Диалектический метод Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Содержание

1. Биография Гегеля 4
2. Три закона диалектики 7
2.1 Закон перехода количественных изменений в качественные 8
2.2 Закон взаимопроникновения противоположностей 11
2.3 Закон отрицания отрицания 14
3. Критика системы и метода Гегеля 15
4. Диалектический материализм

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.24 Кб (Скачать)

Трёхгорный  технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего

профессионального образования 

Московский  инженерно-физический институт

(государственный  университет)

 

 

 

Кафедра ГЭД

 

Реферат по курсу «Философия»

Диалектические  законы Гегеля

 

Выполнил:

студент 5ТМ-39

Карягина  О.М

Проверил:

Доцент кафедры ГЭД

Баландина М.В

 

 

 

 

г Трёхгорный

2011г

Содержание

Введение            3

1. Биография Гегеля          4

2. Три закона диалектики         7

2.1 Закон перехода количественных изменений в качественные   8

2.2 Закон взаимопроникновения противоположностей    11

2.3 Закон отрицания отрицания        14

3. Критика системы и метода Гегеля       15

4. Диалектический материализм        20

Заключение           22

Список используемой литературы        23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Диалектический  метод предполагает рассмотрение  всех явлений и процессов во  всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности  и развития. Первоначально термин  «диалектика» означал искусство  ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования  ораторского искусства. Родоначальниками  диалектики можно считать Сократа  и софистов. Вместе с тем, диалектика  разрабатывалась в философии  как метод анализа действительности. Вспомним  учение о развитии  Гераклита, а позже Зенона, Канта  и др. Однако только Гегель  придал диалектике наиболее развитую  и совершенную форму.

  Гегель  характеризовал диалектику как  движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание  науки внутреннюю связь и необходимость.  Заслуга Гегеля, по сравнению  с его предшественниками, состоит  в том, что он дал диалектический  анализ всех важнейших категорий  философии и сформировал три  основных закона:  закон перехода  количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей  и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Гегеля

Георг  Вильгельм  Фридрих Гегель (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое  наследство, которое, вкупе с его  собственными сбережениями, позволило  ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической  деятельности. Он представил в Йенский  университет вначале тезисы (Предварительные  тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию  Планетные орбиты (De orbitis planetarum) и  в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному  праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим  успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни  философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим  в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором  они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных  работ, Феноменологию духа (Ph nomenologie des Geistes, 1807), после опубликования  которого отношения с Шеллингом  были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской  системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и  материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую  газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался  от "газетной каторги" и в 1808 получил  место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые  Гегель провел в Нюрнберге, дали ему  богатый опыт преподавания, руководства  и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также  приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и  истории религии. В 1811 он женился  на Марии фон Тухер, семья которой  принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению  его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть  гегелевской системы - Наука логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812-1816).

В 1816 Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг  на место, которое ранее занимал  его соперник по Йене Якоб Фриз. В  Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен  учебник Энциклопедия философских  наук (Enzyklop die der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет  на место, которое когда-то занимал  знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами  религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской  философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти  без внимания, однако постепенно курсы  стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских  стран устремились в Берлин. Гегелевская  философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была Философия права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине  в 1820 (на титуле - 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и  ученики стали готовить полное издание  его работ, которое было осуществлено в 1832-1845. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в  свет знаменитые лекции по философии  истории, а также по философии  религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под  руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и  после смерти последнего было продолжено Й. Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г. Глокнером  и вышло в 20 томах; оно было дополнено  монографией о Гегеле и тремя  томами Словаря Гегеля Глокнера. С 1958 после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого  исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива руководил О. Пёггелер.

 

 

 

 

 

 

  1. Три закона диалектики

Наиболее  общими законами диалектики являются: переход количественных изменений  в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории  и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной  диалектики мира и его познания в  динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального  мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического  мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории  в их историческом становлении и  соотношении. Открытие и научное  обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение  существенного в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество  любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество  выступает как внутреннее основание  всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется  только при взаимодействии данного  предмета с другими предметами. Число  свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное  количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его  качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном  отношении, становится качеством в  другом отношении.

Количество Гегель определял  как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель  не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество

перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры  воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при  возрастании или уменьшении температуры  достигается точка, на которой это  состояние сцепления качественно  изменяется, и вода переходит с  одной стороны, в пар, и, с другой – в лед».

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный  процесс, который, по его мнению, состоит  в том, что количество, переходя в  качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение  качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь  образованное качество означает новую  меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход  количества в качество.

Гегель  показал, что переход от одной  меры к другой, от одного качества к  другому совершается всегда в  результате перерыва постепенного количественного  изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть.  Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

 

 

 

    1. Закон взаимопроникновения противоположностей

Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Информация о работе Диалектический метод Гегеля