Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:44, реферат
Выдвинув духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью челове¬ческой жизни. А поскольку, по мысли Сократа, духовные блага не передаются в готовом виде от од¬ного лица к другому, но раскрываются и приобрета¬ются в поиске, в исследовании самого себя и других, в «заботе о душе», постольку отказ от такого поис¬ка равносилен отказу от жизни. По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод опре¬деления понятий являются необходимыми условия¬ми совместного поиска истины.
Введение
На мой взгляд, в немалой истории философии, Сократ являлся одним из выдающихся личностей, жизнь и учения которого смогли пройти через многовековой барьер, положившие дальнейшее распространение и набравшие немало последователей. Именно благодаря этим последователям мы можем понять, насколько интересным и загадочным человеком он был при жизни. Тот факт, что Сократ не оставил какого-либо письменного наследства, трудов своего учения, так же примечателен как форма его философствования, которой являлся диалог, вопросно-ответный метод исследования проблем, суть которых заключалась в самопознании. Он считал жизнь без диалогов, обсуждений и исследований бессмысленной.
Сократ
был философом, цель и пропагандой
которого являлись самопознание. Именно
он начал рассматривать моральные ценности
человека превыше всего остального, считая
попытки интерпретировать мифы о богах
и героях бесполезным занятием. Он призывал
обратиться к исследованию самих себя
с тем, чтобы выяснить, каковы люди по своей
природе и назначению, каков человек по
своей сути и чего вообще он стоит. Данные
вопросы он ставил превыше всех остальных.
Использовав свой диалектический метод,
он направил философов на важное значение
человеческой личности. Он стал воплощением
мудрости, идеалом мудреца, поставившего
истину выше жизни.
Биография
Сократа
Сократ родился в месяц Фаргелион, в год архонта Апсефиона (469 г. до н.э.), в семье каменотеса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелион был праздником рождения Аполлона¹. Жизнь Сократа, не только началась, по тогдашним представлениям, но и прошла под определившим его судьбу «знаком Аполлона». Надпись на Дельфийском храме Аполлона – «Познай самого себя» - предопределила тот глубокий и стойкий интерес к философии, занятие которой Сократ расценивал как служение дельфийскому богу. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.
Из книги Кесседи Ф.Г. есть мнение, что Сократ в молодости испробовал ремесло отца, Софроникса, который, в свою очередь обладал искусством скульптора. Утверждать что-то конкретное сложно, из-за размытости «данных» из того периода, но, вполне вероятно, что молодой Сократ помогал отцу в его работе. Мать Сократа Фенарета была повивальной бабкой. В связи с этим Сократ делал забавное сравнение своего метода ведения беседы с повивальным искусством.
Сократ был образован, как и многие афиняне его времени. Под этим первоначальным образованием подразумевалось умение считать (арифметика), читать и писать, играть на музыкальных инструментах, заучивание наизусть и комментирование текстов лириков и поэтов, так же нравственное воспитания молодого поколения. Как пишут историки – Сократ был силен в науках своего времени, в частности в математике, астрономии и метеорологии.
¹ - [1]
Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: не высокого роста,
приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом.
Эллинский тип красоты предполагает правильные черты лица, прямой² Нос же Сократа был приплюснут и вздернут, имел широкие ноздри, губы были чувственными и толстыми, лицо одутловато, глаза - навыкате (как у рака), к тому же по своей всегдашней манере смотрел он чуть исподлобья. Словом, внешний вид Сократа противоречил всем представлениям греков о красоте, являлся как бы насмешкой, карикатурой на них. Однако обаяние этого столь непривлекательного внешне человека было огромным.
Сократ привлекал внимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. Смягчить впечатление от его внешности не могла даже полная достоинства походка.
Из материалов историка Ксенафонта Сократ был не богат, о чем свидетельствует немало фактов, будь-то споры с богатыми людьми, в ходе которых существуют оценка собственности, так же о своей бедности, как общеизвестном факте, он говорил в суде, заявив, что занявшись философской деятельностью, он забросил все хозяйственные дела, что привело к семейным неурядицам.¹
Женился, как указывают историки, когда ему было не более сорока лет. Его жена, Ксантипла, приобрела репутацию сварливой и несносной
¹ - [2]
² - [2]
женщины. Не смотря на неумеренный пыл жены, Сократ реагировал на скандалы с истинно философской невозмутимостью. С другой стороны, ее характер можно было бы объяснить тем, что ее муж, постоянно проводил время на афинских улицах, беседуя с разными людьми. Несмотря на это она была заботливой женой, воспитывающей трех сыновей, о чем свидетельствуют друзья Сократа – Ксенофонт и Платон.
Сократ своим настоящим делом считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Он был готов вести беседы со всеми людьми, будь-то государственные деятели, поэты, кузнецы или сапожники. Между тем он понимал, что своими беседами он сможет спровоцировать людей. За частую, его деятельность была направлена против господствовавших мнений и предрассудков, но свои представления о справедливости и несправедливости он ставил выше всех других соображений.
По
его словам, познать человек сможет
только то, что в его власти, то
есть себя и свою душу. Такие вещи
как космос, говорил он, познать
невозможно, так как человек в
таком случае не сможет выпутаться
из своих собственных
Сократ большую свою часть времени проводил в дискуссиях и спорах, что часто приводило к тому, что его, за частую, оскорбленные собеседники, коими являлись разные по положению в обществе люди, набрасывались на него, таскали за волосы, осмеивали и поносили, но он этому не противился. В начале, он занимался натурфилософией, философией природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения.
Приблизительно, в 399 г. до н.э. жители Афин прочли выставленный для общего обсуждения текст: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софроникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть». Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, разращении молодежи и в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит новых богов.
В процессе суда, после произнесения обвинительных и защитительных речей, суд большинством голосов при тайном голосовании решил вопрос о виновности или не виновности Сократа. За признание его виновным было 280 голосов, против 221 голос. На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Также он отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи. Сократ оказался перед жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей своей жизни. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрезает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору.
Сократ провел в тюрьме, в ожидании приговора, 30 дней. В последний день Сократ совершил омовение перед смертью, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение души от грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными и дал им наставления и велел возвращаться домой.
Яд, который принесли тюремщики, Сократ выпил до дна, мысленно совершив возлияние с богом за удачное переселение души в иной мир¹. Смерть Сократа принесла крупный резонанс общественности, вскоре после которого афиняне, раскаявшись в содеянном, приговорили Мелета к смерти, а остальных к изгнанию. Хотя в других источниках (Плутарх) обвинивших судей забили каменьями, после чего они повесились, не вынеся презрения афинян.
Достоверно
известно, что Сократ был казнен
в 399 г. до н. э. в возрасте 70 лет. Смерть
Сократа запечатлела его
Диалектический метод
Диалектика
(диалектик – искусство
¹ - [3]
попытаться разрешить этот конфликт путем рационального обсуждения. Предметом диалектики является изменение, все изменения, и взаимодействие, все виды и степени взаимодействия. В более узком смысле – диалектика – название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез»¹. Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом, постигается истина.
Первое гносеологическое понимание диалектики сводилось к методу философствования Сократа, основанному на вскрытии противоречий в мышлении, которые ведут к ложным следствиям и которые, соответственно, необходимо исключить во избежание ложных выводов. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами. По существу, диалектика Сократа, которую можно понимать и как знание, учение, призвана разделять предметы по родам и устанавливать своеобщее в каждом роде различенных предметах – находить общие. Это достигается в ходе беседы за счет использования вопросов и ответов для получения мнений – противоречий – при выяснении общего. Тут следует отметить, что противоречие является существом отрицательной диалектики, а вот составление определения образует существо положительной диалектики.
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека. Всю свою жизнь он посвятил поиску абсолютного добра, которое, по его мнению, вместе с красотой и истиной составляют благо. Главное величие Сократа в том, что он во второй раз после Пифагора, открывает философию. На основе его диалектического метода можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины. Поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях. Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии. Суть же философии Сократа составили три его знаменитых принципа, три его знаменитых идеи¹:
1. Идея самосознания – «Познай самого себя». Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Сократ полагал, что познание всего сущего присуще только богу, а для человеческого познания доступен только он сам.
¹ - [4]
Прежде чем познать весь мир, необходимо сперва познать самого себя. Уровень самосознания личности – это уровень культуры личности вообще.
2. Идея философской скромности – «Я знаю, что я ничего не знаю». В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.
3.
Идея тождества знания и
В своем диалектическом методе Сократ опирался на три метода: ирония, маевтика и индукция.