Диалектика Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико–правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Содержание

Введение………………………………………………….…………….…....стр. 3
1. Классическая немецкая философия ………………………………….…стр.4
2. Диалектика Гегеля…………………………………………………….….стр.7
3. Законы Диалектики……………………………………………………....стр.12
Заключение……………………………………………………………...…...стр.17
Список литературы……………………………………………………….....стр.19

Работа содержит 1 файл

гегель.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

     Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Законы диалектики 

     Гегель  установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических  положений, истина заключается в  самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся  с низших ступеней на всё более  высокие, но никогда не достигающей  конечной точки.

     Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Философский  анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам.

     Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека. Каждая ступень  необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех  условий, которым она обязана  своим происхождением

     Диалектика  — есть учение о том, как могут  быть и бывают тождественными противоположности; при каких условиях они бывают, тождественны, превращаясь, друг в друга.

     В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат  выделенные Гегелем основные законы диалектики:

     1. Закон единства и борьбы противоположностей.

     2. Закон взаимного перехода количественных  и качественных изменений.

     3. Закон отрицания отрицания.

     Эти законы не существуют, оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого  качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» (Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. М., 1959. С. 2). Законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон.

     Законы  диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически  смотреть на мир, описывать его с  помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов  или явлений мира, рассматривать  последний как развивающийся  объект. В результате Гегелю удается  создать грандиозную философскую  систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как  процесс становления духа. Это  своеобразная лестница, по ступеням которой  шло человечество и по которой  может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя  при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается  абсолютное тождество мышления и  бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

А) Единство и борьба противоположностей

     Испокон веков внимание разума привлекал  вопрос: как противоречивость характеризует  диалектическую суть взаимодействия элементов  бытия, мировоззрения и методологии  познания и действия? Противоречие представляет собой определенный тип  взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

     Абсолютно идентичных вещей не бывает: они  различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

     Формула "единство и борьбы противоположностей" выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни являются тождественными с собой и отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь. Их общие итоги выступают в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

     Используя закон единства и борьбы противоположностей, любой объект можно расценивать  как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют  наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки  зрения — анатомической, психологической, философской — есть подвижный результат двух начал.

     Противоречие  выражает внутренний источник всякого  развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов.

     Диалектическое  противоречие есть единство взаимоисключающих, взаимно друг друга обусловливающих (взаимодействующих) противоположностей. Единство тождества и различия — такова диалектическая форма противоречия.

     Противоположности характеризуются как взаимообусловленные  и взаимодействующие стороны  диалектического противоречия. Гегель говорил, что противоположности "имеют  против себя" не просто иное, а "свое иное". Диалектика противоречия отражает двойственные отношения внутри целого:

     · единство противоположностей;

     · борьбу противоположностей.

Б) Отрицание отрицания

     В материалистической диалектике отрицание  рассматривается как необходимый  момент развития, условие качественного  изменения вещей.

     Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе  второго, что называется снятием.

     Диалектическое  отрицание включает в себя триединый  процесс:

     · деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

     · кумуляции (накопления, суммирования);

     · конструкции (формирования, создания нового).

     Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступательность.

В) Переход количества в качество

     Закон количественных и качественных изменений  имеет следующие категории.

     1. Качество — это совокупность  свойств, которые указывают на  то, что представляет собой вещь, чем она является; такая определенность  предмета (явления, процесса), которая  характеризует его как данный  предмет, обладающий совокупностью  присущих ему свойств и принадлежащий  к классу однотипных с ним  предметов.

     2. Количество — это совокупность  свойств, характеризующих величину  вещи, ее размеры. Характеристика  по степени развития или интенсивности  присущих вещам свойств, выражаемая  в величинах и числах.

     Каждая  отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых  означает ее качество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Гегель  характеризовал диалектику как движущую душу истинного назначения, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга  Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий  философии и сформулировал 3 основных закона. Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения  от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

     За  Гегелем должна быть признана огромная заслуга решительного установления в науке и общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и истории, как последовательного осуществления идеального содержания. В действительности все находится в процессе: не существует никаких безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем; рассудочная мысль создала повсюду пределы и рамки, несуществующие в действительности, — “абсолютная” философия разрушила этот фиктивный мир и с этой стороны, несомненно, достигла примирения и отожествления между знанием и действительностью.

     От  этого разрушения твердых и неподвижных  понятий и определений сильно пострадали предвзятые мнения и закоснелая умственная привычка находить везде  готовые и неизменные предметы; но зато выиграла истина; наука приобрела  во всех сферах генетическую и сравнительную  методы, общее миросозерцание расширилось  и одухотворилось, а под незаметным влиянием этого теоретического прогресса  увеличилась свобода и взаимное проникновение жизненных отношений. Характерное для гегельянства требование от идеи, чтобы она оправдывала свою истинность осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование от действительности, чтобы она была осмысленной, т. е. проникнутой идеальным содержанием — это двойное требование могло, конечно, оказывать лишь самое благотворное нравственное влияние на подчинявшееся ему сознание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Гегель. Наука  логики. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3.
  2. Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4.
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.
  4. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 221с.
  5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.

Информация о работе Диалектика Гегеля