Деи гуманизма в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

История идеи гуманизма. Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии. Развитие идей гуманизма в России. Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании. Идеи и принципы гуманизма
Гуманизация воспитания и образования
Анализ реализации идей гуманизации в образовании

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии и развитию образования.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     В-четвертых,  сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего во времени и остальные формы  активности детей; замена фронтальных занятий подгрупповыми.

      В-пятых, учет индивидуальных особенностей детей при  осуществлении  различных бытовых и гигиенических процессов, недопустимость  жесткой фронтальной  их организации, насилия над ребенком в  угоду формальным предписаниям.

    Таким образом, отмечаем, что гуманизация образования не может рассматриваться как некий универсальный метод  или технология обучения, она  представляет собой ценностную ориентацию, связанную с перестройкой личностных установок учителя, а именно:  личностно-ориентированная педагогика содержит в себе индивидуализацию и дифференциацию и учит умению прогнозировать, контролировать свою жизнь. Способности строить идеал   в процессе образования и стремиться к нему отводится место рядом с генетическим потенциалом личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ реализации идей гуманизации в образовании

 

Меняющаяся  социальная и  политическая среда сказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование  и культуру.

Сегодня наблюдается противоречие между сложившимися  за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности,  соответственно происходят изменения в образовательных потребностях.

Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.

В 1936 году после резкой критики  со стороны партии работы дошкольных учреждений,  обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия,  обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.), получила основное развитие в «Программе воспитания  и обучения в детском саду» (под редакцией  М. А. Васильевой, 1985 г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала обучения (а не развития), а детский сад по принципиальной ориентации в своей  работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых  идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.

В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под ред. В. Давыдова,  В. Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 г. было принято  «Временное положение о  дошкольных учреждениях», определявшее  в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,  обеспечение их интеллектуального и личностного  развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определили правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.

Появление  «Концепции дошкольного воспитания»  положило начало интенсивному обсуждению вопросов теоретического  и прикладного характера, связанных с обновлением  содержания дошкольного образования, апробацией  в широкой практике  работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новыми методами   и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и  программно-методических  документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием,  методической службы,  науки и практики,  создавая единое образовательное пространство.

В методических рекомендациях , подготовленных Н. А. Михайленко и   Н. А. Коротковой (1993) анализировалось состояние дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Было отмечено, что система отношений воспитателя  с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания,  распространяющейся не только на учебные занятия с детьми, но и  на всю повседневную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено [13,27].

Несмотря  на трудности переходного периода, изменения, происходящие в сфере, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования  и имеют, несомненно,  положительные черты.  На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р. Б. Стеркиной:

- соблюдается принцип комплексности  - педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миров, развитие речи,  художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению  здоровья детей;

-  использование некоторых парциальных программ сочетается с работой по другим направлениям  педагогического процесса;

- происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы дошкольного образовательного учреждения, таких, как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, делается большой акцент на  создания условий самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения;

- интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствует раскрепощению образовательного процесса в детском саду;

- предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы в работе педагога;

- происходит владение новыми педагогическими технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия – перевод на новый стиль общения игры с ребенком;

- зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма  в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи;

- использование новых моделей  устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям.

Таким образом, обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей  характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего,  с изменением  отношения к  воспитанию, в  центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход о единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной  системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений,   позволяет реагировать на  разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.

 

 

Заключение

 

  На сегодняшнем этапе развития образования общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на  основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность  его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность ребенка, основывается на конструктивной работе воспитанника и воспитателя, в  процессе которой  взрослый старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

Гуманизация современного образования связана, прежде всего,  с изменением  отношения к  воспитанию, в  центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Создание условий для поисковой и творческой деятельности детей, интеграция различных видов деятельности и их эмоциональная насыщенность способствуют  переходу на новый стиль общения  и игры  с ребенком, развитию личностного  взаимодействия педагога со своими воспитанниками.

       Таким образом, идеи гуманизации образования - это идеи воспитания целостной личности, свободной и ответственной, во всем богатстве ее индивидуального своеобразия, способной к взаимопониманию, взаимоуважению, сотрудничеству. Ребенок  в гуманистически ориентированной педагогике выступает не пассивным объектом педагогического воздействия, а активным субъектом учения, в процессе которого он реализует свои творческие силы и способности. Развитие способности к самопознанию, к общекультурному и профессиональному росту, к непрерывному образованию и самообразованию становится внутренним условием жизни в изменяющемся мире, предполагающим постоянную социальную и профессиональную мобильность, высокую интеллектуальную зрелость, демократизм и гражданственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.       Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: 2000 - 464с.

2.       Безрукова М. П. Гуманистические принципы и правила их осуществления [текст] / М. П. Безрукова. Екатеринбург:  Деловая книга, 2000.- 342с.

3.       Брагина Л. М."Социально - этические взгляды  итальянских  гума-

нистов" (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

4.       Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании [текст] / И. В.  Дубровина. – Рабочая книга. -  С-Пб: Питер, 2009.- 400с.

5.       Ефремов Н. Н. Психологическое айкидо для детей и родителей [текст] / Н. Н. Ефремов. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. .- 320с.

6.       Идеи гуманизации дошкольного воспитания в трудах А. В. Запорожца [текст] / Культура и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: СГГИ, 1997. С.- 119-122.

7.       Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г.

8.       Козлова  С. А., Куликова  Т. А.Дошкольная педагогика [текст] / С. А. Козлова,  Куликова Т. А.- 10-е изд., стер.- М: «Академия»,2009г.

9.       Комарова Н. Ф., Новоселова С. П. Детский сад как открытая система [текст]/ Н. Ф. Комарова. – М.:  НМЦ«Дидактика»,1994. – 99с.

10.   Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994

11.   Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [текст] // Дошкольное воспитание. - 1992.№5-6. С.17-27

12.   Очерки истории русской этической мысли. М., "Наука", 1976

13.   Стеркина Р.Б., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений [текст] /Дошкольное воспитание.-1992. №1.-С.16-19.

 



Информация о работе Деи гуманизма в образовании