Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:59, реферат
Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство вести
беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных
значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и
даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон
представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как
движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев
употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению,
истинно сущее.
Реферат по философии на тему:
Диалектический характер процесса познания
Москва, 1997
Философское миропонимание призвано не только представить основные “
блоки ” бытия, но и воссоздать их многообразные связи, развитие.
Однако построить целостный теоретический образ мира в его динамике
оказалось очень трудно. Решение этой задачи растянулось на многие
века и тесно переплелось с формированием диалектики как наиболее
полного и всестороннего учения о развитии. Давно начатый философский
поиск продолжается и поныне. Глубокое понимание мира как связанного
и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития
необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем,
вставших перед человечеством сегодня.
Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство вести
беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных
значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и
даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон
представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как
движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев
употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению,
истинно сущее.
Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной
средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. ( книга “ Да и
нет. ”) Накопленная в веках культура диалектической полемики — умения
обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой
противоположные точки зрения — имеет непреходящее значение. Не
подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе
разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к
сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого
диалога.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм
диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую
диалектику классической немецкой философии и материалистическую
диалектику. Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на
мир: он стал осмысляться не как набор готовых “ вещей ”, повторение
одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развёрнутых во
времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее.
Диалектика в её зрелом теоретическом виде — позднее детище
человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы она
впервые предстала в идеалистической философии Гегеля ( 1770 — 1831 ).
Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого
из единого может быть предметом рационального познания, инструментом
которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но
это рациональное познание — особого рода: в основе его лежит
диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие.
Гегель сознательно отверг закон непротиворечия Аристотеля ( 384 — 322
до н. э. ) и требовал переосмыслить природу понятия.
Гегель отождествляет “ чистое понятие ” ( “ Понятие ” с большой буквы
) с самой сущностью вещей, отличает его от субъективно данных
понятий, которые существуют в человеческой голове. Логика совпадает у
Гегеля с диалектикой. Диалектика развития “ чистого понятия ”
составляет общий закон развития как природы, так и человеческого
мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме:
утверждение или полагание ( тезис ), отрицание этого утверждения (
антитезис ) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (
синтез ). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и
антитезис, из которого возникает новое качественное сознание.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том,
что источник всякого развития — как природы, так и общества, и
человеческого понимания — заключён в саморазвитии понятия, а значит,
имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю, “ только в понятии
истина обладает стихией своего существования ”, и поэтому диалектика
понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и
обществе. Последняя ( диалектика вещей ) есть, по Гегелю, лишь
отражённая “ отчуждённая ”, “ отвнешнённая ” форма подлинной диалектики,
присущей только “ жизни понятия ”.
Гегель выявил, развил, привёл в систему понятийный аппарат диалектики.
Причём это была не жёсткая система понятий с неизменными, раз и
навсегда заданными, резко очерченными значениями. Философские понятия
как бы “ расплавлялись ”, становились гибкими, способными выразить
подвижные связи, переходы, развитие мира.
Формирование научного знания сопряжено также с установлением законов
соответствующей области явлений. Через взаимосвязь категорий Гегель
сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные
связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о
диалектических закономерностях. Кроме того, теоретическая система
включает в себя принципы — положения, содержание которых как бы “
пронизывает ” всю теорию, определяет её общую направленность, суть. В
качестве таких принципиальных идей гегелевской диалектики можно
выделить идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей
и развития через диалектические отрицания.
Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть
нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях
и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.
Понятие сущности соотносительно с понятием содержания, выражая не всё
содержание целиком, а лишь главное, основное в нём. Открытие сущности
чего-либо есть проникновение в глубины вещей, в их основные свойства,
выявление причин её возникновения и законов функционирования. Сущность
всегда конкретна, нет сущности вообще.
Если сущность — это нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь
какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то
явление — внешнее, более богатое, красочное. Сущность — есть нечто
устойчивое и необходимое, а явление — это переходящее, изменчивое,
случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во
взаимодействии со всем иным.
Единичное, особенное, всеобщее являются философскими категориями
диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также
ступени познания этих связей.
Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря которому они
отличаются друг от друга. Поэтому каждый отдельный объект
воспринимается как нечто единичное. Таким образом единичное —
категория, выражающая относительную обособленность, дискретность,
ограниченность объектов друг от друга в пространстве и времени, с
присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую
количественную и качественную определённость. Общие черты и признаки,
повторяющиеся в единичном, выступают как особенное, присущее узким
группам объектов. Если же черты и признаки присущи всем предметам и
явлениям, то они выступают как всеобщее. Всеобщее — это единое во
многом. Единичное, особенное и всеобщее находятся в неразрывной связи,
единстве, различие их относительно, они взаимно переходят друг в
друга. Никакая деятельность не была бы возможна, если бы не
существовало возможности выделить в вещах нечто общее.
Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не
иначе как в единичном и через единичное.
Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое
время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-
сложного ”, “ части-целого ”.
Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности
образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как
результат сочетания частей того или иного предмета.
Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается
в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии
частей.
Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное
значение в процессе познания. При этом необходимо учитывать: 1)
неправильность сведения целого к части, что может привести к утрате
понимания целого, как качественной определённости, подчиняющейся
специфическим законам; 2) необходимость рассмотрения целого во всей его
сложности и относительной самостоятельности сторон, элементов, частей, из
которых оно состоит, так как последние могут иметь свои особенности,
не совпадающие с целым; 3) рассмотрение отдельных сторон, частей должно
иметь своей предпосылкой знание природы целого и наоборот, изучение
целого должно опираться на знание свойств его составных частей.
Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то: возможность и
действительность, необходимость и случайность, форма и содержание,
качество и количество, элемент, структура и система.
Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют
законами. Признание универсальной законосообразности вещей и процессов,
Информация о работе Диалектический характер процесса познания