Диалектический метод Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Содержание

1. Биография Гегеля 4
2. Три закона диалектики 7
2.1 Закон перехода количественных изменений в качественные 8
2.2 Закон взаимопроникновения противоположностей 11
2.3 Закон отрицания отрицания 14
3. Критика системы и метода Гегеля 15
4. Диалектический материализм

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

конкретного представления о материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диалектический материализм

Диалектический  материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее  время, опирается на определенную научную  картину мира. Естественнонаучной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили  три великих открытия:

1) закона  сохранения энергии, утверждающего  неуничтожимость энергии, ее перехода  из одного вида в другой;

2) установление  клеточного строения живых тел,  когда было доказано, что клетка  является элементарной структурной  единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов;

3) теория  эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего  мысль о естественном происхождении  и эволюции жизни на Земле,  а также положение о естественном  происхождении в процессе этой  эволюции человека.

 Эти открытия  способствовали утверждению идеи  о материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила дополнительное  естественнонаучное обоснование,  когда химики синтезировали мочевину, находимую ранее только в животных  организмах, показали, что при всей  глубине различий живого и  неживого между ними нет непроходимой  пропасти. Живое может возникать  из неживого. Другим, не менее  важным выводом из этих открытий  следовало признание принципа  всеобщности эволюции и развития  и, следовательно, истолкования  единства мира как саморазвивающейся  системы.

 Энгельс  в «Диалектике природы», обобщив  достижения естественных наук, создает  свою классификацию форм движения  материи. Он выделяет пять форм  движения материи:  механическую, физическую, химическую, биологическую  и социальную. Классификация этих  форм Ф. Энгельсом производится  по трем основным принципам:

1)Каждая  форма движения связана с определенным  материальным носителем: механическое  – движение тел, физическое  – атомов, химическое – молекул,  биологическое – белков, социальное  – индивидов и социальных общностей.

2) Все формы  движения материи связаны друг  с другом, но отличаются по  степени сложности. Более сложные  формы возникают на базе менее  сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.

3)При определенных  условиях формы движения материи  переходят друг в друга. Дальнейшее  развитие естествознания заставляло вносить изменения в классификацию форм движения материи. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки привести диалектико-материалистическую картину мировоззрения в соответствие с достижениями науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного  назначения, как принцип, вносящий в  содержание науки внутреннюю связь  и необходимость. Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий  философии и сформулировал 3 основных закона. Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения  от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

 За Гегелем  должна быть признана огромная  заслуга решительного установления  в науке и общем сознании  истинных и плодотворных понятий  процесса, развития и истории,  как последовательного осуществления  идеального содержания. В действительности  все находится в процессе: не  существует никаких безусловных  границ между различными сферами  бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем; рассудочная  мысль создала повсюду пределы  и рамки, несуществующие в действительности, — “абсолютная” философия разрушила  этот фиктивный мир и с этой  стороны, несомненно, достигла примирения  и отожествления между знанием  и действительностью. От этого  разрушения твердых и неподвижных  понятий и определений сильно  пострадали предвзятые мнения  и закоснелая умственная привычка  находить везде готовые и неизменные  предметы; но зато выиграла истина; наука приобрела во всех сферах  генетическую и сравнительную  методы, общее миросозерцание расширилось  и одухотворилось, а под незаметным  влиянием этого теоретического  прогресса увеличилась свобода  и взаимное проникновение жизненных  отношений. Характерное для гегельянства  требование от идеи, чтобы она  оправдывала свою истинность  осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование  от действительности, чтобы она  была осмысленной, т. е. проникнутой  идеальным содержанием — это  двойное требование могло, конечно,  оказывать лишь самое благотворное  нравственное влияние на подчинявшееся  ему сознание.

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Блинников Л. В. "Краткий словарь философов", Москва, 1994 г.
    2. Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля. Взгляд из XXI века.ХРОНОС. 2008.
    3. Гвозданный В. А., Гусев Г. А. "Основы философии: этапы развития и современные проблемы", Москва, 1994 г.
    4. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г
    5. Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г.
    6. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994
    7. Поисковая система Яндекс (http://www.yandex.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Диалектический метод Гегеля