Диалектический метод Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Выдвинув духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью челове¬ческой жизни. А поскольку, по мысли Сократа, духовные блага не передаются в готовом виде от од¬ного лица к другому, но раскрываются и приобрета¬ются в поиске, в исследовании самого себя и других, в «заботе о душе», постольку отказ от такого поис¬ка равносилен отказу от жизни. По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод опре¬деления понятий являются необходимыми условия¬ми совместного поиска истины.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

     Ирония  – насмешка над собственной самонадеянностью. Главная ирония выражена в упомянутом выше принципе: «Я знаю, что ничего не знаю». Философ, лишенный иронии – не философ, а скорее болтун или догматик. Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения.

     Маевтика  – последняя, по мнению Сократа, фаза иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальши иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку «родить» истину Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими.

     Индукция  – неведение. Она состоит в  том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В  философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, то есть определение предмета в уме - словом, логосом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце «сократовских диалогов» вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.

     Таков метод Сократа. Он называется диалектическим, так как он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).

     В основе диалектического метода и  сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных  точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природе и в обществе - это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними.

     Такова  бесценная роль Сократа - развитие им в философии диалектического метода - метода, применимого во всех областях природных и социальных явлений, в том числе и в сфере теории и практики физической культуры и спорта.

 

     Выводы

 

     Сократ  был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской  проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

     Выдвинув  духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью  челове¬ческой жизни. А поскольку, по мысли Сократа, духовные блага  не передаются в готовом виде от од¬ного лица к другому, но раскрываются и приобрета¬ются в поиске, в исследовании самого себя и других, в «заботе о душе», постольку отказ от такого поис¬ка равносилен отказу от жизни. По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод опре¬деления понятий являются необходимыми условия¬ми совместного поиска истины.

     Сократовский  диалого-диалектический метод пред¬полагает  свободу человека и основывается на демо¬кратической идее о том, что  человек есть существо ответственное, способное познать истину и прини-мать решения на свой собственный страх и риск.

     Посредством «испытания» иронией Сократ разо¬блачал  неосновательные  претензии на  всезнание и непогрешимость, ниспровергая все мнимое, псевдосерьезное и  всякого рода ложные авторитеты. Сократовская ирония является поиском истинного и положительного, призывом к подлинно серьезному и значительному, к их постоянному испытанию.

       Идея Сократа о самопознании, популярная в пе¬риод античности, нередко становилась ведущей  иде¬ей на поворотных пунктах истории и существенно изменяла образ мысли людей.

     Сократу, говорившему о невозможности  оконча¬тельных знаний о чем-либо («Я знаю, что ничего не знаю»), в равной степени было известно как то, что  человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и «искусство» сами по себе — великая сила. Однако он был уверен в том, что эта сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания — при всей их полезности — не сделают че¬ловека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.

     Неудивительно поэтому, что учение Сократа о  самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука – этика - гуманизм».

     Темы  этих дискуссий перекликаются с  сократовским пониманием задачи философии  и ценности знания вообще. Названные  дискуссии и обсуждения нередко  сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно: опросы, над решением которых бился древний философ, не утратили актуальности, вот почему Сократ был и остается одним из вечных «спутников» человечества.

     Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление  на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

[1] – http://ru.wikipedia.org/wiki

[2] – http://sbiblio.com/biblio/archive/kessedi_sokrat

[3] – Платон. Сочинения в трех томах. Том  первый. "Апология Сократа" Москва, 1968 год

[4] – http://ru.science.wikia.com/wiki

Информация о работе Диалектический метод Сократа