Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:06, доклад
Английский философ и экономист Идеолог либерализма Основатель английского
позитивизма, последователь Огюста Конта. В "Системе логики" (т 1-2,1843) разработал
индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию
Английский философ
и экономист Идеолог
позитивизма, последователь Огюста Конта. В "Системе логики" (т 1-2,1843) разработал
индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 года в Лондоне в семье Джеймса и Гарриет
Милль Он был старшим из девяти братьев и сестер Такие большие семьи не были
редкостью в Англии того времени, и, хотя не все дети доживали до зрелого
возраста, многочисленность потомства обрекала мать на пожизненные тяжелые
домашние и семейные заботы
Это большое семейство дало истории две личности, ярко выделяющиеся на общем фоне
многочисленных предков и потомков Джеймс Милль и его сын Джон Стюарт Милль
Замечательный по своим интеллектуальным качествам отец воспитал не менее
выдающегося сына - пример, не часто встречающийся в истории
Джеймс Милль был сыном бедного шотландского священника Он рано отказался от
духовной карьеры и собственным трудом пробил себе путь в научную и культурную
элиту Англии Среди тех, с кем он поддерживал посто янные научные и дружеские
связи, были философ И Бентам, политэконом Д Рикардо, историк Д Грот Сам Джеймс
Милль вошел в историю экономической мысли как "малый классик" английской
буржуазной политической экономии, на которого ссылались многие последующие
ученые
Вынужденный заботиться о многочисленном семействе, Джеймс Милль лишь в конце
жизни достиг относительного материального благополучия, став видным чиновником
Ост-Индской компании
Он не просто любил своих детей - он посвятил свою жизнь их воспитанию Прежде
всего это относилось к его старшему сыну, Джону Последний стал объектом
уникального в истории педагогики эксперимента Он не знал ни школы, ни
университета, ни домашних учителей Единственным его учителем был отец, а с
восьми лет уже сам Джон Стюарт приступил к обучению своих младших братьев и
сестер
Оценивая результаты этого эксперимента, нельзя не учитывать, что его объектом
был исключительно одаренный ребенок, в полном смысле слова вундеркинд Джон Милль
впоследствии писал, что его первые воспоминания относятся к трехлетнему
возрасту, когда он уже умел читать и писать по-английски и когда отец начал
преподавать ему древнефеческий Время обучения английскому он просто не запомнил
- в столь раннем возрасте это происходило Начиная с двенадцати лет мальчик
перешел в основном на самообразование - в объеме, значительно превышавшем любые
университетские курсы того времени К четырнадцати годам это был блестящий,
необычайно широко эрудированный юноша, обладавший глубокими познаниями в таких
областях, как история, математика, логика, философия и политическая экономия
Кроме того, он владел древними и новыми языками (древнегреческим, латынью,
французским, немецким), был начитан в древней и новой литературе Некоторая
разбросанность и несистематический характер, уклон в сторону так называемого
классического образования (древние языки и т д ) искупались тем, что эти знания
были добыты самостоятельным трудом и усвоены критически
Будучи человеком чрезвычайно скромным, никогда не переоценивавшим своих
достижений, Милль тем не менее считал, что к четырнадцати годам обогнал своих
сверстников в объеме познаний на четверть века1 Знакомясь с объемом и уровнем
его детских занятий, нельзя сказать, что он преувеличил дистанцию разрыва
Сомнение вызывает другое Никакие десятилетия не позволили бы уму обыкновенному
освоить те знания, которые за считанные годы впитал ум гениального ребенка Такие
интенсивные занятия в столь раннем возрасте имели и свою печальную сторону С
грустью отмечал Милль в зрелые годы "Я никогда не был ребенком, никогда не играл
в крикет, лучше было бы, если бы природа шла своим путем"
С детских лет и буквально до последних дней жизни он придерживался своего метода
сочетания умственных и физических занятий длительные пешие прогулки и походы по
живописным английским лугам, по горам Южной Франции, во время которых
обдумывались и обсуждались его лучшие замыс-
лы. Когда Миллю было тринадцать лет, отец изложил ему во время пеших прогулок
только что вышедшие в свет "Начала политической экономии и налогового обложения"
Д. Рикардо. В скором времени молодой Милль уехал на год во Францию, где ему
представился случай познакомиться со многими выдающимися учеными того времени.
Во Франции он жил в семье брата английского философа Бентама. Эта семья много
путешествовала Круг ее интересов лежал в сфере общественной жизни и общественно-
политической мысли Франции. Это обстоятельство позволило Миллю встретиться со
сторонниками французского философа и социалиста Сен-Симона, с известным
экономистом Ж.Б. Сэем. Перемены, связанные с путешествиями, позволили несколько
отвлечь Милля от того сурового режима занятий, который стал для него привычным с
ранних детских лет. Обычно он ежедневно занимался по 9-10 часов. История
сменялась логикой, логика математикой, математика языками. Дневник, начатый во
Франции, показывает, что первые недели проходили в столь же неукоснительном
режиме Поражает объем прочитанного, глубина критических замечаний по ходу
чтения Уже в четырнадцать лет Милль был способен остро подмечать ошибки
изложения, несовершенство логического построения доказательств Но в дальнейшем
светский образ жизни семьи Бентамов, переезды с места на место ломают этот
изнурительный ритм занятий, что, безусловно, благотворно повлияло на будущее
физическое и духовное здоровье Милля.
Вернувшись в Англию, Милль поселился в Лондоне и в скором времени приобщился к
политической деятельности своей страны
С непосредственностью молодости семнадцатилетний Милль занялся пропагандой
ограничения рождаемости среди трудящихся женщин Он раздавал составленные им
самим листовки,
в которых содержались рецепты
сознательного ограничения
семьи. В.Англии того времени откровенный разговор на тему ограничения
рождаемости был столь вызывающим нарушением благопристойности, что Милль даже
попал на несколько дней под арест
После бурного
эпизода с пропагандой
времени с помощью
отца занял место скромного
его отец к тому времени занимал видное положение Тогда он стал членом
политического кружка молодых, радикально настроенных интеллигентов, издававших
свой собственный журнал "Вестминстер ре-вью". Этот кружок не был удовлетворен
сложившейся к тому времени в Англии двухпартийной борьбой тори и вигов, прежде
всего потому, что не видел в ней перспектив для осуществления более широких
политических реформ
Радикальный кружок, в который вступил Милль, стремился к большему к подлинному
расширению народного представительства в парламенте По существу, его
деятельность составляла ядро будущего движения за всеобщее избирательное право.
К кружку примыкали Д Рикардо и Джеймс Милль Его идейным вдохновителем был
философ и проповедник Иеремия Бентам. Этот человек был основателем утилитаризма
- нравственно-философского учения, которое впитало в себя многие идеи английских
рационалистов и французских просветителей.
И. Бентам разработал принцип "наибольшего счастья для наибольшего числа людей",
который он положил в основу нравственного разграничения
между добром и злом По его мысли, общество должно быть построено таким образом,
чтобы чувство долга - понимаемого как социальный долг индивидуума перед
обществом - и стремление к собственной выгоде не вступали в конфликт друг по
отношению к другу.
Джон Милль никогда окончательно не порывал с философией утилитаризма, поскольку
соображения всеобщего человеческого "блага" с юных лет и до конца жизни занимали
центральное место в его мировоззрении Но узкая трактовка этого вопроса в
сочинениях Бентама стала для него совершенно неприемлемой. Крушение авторитета
учителей, к которым относился и его отец, вызвало в душе двадцатилетнего юноши
ощущение тягостной пустоты К этому еще добавился ряд обстоятельств личного
порядка. Он чувствовал, что все больше превращается в своего рода "рассуждающую
машину". Он также чувствовал, что и окружающие все больше воспринимают его как
эрудированного, но сухого логика и полемиста, готового даже поэзию, музыку,
литературу разложить на составные элементы Трагедия его воспитания, лишившая его
живых жизненных впечатлений, тяготела над ним подобно проклятию.
Все это привело
двадцатилетнего Милля в
поставившего молодого человека на грань полной психической катастрофы.
Путь Дж. С. Милля к душевному выздоровлению был продолжителен и труден.
Впоследствии сам он считал, что главную роль на этом пути сыграло проснувшееся в
нем чувство сострадания к ближним Вместе с пробуждением этого чувства пришел и
бескорыстный интерес к поэзии, музыке Одновременно происходит решительный
поворот в направлении философских интересов. Милль обращается к немецкой
философии Здесь его глубоко интересует система Иммануила Канта К этим же годам
относится встреча и оживленная переписка Милля с видным последователем учения
Сен-Симона д'Эй-шталем. Это было первое серьезное обсуждение проектов
социалистического переустройства общества. Свой основной девиз Милль заимствовал
у Гете - многосторонность. Он относил этот девиз не только к широте и
многообразию познаний, но и к развитию самой личности
В возрасте между двадцатью и тридцатью годами в его жизни произошли события,
завершившие тот процесс, который начался душевным кризисом и пересмотром