Диалектика Гераклита

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились тексты, относящиеся к вопросу о познании. Ни у Фалеса, ни у Анаксимандра, ни у Анаксимена нет высказываний, касающихся вопросов о знании. Первоначальный, наивный материализм милетской школы восполняется Гераклитом, поставившим вопрос о характере человеческого познания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

1.Диалектика Гераклита.

 

Глава I. Проблемы познания.

Источник и характер человеческих знаний.

Гераклит - один из первых античных философов, от которого сохранились  тексты, относящиеся к вопросу  о познании. Ни у Фалеса, ни у Анаксимандра, ни у Анаксимена нет высказываний, касающихся вопросов о знании. Первоначальный, наивный материализм милетской  школы восполняется Гераклитом, поставившим  вопрос о характере человеческого  познания. Предметом человеческих знаний Гераклит, как материалист, считал природу.Из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался "О природе", согласно другим - "Музы", сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце, согласно им, так велико, как нам оно кажется, и, "когда бы не было Солнца, была бы ночь, несмотря на то, что существуют звёзды".Гераклит пытался различить роль чувств и роль мышления в познании истины: природа познаётся чувствами, но глаза и уши тех, кто имеет "грубые души", - плохие свидетели; простое накопление фактов, "многознание" не делает человека умным, - необходимо разумное познание космоса.

Гераклит одним из первых обратил внимание на характер человеческого  познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Кто его не понимает, не может  ничего понять в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию "многознания", "многоучёности" от подлинной мудрости. Многознание в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее срывает их. Он весьма критически высказывается о целом ряде мыслителей, например о Пифагоре. "Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея. Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешёвой учёности, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей.

ГЛАВА П. Идея всеобщего  движения, и изменения.

1. Жизнь - движение  и активность.

Гераклит, как один из основоположников диалектики учил: "На входящего в  одну и ту же реку текут всё новые  и новые воды", "В одну и  ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем". Образ вечно текущей реки у Гераклита символизирует вечно изменяющийся мир, вечно обновляющееся бытиё. На примере запоминающегося образа реки Гераклит показал, что природа вещей очевидна, а сущность бытия активна. Мир - процесс, поток вещей. Сама жизнь - движение и активность. Всё, что движется, то живёт; всё, что живёт, то движется. Всё ''бессмертное’’ движется вечно, всё "смертное" – временно. “Смертную природу” невозможно застигнуть дважды в одном и том же состоянии, как и человеческую жизнь.

“Ибо то, что было, прошло; то, что будет, приближается, становится настоящим, удаляется”. Жизнь и смерть, рождение и гибель, и вообще противоположности возникновения и исчезновения связаны между собой, обусловливают и предполагают друг друга. Поэтому "одно и то же живое и мёртвое". Смерть не чужда жизни, она не привносится в жизнь откуда-то извне. Она является неотъемлемой стороной жизни. А потому в единый поток жизни и бытия мы "входим и не входим, существуем и не существуем. И в самом деле: то, что возникает, в то же время погибает; то, что существует, в то же время не существует. Процесс возникновения и исчезновения, соединения и рассеивания, пребывания и убывания связан со временем и напоминает время - настоящее время, которое представляет собой как бы неуловимую границу между прошлым и будущим. Будущее, приближаясь, становится настоящим; становление настоящего есть в то же время его удаление в прошлое. Всякое "теперь" есть в то же время и "не теперь".

Образ гераклитовой реки, символизирующее и мир, и космос, выражает оба противоположных аспекта бытия: как всеобщее течение вещей, так и всеобщий относительный покой. Река, конечно, всё время течёт, но это вовсе не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного, неизменного. У Гераклита река остаётся той же рекой, несмотря на то, что в ней каждый раз текут все новые и новые воды. Более того, можно сказать, что нет ничего более постоянного, чем река, которая всё время течёт, и солнце, которое всё время светит. Главной идеей Гераклита была идея стабильности, он использовал реку имение потому, что тождество сохраняется не во всяком изменении, а только в постоянной и мерно текущей реке: вода течёт равномерно и один её объём последовательно замещает другой. При этом в самом потоке воды проявляется тот же принцип меры, что и в мировых процессах:

Космический огонь мерами (порциями) загорается и мерами угасает. Превращение огня в море происходит по определённой мере, как и море, получает свою меру по той же пропорции, которая была раньше, чем возникла земля. Только при соблюдении этих мер, порций, т.е. количественных материальных пропорции трёх мировых стихий, может, по Гераклиту, сохраниться космос, существующий миропорядок. Таким образом, любое  физическое изменение происходит в  соответствии с определённой нормой и ритмом, известным количественным соотношением, т.е. в соответствии с "мерой", которая представляет собой один из аспектов всеобъемлющего логоса.

несостоятельность в логическом отношении, в принципе доказать невозможно. Как не может возникнуть материальное из нематериального, так нельзя вывести движение из неподвижной субстанции. Если материальная субстанция признаётся неподвижной, то источник движения неизбежно выносится вовне. Движение, в конечном счете, при таком подходе признаётся вечным, но вынесенным из среды естественного бытия и поэтому непознаваемым. Гераклит фактически предложил единственно возможное решение проблемы, когда признал само первоначало постоянно меняющимся и переходящим в противоположные состояния. Таким первоначалом был для него огонь. Огонь наиболее отвечает его цели, ибо с ним связано представление о жизненном тепле. И это также наглядный образ постоянного изменения. Он меняется сам и меняет всё, с чем соприкасается. Поэтому космос в целом и всё, что находится в нём, Гераклит объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения. Этот первоогонь переходит в противоположные стихии: либо в воду, образует море, которое производит "движущееся вверх светлое испарение", т.е. небо, воздух и "движущееся вниз темное испарение", т.е. землю; либо - в землю, когда плотные части огня сосредоточиваются вместе, а из земли в результате разрежения происходит влага, а при испарении влага образуется воздух". И так постоянно: "...на огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары, и на товары - золото".

Единство противоположностей.  

Единое Гераклита это  не только одно, которое переходит  в противоположное, поскольку противоположности  свойственны ему самому. Единое Гераклита - это гармония противоположностей. Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. "Всё едино: делимое - неделимое, рождённое - нерождённое, смертное – бессмертное, логос - вечность, отец - сын, бог - справедливость". "Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное, и из всего - одно, из одного - всё.

«Одно и то же в нас - живое  и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это"."День - ночь, зима - лето, война - мир, изобилие - голод (всё противоположности)". Путь вверх и вниз - один и тот же».

Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние. "Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Молодое стареет, живое умирает и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трём фрагментам, даже формулирует общий закон: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу". "Война - отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными"; следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит через борьбу по необходимости.

Но для Гераклита не меньшее значение, чем борьба, имеет  связь противоположностей, их гармония. Он говорит о прекраснейшей гармонии, получаемой из расходящегося. Каждое талое - это гармония, и всюду гармония есть результат временного равновесия противоположных сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры:"0ни не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращаясь / к себе/ гармония, как у лука и лиры". Единство сжатия и растяжения образуют и древнейшее оружие - лук и музыкальный инструмент - лиру. Пока имеется гармония, связь натяжения и растяжения, имеется и целое.

Таким образом, Гераклит намечает основную диалектическую закономерность движения: поскольку единое расщеплено на противоположные части, стороны, моменты и каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение  осуществляется через борьбу противоположностей и есть вместе с тем переход  в противоположное состояние. В  то же время об изменении именно данной вещи можно говорить лишь при  наличии гармонии её противоположностей. Это понятие диалектической закономерности концентрируется Гераклитом в понятии  логоса, порядка всего происходящего  в мире. Поэтому неверно, что гармония - это всегда и всюду положительное  и созидательное начало, а борьба - это начало исключительно отрицательное  и разрушительное. В противовес общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что "справедливость - борьба" и что  всё происходит через борьбу по необходимости. Борьба всеобща. Борьба - источник жизни, её постоянного обновления. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создаёт новую, которая есть вместе с тем возобновляющаяся борьба. Борьба вечна. Вечна и смена вещай. Вековечность космической борьбы обусловливает  вечно обновляющуюся юность мира.

ГЛАВА Ш. УЧЕНИЕ О  ЛОГОСЕ.

Смысл термина "логос".

Идея логоса составляет центральную  часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях. Смысл термина "логос" менялся  в зависимости от контекста. Он мог означать и нечто объективно существующее, согласно которому "всё совершается", и субъективное "слово", "мысль" или теоретическое "высказывание" самого Гераклита, адекватное объективному "логосу", и, отличая свой логос-слово от объективного логоса, он говорит о логосе как о единстве всего. В некоторых других случаях логос - это "всеобщее" (всео6щая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у Гераклита слова "война" или "борьба", "гармония" (связь, единство), "мера" являются синонимами слова "логос". "Логос" употреблён им также в смысле "слова", "славы", "учения", "души".

Многозначность термина "логос", понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено  разнообразием и неопределённостью  вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать  этот термин в контексте его основных идей.

Используя многозначный смысл  термина "логос", Гераклит остаётся верным себе. "Хотя этот логос существует вечно, непонимающими бывают люди и  прежде, чем услышат (о нём), и, услышав  впервые, ибо, хотя всё совершается  согласно этому логосу, они выглядят несведущими, когда приступают к  таким словам и делам, какие я  излагаю, различая каждое по его природе  и объясняя, каково оно, по сути. От остальных же людей, исключая названных, скрыто то, что они делают, бодрствуя, подобно тому, как они забывают и то, что делали, во сне".





Вывод. 
Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами: историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.; критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетцев, Ксенофана и др.);  
Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события. 
В истории философии нового времени Гераклит, естественно, привлекал к себе внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть, одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт диалектики". Гераклитовские идеи, о которых говорит Ленин, - это догадка Гераклита о борьбе и гармонии противоположностей. 
Гераклит привлёк к себе внимание  и Гегеля, который заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит в основных принципах своей философии - материалист, выводит всё из огня, а Гегель - идеалист и выводит всё сущее из абсолютной идеи. Но как бы ни было преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит  о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита. 
Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей. 
 
При всей своей примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского  сыграли свою роль – им было положено начало науке древних греков.

2.Глобальные проблемы современности. 
С точки зрения философии...   Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования.  
Природа-предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества вне биосферы- это нонсенс! Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона- жизненная необходимость людей. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах) условиям природной среды, новой для него среде обитания. Дж. Уайнер отмечает, что "Все представители вида Homo Sapiens способны проявить необходимую пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий". Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее изменения. Человечество как живое вещество неразрывно связано с материальноэнергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду" .Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности- особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен "стрелками", направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю человека гуманного по отношению к самому себе и природе. без этой глобальной философской перестройки отношений в системе" Человек- Природа" все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли".

  • Проблема загрязнения мусором. До эры агломераций утилизация отходов была облегчена благодаря всасывающей способности окружающей среды: земли и воды. Крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили мало отходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось или использовалось в виде навоза как удобрение почвы для урожая будущего года. Передвижение в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большего удобства.

В настоящее  время жители Нью-Йорка выбрасывают  в день в общей сложности около 24000 т материалов. Эта смесь, состоящая  в основном из разнообразного хлама, содержит металлы, стеклянные контейнеры, макулатуру, пластик и пищевые  отходы. В этой смеси содержится большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из флюорисцентных ламп и токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий. Город размером с Сан-Франциско располагает большим количеством алюминия, чем небольшая бокситовая шахта, меди — чем средняя медная копия, и большим количеством бумаги, чем можно было бы получить из огромного количества древесины. С начала 70-х до конца 80-х в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Сегодня только Москва выбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов примерно по 1 т на каждого жителя!

Как видно  из приведённых примеров масштабы загрязнения окружающей среды городскими отходами таковы, что острота проблемы нарастает с каждым днём.

  • Загрязнение воды.

      Использованная  человеком  вода  в конечном  счете   возвращается   в

природную среду. Но, кроме  испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовая,

промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно  не  очищенные  или

очищенные недостаточно. Таким  образом, происходит  загрязнение  пресноводных

водоемов – рек, озер, суши и прибрежных участков морей.

      Различают  три вида  загрязнения  вод   –  биологическое,  химическое  и

физическое.

      Загрязнение   океанов  и  морей   происходит   вследствие   поступления

загрязняющих веществ  с  речными  стоками,  их  выпадения  из  атмосферы  и,

наконец, благодаря деятельности человека.

      Особое  место в  загрязнении  океанов   занимает  загрязнение  нефтью  и

нефтепродуктами.   Естественное   загрязнение   происходит   в    результате

просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе.

      Наибольший  вклад  в  нефтяное  загрязнение   океана   вносят   морские

перевозки нефти, а также  внезапные  разливы  больших  количеств  нефти  при

авариях танкеров.

 

  • Проблема парникового эффекта.

Углекислый газ  является  одним  из  главных  виновников  «парникового

эффекта», почему что другие  известные  «парниковые  газы»  (а  их  около40)

определяют лишь примерно половину глобального потепление. Подобно тому,  как

в парнике стеклянная крыша  и стены  пропускают  солнечную  радиацию,  но  не

дают уходить теплу, так  и  углекислый  газ  вместе  с  другими  «парниковыми

газами». Практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают тепловое

излучение Земли, не дают ему уходит в космос.

      Увлечение  средней  глобальной  темпера ты  воздуха должно  неминуемо

привести к еще  более  значительному  уменьшению  континентальных  ледников.

Потепление  климата  ведет  к  таянию  полярных  льдов  и  повышению  уровня

Мирового океана.

      Глобальное  потепление может вызвать смещение  основных  зон  земледелия

до  температуры,  большими  наводнениями,  устойчивыми   засухами,   лесными

пожарами. Вслед  за  предстоящими  изменениями  климата  неизбежно  наступят

изменения положения природных  зон а)сокращение потребления угля, замена  его

природных  газов,  б)развитие  атомной  энергии,  в)развитие  альтернативных

видов энергетики (ветровой, солнечной, геотермальной)  г)всемирная  экономия

энергии.

  • Проблема перенаселения планеты.

Число землян растет стремительно. А  ведь  каждый  человек  потребляет

большое количество  различных  природных  ресурсов.  Мало  того,  этот  рост

приходится, прежде всего, на слабо или недостаточно развитые страны.  Однако

они ориентируются на развитие государство, где уровень благосостояние  очень

высоко, а количество потребляемых  каждым  жителем  ресурсов  огромно.  Если

представить, что все население  Земли (основная часть которого сегодня  живет

бедно, а то и голодает) будет иметь уровень жизни  как в Западной Европе  или

США, наша планета просто не выдержит. Но и полагать, что всегда  большинство

землян будет прозябать  в  нищете,  невежестве  и  убожестве  несправедливо,

негуманно и несправедливо.  Быстрое  экономическое  развитие  Китая,  Индии,

Мексики   и   ряда   других   многонаселенных   стран   опровергаем    такое

предположение.

      Следовательно,  выход один -  ограничения рождаемости с одновременным

уменьшением и смертности и повышениям качества жизни. Однако ограничение рождаемости наталкивается  на множество препятствий.

В их  числе  реакционные  общественные  отношения,  огромная  роль  религии,

поощряющей многодетностью; примитивные общинные  формы  хозяйствования, при

которых  многодетные выигрывают;  неграмотностью   и   невежество,   слабое

развитие медицины и т. д. Следовательно, отсталые страны имеют, перед  собой

тугой узел сложнейших проблем. Однако сплошь  и  рядом  в  отсталых  странах

правят  те,   кто   собственные   или   племенные   интересы   ставят   выше

государственных, невежество масс используют для  своих  корыстных  целей  (в

том числе войн, репрессии  и прочего), роста вооружений и  подобных вещей.

      Проблема  экологии, перенаселения и отсталости  напрямую  связаны  и  с

угрозой возможной нехватки продовольствия в  недалеком  будущем.  Сегодня  в

большом количестве стран из-за быстрого  роста населения и недостаточного

развития  сельского  хозяйства  современных  методов.   Однако   возможности

повышения его продуктивности, по- видимому, не безграничны. Ведь  увеличение

использования минеральных  удобрений, ядохимикатов, и др. ведет  к  ухудшению

экологической обстановки и  все большей  концентрации  вредных  для человека

веществ в пище. С другой стороны, развитие  городов  и  техники  выводит  из

оборота  много  плодородных  земель.  Особенно  вреден  недостаток   хорошей

питьевой воды.

  • Проблема термоядерной войны.

Информация о работе Диалектика Гераклита