Деятельность Джона стюарта Милля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:06, доклад

Описание работы

Английский философ и экономист Идеолог либерализма Основатель английского
позитивизма, последователь Огюста Конта. В "Системе логики" (т 1-2,1843) разработал
индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию

Работа содержит 1 файл

Английский философ и экономист Идеолог либерализма Основатель английского.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

части поставлен  вопрос о методах научного познания общества. Поскольку

экспериментальный метод, который имел решающее значение в естественных науках,

может иметь  в общественных науках лишь ограниченную сферу применения, то на

место эксперимента Милль ставит метод конкретной дедукции. Суть его заключается

в том, чтобы  выдвигать в качестве общих постулатов в сфере социальных наук

обобщение примеров социального поведения. Поскольку  такое обобщение не может в

силу особого  характера общественной деятельности претендовать на характер

точного закона, то его следует рассматривать  как указатель тенденций социального

движения В помощь этому методу Милль привлекает так называемый исторический

метод, или метод  обратной дедукции Из истории, по мнению Милля, можно извлечь

эмпирические  законы. Соединение этих законов с  законами человеческого поведения

по методу дедукции может служить целям создания науки о социальной динамике, то

есть о развитии общества

Последняя книга "Системы логики" Дж С Милля оказалась незавершенной с точки

зрения решения  поставленных в ней проблем, поскольку  она

вышла далеко за пределы традиционной логики и коснулась  широких

мировоззренческих вопросов. В частности, в ней был  подробно рассмотрен вопрос об

ограниченности  научных методов в познании действительности, в практической и

общественной  деятельности человека Здесь же было намечено дальнейшее расхождение

со взглядами Конта на задачи и цели социального развития, получившее более

полное выражение  в книге Дж С Милля "О Конт и позитивизм" (1865)

Безусловно, в  своем мировоззрении Милль придавал большое значение общественной

роли просвещенных, образованных слоев, питая иллюзии  относительно возможности

исправления нравов, в том числе и социальных пороков, посредством воздействия

одного просвещения Но эти идеи, развитые наиболее полно в книге "О свободе"

(1859), были далеки  от мертворожденной схемы элитарного  общества Конта, согласно

которой аристократия духа должна занять положение господствующего  класса В плане

политической  деятельности этот идеал означал  борьбу за создание равных условий

всеобщего образования. "Идея интеллектуальной аристократии, когда все остальные

пребывают в  невежестве, совершенно не соответствует  моим устремлениям", - писал

он своему сотруднику и будущему биографу А Бейну Выступая против подавления

свободы духа и  против "тирании большинства", угрозу которой в условиях

буржуазной демократии он остро осознавал, Милль одновременно призывал к тому,

чтобы общество заботилось о создании равных начальных  возможностей для всех

своих членов В экономической области он выступал за ограничение права

наследования, считая, что результаты предприимчивости родителей  не должны

переходить по наследству их детям.

После необычайно напряженного десятилетия 1840-х годов, проведенного почти

исключительно за письменным столом, 1850-е годы представляются в биографии Милля

временем раздумий, оценки того, что сделано, подготовки к заключительному,

чрезвычайно напряженному и деятельному этапу жизни В 1851 году судьбы Джона

Милля и Гарриет Тэйлор скрепились наконец узами формального брака (после того

как в 1849 году скончался  ее муж) Супруги много путешествовали, проводя большую

часть времени  на юге Франции и в Швейцарии. В эти годы под влиянием жены

окончательно  оформились социально-политические взгляды  Милля В продолжительных

разговорах этих двух людей намечались и темы последующих произведений Милля,

разрабатывались их основные идеи Многое из написанного в эти годы подвергалось

дальнейшему обсуждению, выжидая часа для публикации

1858 год стал  переломным для Милля В этом году умерла его жена Тяжелую потерю

друга и единомышленника, его "второе я", Милль перенес  благодаря твердой

решимости довести  до конца все задуманное и в  значительной мере разработанное

совместно. Уже  в 1859 году выходит его сочинение "О свободе" с посвящением

Гарриет Тэйлор и с указанием в тексте, что основные идеи этого произведения

принадлежат ей Содержание его состоит во всестороннем обсуждении вопроса о

границах взаимоотношений  государства и личности Обсуждая правовые и моральные

аспекты этой проблемы, Милль приходит к выводу, что государство  имеет право

ограничивать  свободу личности лишь постольку, поскольку  эта свобода сопряжена с

ущербом для  других

Чрезвычайно подробное  обсуждение всех аспектов защиты прав личности и прав самых

разных меньшинств в условиях "представительной" буржуазной демократии сделало

эту книгу влиятельной в продолжение многих десятилетий

Публикация "О  свободе" стала для Милля своего рода этапом к тому, чтобы вновь,

после многолетнего перерыва, тесно связать воедино  политическую,

публицистическую  и научную деятельность Оставив работу государственного

чиновника в  Ост-Индской компании, Милль получает право открыто включиться в

политическую  борьбу, в частности выставить  свою кандидатуру в парламент

(государственные  чиновники были лишены этого  права) Он был непосредственным

участником всех острых политических коллизий викторианской  Англии 1860-х годов  

Его политическая деятельность в парламенте служила  поводом для написания статей

и брошюр и получала дальнейшее обоснование и обобщение  в более серьезных

политических, философских  и социальных трудах Многочисленные выступления Милля в

парламенте и  вне его по самым злободневным политическим вопросам становились

достоянием общественности, поскольку к тому времени он уже  пользовался

репутацией признанного  мэтра в области социальных наук и философии Среди его

многочисленных  политических выступлений этого  времени отметим такие, как борьба

за права местного и негритянского населения Британской Вест-Индии, кампания за

привлечение к  суду губернатора острова Ямайка, зверски расправившегося с

восставшими сельскохозяйственными  рабочими, кампания за объявление Гайд-парка  в

Лондоне местом свободных политических собраний и  другие   Более многолетний

характер носила его деятетьность против помещичьего землевладения в Ирландии, за

предоставление  крестьянам помещичьих земель или закрепление  их за крестьянами на

условиях долговременной аренды Реакционная печать обвинила Милля в "коммунизме",

в пропаганде лозунга  Прудона "Собственность - это кража1"   Но за выступлениями

Милля против системы  лендлордизма стояли многолетние изыскания политэконома,

убежденного в том, что лишь предоставление земли в собственность тем, кто ее

обрабатывает, поможет  решить проблему нищеты ирландской деревни, заставит

крестьян заботиться о поддержании и умножении  плодородия земли и о сознательном

ограничении размера семьи Многочисленное потомство нищих ирландских коттеров

(крестьяне - мелкие арендаторы, вынужденные  возобновлять свою аренду ежегодно)

заполняло детские  приюты Англии, составляя резерв бродяжничества и преступности

Однако наиболее прочное место в политической деятельности Милля по-прежнему

занимали вопросы  расширения представительной демократии и избирательной реформы 

В 1867 году острое соперничество между двумя основными  политическими партиями

Англии позволило  провести через парламент закон  об избирательной реформе,

значительно расширявший  избира тельные права населения Англии и положивший в

основу выборов  в нижнюю палату - парламента принцип  строго пропорционального

представительства Впервые в число избирателей была включена большая часть

рабочего класса Милль активно содействовал продвижению  и принятию этой реформы

Вместе с тем  его внимание было привлечено к обстоятельству, которое он считал

важнейшим и  глубочайшим пороком реформы, - к  тому, что женщины, как и прежде,

были лишены избирательных прав Он усматривал в этом факте тесную связь с общим

гражданским и  правовым положением женщин даже в  просвещенных и развитых странах

Плодом многолетних  размышлений Дж С Милля над женским вопросом была книга

"Угнетение  женщин" (1869), за короткий срок  переведенная на основные европейские

языки и вызвавшая  огромный интерес и бурную дис куссию во всем мире

В кругах "мужского истэблишмента" того времени книга  Милля и возникшее в то

время широкое  суфражистское движение за равноправие  женщин во всех сферах

вызвали крайне отрицательную и гневную реакцию Нескончаемое число памфлетов,

карикатур и  пасквилей обрушилось на это движение и на Милля как его идеолога Во

всем этом Милля  больше всего беспокоило то что многие передовые люди проявили

полное непонимание  важности движе ния за гражданские права женщин В этом он

усматривал свидетельство  i ту-боко укоренившегося социального предрассудка

Движение обвиняли в том, что оно ставит целью  разрушить семью, лишить женщину

всех тех качеств, которые делают ее привлекательной  и ценной в обществе За

представитель ницами его закрепилась презрительная кличка "синий чулок", и

действительно, простая и строгая одежда "суфражисток" как бы бросала вызов

привычному кокетству "слабого пола"

В позиции Дж С Милля как одного из признанных идеологов этого движения не было

ничего такого, что призывало бы женщин к обязательному  соперничеству с мужчинами

во всех областях общественной и профессиональной деятельности В своем подходе к

проблемам женского равноправия, как и в других случаях, он подчеркивал

необходимость создания равных на чальных условий для мужчин и женщин

Последние годы жизни Милль провел в своем  имении во Франции, про должая работать

над рукописями, часть из которых была опубликована уже после его смерти Умер он

в мае 1873 года после  короткой болезни, просту дившись во время одной из своих

продолжительных прогулок

Информация о работе Деятельность Джона стюарта Милля