Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:27, контрольная работа
История идеи гуманизма. Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии. Развитие идей гуманизма в России. Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании. Идеи и принципы гуманизма
Гуманизация воспитания и образования
Анализ реализации идей гуманизации в образовании
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 История идеи гуманизма…………….......................................6
1.1 Зарождение идей гуманизма в Древнем Египте и в Италии……
1.2 Развитие идей гуманизма в России…………………………………
Глава 2 Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании…………………………………………………………… 11
2.1. Идеи и принципы гуманизма……………………………………13
2.2. Гуманизация воспитания и образования……………………… 15
Глава 3 Анализ реализации идей гуманизации в образовании……...20
Заключение………………………………………………………...........22
Библиографический список……………………………………………25
В современной философии, при изменениях жизни и мыслей, происходивших с конца XIX века со все большим ускорением, многие принципы, в том числе и классического гуманизма были поставлены под сомнение.
Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Отцом экзистенциальной мысли для современного экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм.
Центральным тезисом экзистенциализма является утверждение, согласно которому "сущность человеческого бытия заключается в eksistence, в преступлении", в выходе за пределы всех других существ и самого себя.. Это означает не только то, что, как хотел показать Сартр в сочинении "Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован предопределенностью... но и то, что внутри себя человек - постоянное пре-ступление, бесконечное воспарение.
Хайдеггер противопоставляет свою концепцию традиционному гуманизму в рациональной и оптимистической форме XVIII-XIX веков, а также догматической форме утверждения неизменных ценностей. Однако гуманизм он опровергает не во имя антигуманизма, а во имя eksistence человека, его незавершенности, его созидательного познания.
Экзистенциализм - философия суровая и трезвая, в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель: внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.
Гуманизм принес в этическую мысль признание самоценности человеческой личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья, справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Не стоит удивляться, что в дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские течения впитали в себя черты гуманизма. Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям.
Глава 2. Реализация идей гуманизма в современном дошкольном образовании
2.1. Идеи и принципы гуманизма
Гуманизация - (от лат. humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) – принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:
- гуманного отношения к личности воспитанника;
- уважения прав и свобод воспитанника;
- предъявления воспитаннику посильных и разумных сформулированных требований;
- ненасильственное формирование требуемых качеств;
- уважения права человека быть самим собой;
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.
Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству, в играх.
Гуманизация образования – это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой личности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих, гуманных отношений между ними в педагогическом процессе и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается - самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слово гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.[2,37].
Как теоретическая концепция гуманизм признает право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признает в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е. В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н. Ю. Алексашиной, относятся:
- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т. е способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие и принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причем не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнеры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всем этом и проявляется гуманность личности.
2.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса.
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологи. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Гуманизация воспитания и образования, по мнению ученых-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е. Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.
Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к тому, что в 1989 году Государственный комитет по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.). Ее основные идеи - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства. Авторы сумели обнажить в практической деятельности дошкольных учреждений существенные отклонения от принципов гуманизма, вскрыли объективные и субъективные причины сложившегося положения, более того, наметили перспективные направления работы, способствующие восстановлению идей гуманизма в педагогической практике, значительно повышающие уровень всестороннего развития дошкольника.
А. В. Запорожец отмечал, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение. Реализация идей А. В. Запорожца определяет генеральную линию гуманизации дошкольного образования; при построении обучения и воспитания дошкольников необходимо учитывать, что развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме [6,20].
Н. Михайленко, Н. Короткова предложили осуществлять гуманизацию и повышение эффективности педагогического процесса в детском саду по следующим направлениям:
- изменение формы общения с детьми от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений;
- обновление формы и содержания обучающих занятий: от фронтальных – к работе с небольшими подгруппами детей, сокращение общего числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития содержания, отказ от политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
- насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющие кругозор ребенка;
- преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора деятельности и ее формы – совместно со сверстниками или индивидуальной.
Гуманизация дошкольного образования предполагает, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя заключается в создании разнообразной среды, обеспечивающей ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем [11, 180].
Действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду, по мнению Н. Михайленко, Н. Коротковой, возможна при соблюдении следующих требований:
Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.
Во-вторых, деидеологизация педагогического процесса, ориентация на формирование у детей общечеловеческих ценностей, а не преподнесение сведений об окружающее, имеющее политико-идеологическую окраску.
В-третьих, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, конструирование, рисование и.т.п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.