Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:06, доклад
Английский философ и экономист Идеолог либерализма Основатель английского
позитивизма, последователь Огюста Конта. В "Системе логики" (т 1-2,1843) разработал
индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию
части поставлен вопрос о методах научного познания общества. Поскольку
экспериментальный метод, который имел решающее значение в естественных науках,
может иметь в общественных науках лишь ограниченную сферу применения, то на
место эксперимента Милль ставит метод конкретной дедукции. Суть его заключается
в том, чтобы выдвигать в качестве общих постулатов в сфере социальных наук
обобщение примеров социального поведения. Поскольку такое обобщение не может в
силу особого характера общественной деятельности претендовать на характер
точного закона,
то его следует рассматривать
как указатель тенденций
движения В помощь этому методу Милль привлекает так называемый исторический
метод, или метод обратной дедукции Из истории, по мнению Милля, можно извлечь
эмпирические законы. Соединение этих законов с законами человеческого поведения
по методу дедукции может служить целям создания науки о социальной динамике, то
есть о развитии общества
Последняя книга "Системы логики" Дж С Милля оказалась незавершенной с точки
зрения решения поставленных в ней проблем, поскольку она
вышла далеко за пределы традиционной логики и коснулась широких
мировоззренческих вопросов. В частности, в ней был подробно рассмотрен вопрос об
ограниченности научных методов в познании действительности, в практической и
общественной деятельности человека Здесь же было намечено дальнейшее расхождение
со взглядами Конта на задачи и цели социального развития, получившее более
полное выражение в книге Дж С Милля "О Конт и позитивизм" (1865)
Безусловно, в
своем мировоззрении Милль
роли просвещенных, образованных слоев, питая иллюзии относительно возможности
исправления нравов, в том числе и социальных пороков, посредством воздействия
одного просвещения Но эти идеи, развитые наиболее полно в книге "О свободе"
(1859), были далеки
от мертворожденной схемы
которой аристократия духа должна занять положение господствующего класса В плане
политической деятельности этот идеал означал борьбу за создание равных условий
всеобщего образования. "Идея интеллектуальной аристократии, когда все остальные
пребывают в невежестве, совершенно не соответствует моим устремлениям", - писал
он своему сотруднику и будущему биографу А Бейну Выступая против подавления
свободы духа и против "тирании большинства", угрозу которой в условиях
буржуазной демократии он остро осознавал, Милль одновременно призывал к тому,
чтобы общество заботилось о создании равных начальных возможностей для всех
своих членов В экономической области он выступал за ограничение права
наследования, считая, что результаты предприимчивости родителей не должны
переходить по наследству их детям.
После необычайно напряженного десятилетия 1840-х годов, проведенного почти
исключительно за письменным столом, 1850-е годы представляются в биографии Милля
временем раздумий, оценки того, что сделано, подготовки к заключительному,
чрезвычайно напряженному и деятельному этапу жизни В 1851 году судьбы Джона
Милля и Гарриет Тэйлор скрепились наконец узами формального брака (после того
как в 1849 году скончался ее муж) Супруги много путешествовали, проводя большую
часть времени на юге Франции и в Швейцарии. В эти годы под влиянием жены
окончательно оформились социально-политические взгляды Милля В продолжительных
разговорах этих двух людей намечались и темы последующих произведений Милля,
разрабатывались их основные идеи Многое из написанного в эти годы подвергалось
дальнейшему обсуждению, выжидая часа для публикации
1858 год стал переломным для Милля В этом году умерла его жена Тяжелую потерю
друга и единомышленника, его "второе я", Милль перенес благодаря твердой
решимости довести до конца все задуманное и в значительной мере разработанное
совместно. Уже в 1859 году выходит его сочинение "О свободе" с посвящением
Гарриет Тэйлор и с указанием в тексте, что основные идеи этого произведения
принадлежат ей Содержание его состоит во всестороннем обсуждении вопроса о
границах взаимоотношений государства и личности Обсуждая правовые и моральные
аспекты этой проблемы, Милль приходит к выводу, что государство имеет право
ограничивать свободу личности лишь постольку, поскольку эта свобода сопряжена с
ущербом для других
Чрезвычайно подробное обсуждение всех аспектов защиты прав личности и прав самых
разных меньшинств в условиях "представительной" буржуазной демократии сделало
эту книгу влиятельной в продолжение многих десятилетий
Публикация "О свободе" стала для Милля своего рода этапом к тому, чтобы вновь,
после многолетнего перерыва, тесно связать воедино политическую,
публицистическую и научную деятельность Оставив работу государственного
чиновника в Ост-Индской компании, Милль получает право открыто включиться в
политическую борьбу, в частности выставить свою кандидатуру в парламент
(государственные чиновники были лишены этого права) Он был непосредственным
участником всех острых политических коллизий викторианской Англии 1860-х годов
Его политическая деятельность в парламенте служила поводом для написания статей
и брошюр и получала дальнейшее обоснование и обобщение в более серьезных
политических, философских и социальных трудах Многочисленные выступления Милля в
парламенте и вне его по самым злободневным политическим вопросам становились
достоянием общественности, поскольку к тому времени он уже пользовался
репутацией признанного мэтра в области социальных наук и философии Среди его
многочисленных политических выступлений этого времени отметим такие, как борьба
за права местного
и негритянского населения
привлечение к суду губернатора острова Ямайка, зверски расправившегося с
восставшими сельскохозяйственными рабочими, кампания за объявление Гайд-парка в
Лондоне местом свободных политических собраний и другие Более многолетний
характер носила его деятетьность против помещичьего землевладения в Ирландии, за
предоставление крестьянам помещичьих земель или закрепление их за крестьянами на
условиях долговременной аренды Реакционная печать обвинила Милля в "коммунизме",
в пропаганде лозунга Прудона "Собственность - это кража1" Но за выступлениями
Милля против системы лендлордизма стояли многолетние изыскания политэконома,
убежденного в том, что лишь предоставление земли в собственность тем, кто ее
обрабатывает, поможет решить проблему нищеты ирландской деревни, заставит
крестьян заботиться о поддержании и умножении плодородия земли и о сознательном
ограничении размера семьи Многочисленное потомство нищих ирландских коттеров
(крестьяне -
мелкие арендаторы, вынужденные
возобновлять свою аренду
заполняло детские приюты Англии, составляя резерв бродяжничества и преступности
Однако наиболее прочное место в политической деятельности Милля по-прежнему
занимали вопросы расширения представительной демократии и избирательной реформы
В 1867 году острое
соперничество между двумя
Англии позволило провести через парламент закон об избирательной реформе,
значительно расширявший избира тельные права населения Англии и положивший в
основу выборов в нижнюю палату - парламента принцип строго пропорционального
представительства Впервые в число избирателей была включена большая часть
рабочего класса Милль активно содействовал продвижению и принятию этой реформы
Вместе с тем его внимание было привлечено к обстоятельству, которое он считал
важнейшим и глубочайшим пороком реформы, - к тому, что женщины, как и прежде,
были лишены избирательных прав Он усматривал в этом факте тесную связь с общим
гражданским и правовым положением женщин даже в просвещенных и развитых странах
Плодом многолетних размышлений Дж С Милля над женским вопросом была книга
"Угнетение женщин" (1869), за короткий срок переведенная на основные европейские
языки и вызвавшая огромный интерес и бурную дис куссию во всем мире
В кругах "мужского истэблишмента" того времени книга Милля и возникшее в то
время широкое суфражистское движение за равноправие женщин во всех сферах
вызвали крайне отрицательную и гневную реакцию Нескончаемое число памфлетов,
карикатур и пасквилей обрушилось на это движение и на Милля как его идеолога Во
всем этом Милля больше всего беспокоило то что многие передовые люди проявили
полное непонимание важности движе ния за гражданские права женщин В этом он
усматривал свидетельство i ту-боко укоренившегося социального предрассудка
Движение обвиняли в том, что оно ставит целью разрушить семью, лишить женщину
всех тех качеств, которые делают ее привлекательной и ценной в обществе За
представитель ницами его закрепилась презрительная кличка "синий чулок", и
действительно, простая и строгая одежда "суфражисток" как бы бросала вызов
привычному кокетству "слабого пола"
В позиции Дж С Милля как одного из признанных идеологов этого движения не было
ничего такого, что призывало бы женщин к обязательному соперничеству с мужчинами
во всех областях общественной и профессиональной деятельности В своем подходе к
проблемам женского равноправия, как и в других случаях, он подчеркивал
необходимость создания равных на чальных условий для мужчин и женщин
Последние годы жизни Милль провел в своем имении во Франции, про должая работать
над рукописями, часть из которых была опубликована уже после его смерти Умер он
в мае 1873 года после короткой болезни, просту дившись во время одной из своих
продолжительных прогулок