есть понятие. Таким образом, развитие – есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе разрешения противоречий. При этом само развитие трактуется как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. Понятие у него выступает и как объект, и как субъект, и как абсолютная идея.
Серьезная
попытка материалистического
Диалектика
возникла и исторически
Категории диалектики как универсальные связи бытия.
Категория – это найболее общие понятия, выражающие универсальные формы бытия и познания. Каждая категория занимает определенное место, являясь обобщенным соответствующей ступени развитие знания о мире. Впервые категории как всеобщие формы объективной реальности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности свел в единую систему Аристотель. Вего системе их 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Однако, его система была построенна по формально-логическому принципу. Гегель положил в основу системы категорий диалектические принципы, т.е. представил их в движении, во взаимопереходах в свою противоположность. Но он расматривал категории как ступени развития абсолютной идеи. Современная философия считает, что каждая категория связана с определенной стадией развития познания. Всякая новая категория появляется потому, что познание выявляет какие-то новые связи и отношения. Значит, каждая категория зависит от исторической последовательности познания.
Категория «единичное» отражает в познании путь становления человеческого разума, когда человек осознает отличие собственного бытия и бытия природы.
В
истории философии
Одной
из форм всеобщей связи
Внешние
причины обусловлены
Необходимость и случайность.
Необходимыми
являются такие свойства и
связи, которые обусловлены
Случайными называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в стечении внешних причин. Необходимые связи наступают неизбежно, а случайные могут «быть» или «не быть». Случайность – это форма проявления и дополнения необходимости.
Содержание и форма.
Содержание – это совокупность всех элементов явления, их взаимодействий и изменений.
Форма – это организация устойчивых связей между ними.
Диалектика содержания и формы в том, что содержание определяет развитие вещи, а форма заключена в самом содержании. Это есть организация устойчивых связей между элементами содержания. В то же время форма обладает относительной самостоятельностью, она может как ускорить, так и замедлить развитие содержания.
Явление и сущность.
Сущность
есть совокупность всех
Явление-есть
выражение этих сторон и
Диалектика явления и сущность в том, что сущность нам является, а всякое явление – существенно, а сущность относительно постоянна.
Информация о работе Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития