Деи гуманизма в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

История идеи гуманизма. Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии. Развитие идей гуманизма в России. Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании. Идеи и принципы гуманизма
Гуманизация воспитания и образования
Анализ реализации идей гуманизации в образовании

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии и развитию образования.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

В современной философии, при изменениях жизни  и мыслей,  происходивших с конца XIX века со все большим ускорением, многие принципы, в том числе и классического гуманизма были поставлены под сомнение.

Своеобразным гуманизмом новой волны представляется  философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Отцом экзистенциальной мысли для современного  экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер.  Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.

Центральным тезисом экзистенциализма является утверждение,  согласно которому "сущность человеческого бытия заключается в eksistence,  в преступлении", в выходе за пределы всех других существ и  самого  себя.. Это означает не  только  то,  что,  как хотел показать Сартр в сочинении "Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоянное пре-ступление, бесконечное воспарение.

Хайдеггер  противопоставляет свою концепцию традиционному гуманизму в рациональной и оптимистической форме XVIII-XIX веков,  а также догматической форме утверждения неизменных  ценностей.  Однако гуманизм он опровергает не во имя антигуманизма,  а во имя eksistence человека, его незавершенности, его созидательного познания.

Экзистенциализм - философия суровая и трезвая,  в центре  его исследований стоит  человек,  ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель:  внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.

Гуманизм принес в этическую мысль признание самоценности человеческой личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья, справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Не стоит удивляться, что в дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские течения впитали в себя черты гуманизма.  Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям.

 

 

 

Глава 2. Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании

 

2.1. Идеи и принципы гуманизма

Гуманизация -  (от лат. humanus)  - человеческий,  свойственный человеку,  человеколюбивый) – принцип,  основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и  проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

- гуманного отношения к личности воспитанника;

- уважения прав и свобод воспитанника;

- предъявления  воспитаннику посильных и разумных сформулированных требований;

-  ненасильственное формирование  требуемых качеств;

-  уважения права человека быть самим собой;

-  уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку,  глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно  ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской  деятельности и в  повседневной жизни. В большей степени учитывать  интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к  партнерству,  в играх.

Гуманизация образования – это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой личности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих,  гуманных отношений между ними в педагогическом процессе и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается -  самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации -  усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной  ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

В общем смысле гуманизм понимается как исторически  изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье,  развитие   и проявление  своих способностей. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слово  гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности.  В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.[2,37].

Как теоретическая концепция гуманизм признает право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признает в качестве нормы  принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е. В. Петрушкова указывает,  что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом,  обогатившим их содержание.

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения  с другими людьми, по мнению Н. Ю. Алексашиной,  относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т е.  способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

-  взаимодействие, т. е способность к сотрудничеству, взаимопомощь  и содействие и принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом,  гуманизм предполагает отказ от идеи насилия,  подавления,  господства,  причем не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнеры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и  взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения  и его системообразующим фактором  выступает человек.  Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям,  к деятельности и соответственно к миру в целом.  Во всем этом и проявляется гуманность  личности.

 

2.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса.

 

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло  в конце  50-х   - начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение  идей гуманистической психологи. Основные тенденции, которые характеризуют  данное направление в педагогике -  это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера,  преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Гуманизация воспитания  и образования, по мнению ученых-педагогов,  выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного   субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием  гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности,  установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е. Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового  педагогического   мышления,  в котором и педагоги, и  воспитанники выступают  как субъекты развития творческой индивидуальности.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к  тому, что в 1989 году Государственный комитет по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы  В. В. Давыдов,  В. А. Петровский и др.). Ее основные идеи -  гуманизация и  деидеологизация  дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства.  Авторы сумели обнажить в практической деятельности дошкольных учреждений существенные отклонения от принципов гуманизма, вскрыли объективные и субъективные причины сложившегося положения,  более того, наметили перспективные направления работы, способствующие  восстановлению идей гуманизма в педагогической практике, значительно повышающие уровень всестороннего развития дошкольника.

А. В. Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие  условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение. Реализация идей А. В. Запорожца определяет генеральную линию гуманизации дошкольного образования; при построении обучения  и воспитания дошкольников необходимо учитывать, что развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в  индивидуальной форме [6,20].

Н. Михайленко,  Н. Короткова предложили осуществлять  гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим направлениям:

- изменение формы общения с детьми  от авторитарного воздействия к общению,  ориентированному на  личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;

- обновление формы и содержания обучающих занятий: от фронтальных – к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

- насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства,  использование лучших образцов детской литературы,  ориентирующих на  общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;

-  преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и  склонностями, выбора деятельности и  ее формы – совместно со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность,  отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок  получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей,  действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними,  вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры,  которые необходимы для благополучного  существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в создании разнообразной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей  развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что делали на занятиях  и в свободной совместной деятельности с воспитателем [11, 180].

Действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду, по мнению Н. Михайленко, Н. Коротковой, возможна при соблюдении следующих требований:

         Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

         Во-вторых, деидеологизация педагогического процесса,  ориентация на формирование у детей общечеловеческих ценностей, а не преподнесение  сведений об окружающее, имеющее политико-идеологическую окраску.

      В-третьих, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность самих детей; использование разных видов  детской деятельности (игра, конструирование, рисование и.т.п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

Информация о работе Деи гуманизма в образовании