Автор: Роман Пертуев, 24 Сентября 2010 в 19:41, контрольная работа
Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лаоцзы, автором трактата «Дао-дэ цзин» (книга о Дао и Дэ), относящегося к 4-5 векам до н.э. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.
Говоря об актуальности данной темы можно сказать, что во-первых, даосизм во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока, что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.
Во-вторых, китайские философы задумывались над вопросами, которые принадлежат к числу вечных вопросов философии: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти? И в-третьих сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, которая призывает к органическому слиянию с природой.
Целью данной работы является исследование сущности и специфики Даосизма. Данная цель предполагает решение следующих задач: осветить историю возникновения данного явления, выявить основные идеи и понятия, рассмотреть даосизм как определенную схему философствования и даосизм как религиозное вероучение.
Основополагающие идеи даосской философии были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы. Сохранилось множество первоисточников, относящихся непосредственно к периоду становления философского даосизма, большая часть которых так и остается на китайском языке. Из них на западно-европейские языки (в том числе и на русский) переведены такие философские тексты как: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Хуай-нань-цзы» Из более поздних философских произведений, относящихся непосредственно к даосизму: «Гуань Инь-цзы», «Баопу-цзы», «Иньфу цзин».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДАОСИЗМ 5
1.1. Понятие Даосизма 5
1.2. Истоки Даосизма 5
2. ЛАО-ЦЗЫ и УЧЕНИЕ О ДАО 8
3. ФИЛОСОФИЯ ДАОСОВ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Последователи Лао-Цзы смотрели на Дао иначе. Для них Дао – это прежде всего Всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Если вкратце суммировать основные характеристики Дао, приведенные в книге Лао-Цзы, то окажется, что Дао – это все и ничего. Никто не создал Дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств. То, что можно услышать, увидеть, ощутить и понять – это не Дао. Оно постоянно и неисчерпаемо. Ему нельзя дать ни имени, ни названия, его ни с чем нельзя сравнить.
Будучи
само безымянным, Дао дает названия
и имена всем. Будучи само бесформенным,
оно является причиной всех форм. Дао
вне времени и вне
Дао - общее, имманентно присущее всем единичным предметам и явлениям в каждый момент их существования. Вот как говорится об этом в одном из основных даосских трактатов "Дао-дэ цзин": "Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Дао в огромном не исчерпывается, в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей тьме вещей. Обширное-обширное оно все в себе объемлет"[5, с. 202].
Вторая важная категория древних китайцев - ци. Ци - тонкая энергетическая первоматерия, общекитайская единая вселенская субстанция, категория, понятие которой широко разрабатывалось еще в ранне даосских трактатах. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, жизненная энергия - это не только материальная субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с инь и янь, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образуя основу как физической, так и психической жизни человека. Невозможно назвать ни одного феномена, рассматриваемого или упомянутого древними даосами, субстрат которого представлял бы нечто отличное от ци. Если условно выделить даосскую космологию и космогонию, антропологию и антропотонию, этику - все стоят на учении о ци. Ци - категория общая для всей натурфилософии Китая. Понятие ци перенесено и в китайскую медицину, где апробируется практически. Согласно представлениям китайских медиков, болезнь - это нарушение движения ци, нарушение состояния человеческой энергетики. Рождение человека - это просто скопление эфира ци. "Собирается эфир, образуется жизнь, рассеивается -образуется смерть" [5, с. 246].
К ведущим даоским концепциям относятся также принципы цзы жань– «самоестественность», спонтанность Дао, и у-вэй– «недеяние». Цзы жань дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе.
Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с Дао (природой) человека, а в макрокосме – с Дао Вселенной. Поэтому мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам. Все вещи равны между собой, и поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и на раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
У-вэй предполагает отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, который основан на спонтанности и беспредпосылочности Дао. Этот тезис призывает человека уйти от активной деятельности и как можно меньше вмешиваться в течение жизни: «не далей ничего – и не будет ничего не сделанного». Иными словами, все сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.
Ранние даосы толковали у вэй как абсолютное отчуждение, что вполне соответствовало эпохе ранних отшельников, «практиков» протодаосизма с их крайними формами отчуждения от окружающего мира и его общества.
Принцип у-вэй был в равной степени отрицанием и легистского культа администрации и закона, и гигантской конфуцианской системы социальной этики и политики. И именно это отрицание администрации и власти и призыв к практическому уходу от ненавистных социальных пут, сковывающих свободу человека, оказали огромное влияние на идеологические принципы даосских сект, которые не раз на протяжении китайской истории руководили крестьянскими восстаниями.
Учение Лао-Цзы изложено очень трудным и неясным языком. Употребленные в нем термины, понятия и предложения допускают самые различные толкования. Это и явилось причиной того, что исследователи очень сильно расходятся в трактовке первоначального даосизма как философской доктрины.
Некоторые ученые видят в учении даосов материалистические идеи, другие (их подавляющее большинство) – идеалистическую и мистическую направленность. И для таких противоположных выводов дает основание не только трактовка, но и сама суть ряда положений даосизма. Однако если даже и согласиться с фактом наличия в «Дао-дэ-цзине» некоторых материалистических положений, нельзя не признать, что мистики в нем намного больше.
Во всяком случае, нет никаких сомнений в том, что это учение открывало широкий простор для мистики и метафизических построений и что уже в самом трактате Лао-Цзы были заложены основы для перерождения даоской философии в религию.
Наиболее
характерным тому примером является
одно из центральных положений
Т.е., пневма ци, которую порождает непознаваемый абсолют Дао, является духовным началом и субстанцией всего мироздания.
При
всей кажущейся материалистичности
отдельных положений «Дао-дэ-
Именно
мистическая сторона даосской философии
оказалась в ней наиболее существенной
и послужила теоретической
3.
ФИЛОСОФИЯ ДАОСОВ И
РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ
В философии Лао-Цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, а также в трудах менее известных даосских мыслителей из школы Цзися, содержалось немало интересных мыслей и важных положений. Однако большинству из них была суждена весьма недолгая жизнь. Из всего того, что было написано в даосских трактатах во второй половине I тысячелетия до н.э., сохранили свою силу и получили дальнейшее развитие только несколько основных моментов, которые и составили теоретический фундамент религиозного даосизма.
Прежде всего, это учение о Дао и все связанные с ним проблемы натурфилософии и космогонии. Это учение было взято в его наиболее мистической трактовке и с течением времени обросло многочисленными деталями – это особенно характерно для «Ле-цзы», наиболее позднего из всех трех главных трактатов.
Вторым важным моментом было учение об относительности бытия, жизни и смерти и в связи с этим о возможности длительной жизни и достижения бессмертия. Этот тезис со временем выдвинулся на первое место, оттеснив все остальные, так что одно время – на рубеже нашей эры, в эпоху Хань – поиски бессмертия превратились в фактически главное и почти единственное занятие «ученых» даосов, последователей и теоретиков возникавшего в то время религиозного даосизма.
И, наконец, третьим и последним был принцип увэй.
Именно эти основные моменты философского даосизма и стали основой учения возникшей в эпоху Хань религии даосов.
Другая часть этой религии – практика, важнейшие институты и культы религиозного даосизма – была обязана своим появлением и развитием той сумме верований нижнего пласта, которые не были и не могли быть включены в конфуцианство.
Как же произошел этот синтез? Ведь сначала «высокая» философская теория даосизма и народные верования, магия и мантика, обряды и мифы не имели между собой почти ничего общего. Святые отшельники или даосы-философы едва ли могут быть поставлены рядом с неграмотными шаманами и деревенскими колдунами. Во всяком случае, внешне мы не видим никаких точек соприкосновения.
И тем не менее такая связь все-таки была, хотя ее генезис и механизм возникновения установить достаточно сложно.
Решающую роль в процессе сближения «высокой теории» даосских философов с верованиями низшего пласта сыграло возвышение конфуцианства и превращение его в начале Хань в официальную государственную идеологию. Если до эпохи Хань конфуцианство было лишь одним из нескольких влиятельных (и подчас даже гонимых) учений, то впоследствии оно стало в сущности основным. Все остальные учения должны были потесниться или вообще уйти со сцены. Очевидно, такая же участь ожидала и даосизм, если бы последователи этого учения не сумели чем-то заинтересовать ханьских правителей и убедить их (и стоявших за ними министров) в своей нужности и полезности.
А что могли им предложить последователи Лао-цзы и Чжуан-цзы? В области социальной этики и политики они были не сильны и явно уступали своим удачливым соперникам. Проблемы натурфилософии и космогонии были слишком «отвлеченной материей» для того, чтобы заинтересовать представителей правящей элиты. Так что в борьбе за существование адепты философского даосизма должны были выдвинуть на передний план те стороны своего учения, которые могли бы заинтересовать «верхи» и в то же время получить необходимую поддержку «низов».
И эти стороны нашлись. Во-первых, это были поиски бессмертия, к которым не могли остаться равнодушными правители империи. И во-вторых, это были как раз те народные верования и обряды, которые до того существовали и развивались чисто эмпирически и нуждались в поддержке и «теоретическом» оправдании и подкреплении.
Для
даосов оказать такую поддержку
и тем самым привлечь на свою сторону
массы было тем более легко, что
сама теория философского даосизма допускала
мистические толкования и нередко
очень легко смыкалась с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения. Первое это путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, а второе субстанция, от которой произошел весь мир. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
Из основных идей философии даосизма следует выделить во-первых, то, что все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; во-вторых, материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао ; и в-третьих, мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй").
Даосизм
признаёт существование двух основных
начал в мире: инь и ян.
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое,
мужское начало. Так же как Дао устанавливает
равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Базовая
концепция даосизма: сбалансированный
подход ко всем явлениям природы и корректировка
в случае нарушения естественного равновесия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ