Диалектический характер процесса познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:59, реферат

Описание работы

Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne — искусство вести
беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных
значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и
даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон
представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как
движение мысли от многообразных конкретных их значений ( случаев
употребления ) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению,
истинно сущее.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 69.50 Кб (Скачать)

Реферат  по  философии    на  тему:

     Диалектический  характер  процесса  познания

                                                       Выполнил  студент  группы

                                                         Проверил  преподаватель

Москва, 1997

Философское  миропонимание  призвано  не  только  представить  основные  “

блоки ”  бытия, но  и  воссоздать  их  многообразные  связи, развитие.

Однако  построить  целостный  теоретический  образ  мира  в  его  динамике

оказалось  очень  трудно.  Решение  этой  задачи  растянулось  на  многие

века  и  тесно  переплелось  с  формированием  диалектики  как  наиболее

полного  и  всестороннего  учения  о  развитии.  Давно  начатый  философский

поиск  продолжается  и  поныне.  Глубокое  понимание  мира  как  связанного

и  целостного, осмысление  важнейших  тенденций  его  изменения, развития

необходимо  для  познания  и  решения  вопросов  науки  и  практики, проблем,

вставших  перед  человечеством  сегодня.

Понятие  диалектики  ( от  греч.  dialektike  techne — искусство вести

беседу, рассуждать )  употреблялось  в  истории  философии  в разных

значениях.  Сократ, например, рассматривал  диалектику  как  искусство

обнаружения  истины  путём  столкновения  или  согласования  различных  и

даже  противоположных  мнений  в  процессе  полемики.  Его  ученик  Платон

представил  диалектику  как  метод  анализа  и  синтеза  понятий, как

движение  мысли  от  многообразных  конкретных  их  значений  ( случаев

употребления )  к  общим  понятиям — идеям, выражавшим, по  его убеждению,

истинно  сущее.

Диалектика  как  искусство  спора  развивалась  в  средние  века.  Вершиной

средневековой  диалектики  стали  труды  Пьера  Абеляра.  ( книга  “ Да  и

нет. ”)  Накопленная  в  веках  культура  диалектической  полемики — умения

обсуждать  сложные  проблемы, выявлять, понимать, уточнять  разные, порой

противоположные  точки  зрения — имеет  непреходящее  значение.  Не

подавление, не  духовное  уничтожение  оппонента, а  стремление  в  ходе

разрешения  противоречий  выработать  правильный, обоснованный  подход  к

сложным  проблемам  — таковы  цель  и  назначение  диалектики  творческого

диалога.

Формирование  диалектики  прошло  долгий  путь.  Среди  исторических  форм

диалектики  выделяют  диалектику  древних  философов, идеалистическую

диалектику  классической  немецкой  философии  и  материалистическую

диалектику.  Утверждение  идей  развития  существенно  меняло  взгляд  на

мир:  он  стал  осмысляться  не  как  набор  готовых  “ вещей ”, повторение

одних  и  тех  же  циклов, а  как  совокупность  процессов, развёрнутых  во

времени, уходящих  корнями  в  прошлое  и  направленных  в  будущее.

Диалектика  в  её  зрелом  теоретическом  виде — позднее  детище

человеческой  культуры.  В  виде  стройной  теоретической  системы  она

впервые  предстала  в  идеалистической  философии  Гегеля  ( 1770 — 1831 ).

Диалектическим  методом  он  пытался  показать, что  происхождение  многого

из  единого  может  быть  предметом  рационального  познания, инструментом

которого  является  логическое  мышление, а основной  формой — понятие.  Но

это  рациональное  познание — особого  рода:  в  основе  его  лежит

диалектическая  логика, движущим  мотором  которой  является  противоречие.

Гегель  сознательно  отверг  закон  непротиворечия  Аристотеля  ( 384 — 322

до  н. э. )  и  требовал  переосмыслить  природу  понятия.

Гегель  отождествляет  “ чистое  понятие ”  ( “  Понятие ”  с  большой  буквы

)  с  самой   сущностью  вещей, отличает  его  от  субъективно  данных

понятий, которые  существуют  в  человеческой  голове.  Логика  совпадает  у

Гегеля  с  диалектикой.  Диалектика  развития  “ чистого  понятия ”

составляет  общий  закон  развития  как  природы, так  и  человеческого

мышления.

Всякое  развитие  протекает, согласно  Гегелю, по  определённой  схеме:

утверждение  или  полагание  ( тезис ), отрицание  этого  утверждения  (

антитезис )  и, наконец, отрицание  отрицания, снятие  противоположностей  (

синтез ).  В  синтезе  как  бы  примеряются  между  собой  тезис  и

антитезис, из  которого  возникает  новое качественное  сознание.

В  основе  диалектики  Гегеля  лежит  идеалистическое  представление  о  том,

что  источник  всякого  развития — как  природы, так  и  общества, и

человеческого  понимания — заключён  в  саморазвитии  понятия, а  значит,

имеет  логическую  духовную  природу.  Согласно  Гегелю, “ только  в  понятии

истина  обладает  стихией  своего  существования  ”, и  поэтому  диалектика

понятий  определяет  собой  диалектику  вещей —  процессов  в  природе  и

обществе.  Последняя  ( диалектика  вещей )  есть, по  Гегелю, лишь

отражённая  “  отчуждённая ”, “ отвнешнённая ”  форма  подлинной  диалектики,

присущей  только  “ жизни  понятия ”.

Гегель  выявил, развил, привёл  в  систему  понятийный  аппарат  диалектики.

Причём  это  была  не  жёсткая  система  понятий  с  неизменными, раз  и

навсегда  заданными, резко  очерченными  значениями.  Философские  понятия

как  бы  “  расплавлялись ”, становились  гибкими, способными  выразить

подвижные  связи, переходы, развитие  мира.

Формирование  научного  знания  сопряжено  также  с  установлением  законов

соответствующей  области  явлений.  Через  взаимосвязь  категорий  Гегель

сформулировал  совокупность  закономерностей, отражающих  универсальные

связи  мира  и  познания.  Диалектика  предстала  в  виде  знания  о

диалектических  закономерностях.  Кроме  того, теоретическая  система

включает  в  себя  принципы — положения, содержание  которых  как  бы  “

пронизывает ”  всю  теорию, определяет  её  общую  направленность, суть.  В

качестве  таких  принципиальных  идей  гегелевской  диалектики  можно

выделить  идеи  универсальной  связи  явлений, единства  противоположностей

и  развития  через  диалектические  отрицания.

Существует  много  категорий  диалектики.  Сущность, например, это  есть

нечто  сокровенное, глубинное, пребывающее  в  вещах, их  внутренних  связях

и  управляющее  ими, основание  всех  форм  их  внешнего  проявления.

Понятие  сущности  соотносительно  с  понятием  содержания, выражая  не  всё

содержание  целиком, а  лишь  главное, основное  в  нём.  Открытие  сущности

чего-либо  есть  проникновение  в  глубины  вещей, в  их  основные  свойства,

выявление  причин  её  возникновения  и  законов  функционирования.  Сущность

всегда  конкретна, нет  сущности  вообще.

Если  сущность — это  нечто  общее, то  явление — единичное, выражающее  лишь

какой-то  момент  сущности.  Если  сущность есть  нечто  глубинное, то

явление — внешнее,  более  богатое, красочное.  Сущность — есть  нечто

устойчивое  и  необходимое, а  явление — это  переходящее, изменчивое,

случайное.  Явление  есть  то, как  сущность  проявляет  себя  вовне, во

взаимодействии  со  всем  иным.

Единичное, особенное, всеобщее  являются  философскими  категориями

диалектики, выражающими  различные  объективные  связи  мира, а  также

ступени  познания  этих  связей.

Объекты  действительности  обладают  своеобразием, благодаря  которому  они

отличаются  друг  от  друга.  Поэтому  каждый  отдельный  объект

воспринимается  как  нечто  единичное.  Таким  образом  единичное —

категория, выражающая  относительную  обособленность, дискретность,

ограниченность  объектов  друг  от  друга  в  пространстве  и  времени, с

присущими  им  специфическими  особенностями, составляющими  их  неповторимую

количественную  и  качественную  определённость.  Общие  черты  и  признаки,

повторяющиеся  в  единичном, выступают  как  особенное, присущее  узким

группам  объектов.  Если  же  черты  и  признаки  присущи  всем  предметам  и

явлениям, то  они  выступают  как  всеобщее.  Всеобщее — это  единое  во

многом.  Единичное, особенное  и  всеобщее  находятся  в  неразрывной  связи,

единстве, различие  их  относительно, они  взаимно  переходят  друг  в

друга.  Никакая  деятельность  не  была  бы  возможна, если  бы  не

существовало  возможности  выделить  в  вещах  нечто  общее.

Диалектика  единичного  и  общего  универсальна, и  общее  проявляется  не

иначе  как  в  единичном  и  через  единичное.

Философскими  понятиями, с  помощью  которых  ранее  всего, и  притом  долгое

время, осмысливалось  “ устройство ”  бытия, служили  понятия  “ простого-

сложного ”, “  части-целого ”.

Под  частями  понимали  такие  “ предметы ”, которые  в  своей  совокупности

образуют  новые, более  сложные  предметы.  Целое  же  рассматривалось  как

результат  сочетания  частей  того  или иного предмета.

Тайна  целостности, её  несводимости  к  простой  сумме  частей  заключается

в  связи, объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы, во  взаимовлиянии

частей.

Учёт  диалектического  взаимодействия  части  и  целого  имеет  важное

значение  в  процессе  познания.  При  этом  необходимо  учитывать: 1)

неправильность  сведения  целого  к  части, что  может  привести  к  утрате

понимания  целого, как  качественной  определённости, подчиняющейся

специфическим  законам; 2) необходимость  рассмотрения  целого  во  всей  его

сложности  и  относительной  самостоятельности  сторон, элементов, частей, из

которых  оно  состоит, так  как  последние  могут  иметь  свои  особенности,

не  совпадающие  с  целым; 3) рассмотрение  отдельных  сторон, частей  должно

иметь  своей  предпосылкой  знание  природы  целого  и  наоборот, изучение

целого  должно  опираться  на  знание  свойств  его  составных  частей.

Существуют  ещё  и  другие  категории  диалектики, как-то:  возможность  и

действительность, необходимость  и  случайность, форма  и  содержание,

качество  и  количество, элемент, структура  и  система.

Устойчивые, повторяющиеся  связи  тех  или  иных  явлений  называют

законами.  Признание  универсальной  законосообразности  вещей  и  процессов,

Информация о работе Диалектический характер процесса познания