конкретного
представления о материальном единстве
мира не является функцией философии.
Это входит в компетенцию естественных
и гуманитарных наук и осуществляется
в рамках создания научной картины мира.
- Диалектический материализм
Диалектический
материализм, как в период своего
формирования, так и в настоящее
время, опирается на определенную научную
картину мира. Естественнонаучной предпосылкой
формирования диалектического материализма,
как отмечали его создатели, послужили
три великих открытия:
1) закона
сохранения энергии, утверждающего
неуничтожимость энергии, ее перехода
из одного вида в другой;
2) установление
клеточного строения живых тел,
когда было доказано, что клетка
является элементарной структурной
единицей всего живого: растений,
животных микроорганизмов;
3) теория
эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего
мысль о естественном происхождении
и эволюции жизни на Земле,
а также положение о естественном
происхождении в процессе этой
эволюции человека.
Эти открытия
способствовали утверждению идеи
о материальном единстве мира.
Эта идея вскоре получила дополнительное
естественнонаучное обоснование,
когда химики синтезировали мочевину,
находимую ранее только в животных
организмах, показали, что при всей
глубине различий живого и
неживого между ними нет непроходимой
пропасти. Живое может возникать
из неживого. Другим, не менее
важным выводом из этих открытий
следовало признание принципа
всеобщности эволюции и развития
и, следовательно, истолкования
единства мира как саморазвивающейся
системы.
Энгельс
в «Диалектике природы», обобщив
достижения естественных наук, создает
свою классификацию форм движения
материи. Он выделяет пять форм
движения материи: механическую,
физическую, химическую, биологическую
и социальную. Классификация этих
форм Ф. Энгельсом производится
по трем основным принципам:
1)Каждая
форма движения связана с определенным
материальным носителем: механическое
– движение тел, физическое
– атомов, химическое – молекул,
биологическое – белков, социальное
– индивидов и социальных общностей.
2) Все формы
движения материи связаны друг
с другом, но отличаются по
степени сложности. Более сложные
формы возникают на базе менее
сложных, но не являются их простой
суммой, а имеют свои особенные свойства,
которые придают специфику данным формам
движения.
3)При определенных
условиях формы движения материи
переходят друг в друга. Дальнейшее
развитие естествознания заставляло
вносить изменения в классификацию форм
движения материи. Советские ученые-науковеды,
сохраняя принципы классификации Ф. Энгельса,
предпринимали попытки привести диалектико-материалистическую
картину мировоззрения в соответствие
с достижениями науки.
Заключение
Гегель характеризовал
диалектику как движущую душу истинного
назначения, как принцип, вносящий в
содержание науки внутреннюю связь
и необходимость. Заслуга Гегеля
в том, что он дал диалектический
анализ всех важнейших категорий
философии и сформулировал 3 основных
закона. Помимо этого, диалектический
метод Гегеля включает в себя принципы
анализа действительности как восхождения
от абстрактного к конкретному, соответствия
исторического и логического, всестороннего.
Это наследие вошло в сокровищницу
мировой философской мысли.
За Гегелем
должна быть признана огромная
заслуга решительного установления
в науке и общем сознании
истинных и плодотворных понятий
процесса, развития и истории,
как последовательного осуществления
идеального содержания. В действительности
все находится в процессе: не
существует никаких безусловных
границ между различными сферами
бытия, нет ничего отдельного,
несвязанного со всем; рассудочная
мысль создала повсюду пределы
и рамки, несуществующие в действительности,
— “абсолютная” философия разрушила
этот фиктивный мир и с этой
стороны, несомненно, достигла примирения
и отожествления между знанием
и действительностью. От этого
разрушения твердых и неподвижных
понятий и определений сильно
пострадали предвзятые мнения
и закоснелая умственная привычка
находить везде готовые и неизменные
предметы; но зато выиграла истина;
наука приобрела во всех сферах
генетическую и сравнительную
методы, общее миросозерцание расширилось
и одухотворилось, а под незаметным
влиянием этого теоретического
прогресса увеличилась свобода
и взаимное проникновение жизненных
отношений. Характерное для гегельянства
требование от идеи, чтобы она
оправдывала свою истинность
осуществлением в действительности,
и, с другой стороны, требование
от действительности, чтобы она
была осмысленной, т. е. проникнутой
идеальным содержанием — это
двойное требование могло, конечно,
оказывать лишь самое благотворное
нравственное влияние на подчинявшееся
ему сознание.
Список используемой
литературы
- Блинников Л. В. "Краткий словарь философов", Москва, 1994 г.
- Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля. Взгляд из XXI века.ХРОНОС. 2008.
- Гвозданный В. А., Гусев Г. А. "Основы философии: этапы развития и современные проблемы", Москва, 1994 г.
- Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г
- Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994
- Поисковая система Яндекс (http://www.yandex.ru)