Даосизм

Автор: Роман Пертуев, 24 Сентября 2010 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лаоцзы, автором трактата «Дао-дэ цзин» (книга о Дао и Дэ), относящегося к 4-5 векам до н.э. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.
Говоря об актуальности данной темы можно сказать, что во-первых, даосизм во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока, что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.
Во-вторых, китайские философы задумывались над вопросами, которые принадлежат к числу вечных вопросов философии: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти? И в-третьих сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, которая призывает к органическому слиянию с природой.
Целью данной работы является исследование сущности и специфики Даосизма. Данная цель предполагает решение следующих задач: осветить историю возникновения данного явления, выявить основные идеи и понятия, рассмотреть даосизм как определенную схему философствования и даосизм как религиозное вероучение.
Основополагающие идеи даосской философии были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы. Сохранилось множество первоисточников, относящихся непосредственно к периоду становления философского даосизма, большая часть которых так и остается на китайском языке. Из них на западно-европейские языки (в том числе и на русский) переведены такие философские тексты как: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Хуай-нань-цзы» Из более поздних философских произведений, относящихся непосредственно к даосизму: «Гуань Инь-цзы», «Баопу-цзы», «Иньфу цзин».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДАОСИЗМ 5
1.1. Понятие Даосизма 5
1.2. Истоки Даосизма 5
2. ЛАО-ЦЗЫ и УЧЕНИЕ О ДАО 8
3. ФИЛОСОФИЯ ДАОСОВ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

       Последователи Лао-Цзы смотрели на Дао иначе. Для  них Дао – это прежде всего  Всеобщий Закон Природы, Начало и  Конец Творения. Если вкратце суммировать  основные характеристики Дао, приведенные  в книге Лао-Цзы, то окажется, что  Дао – это все и ничего. Никто не создал Дао, но все происходит от него и возвращается к нему. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств. То, что можно услышать, увидеть, ощутить и понять – это не Дао. Оно постоянно и неисчерпаемо. Ему нельзя дать ни имени, ни названия, его ни с чем нельзя сравнить.

       Будучи  само безымянным, Дао дает названия и имена всем. Будучи само бесформенным, оно является причиной всех форм. Дао  вне времени и вне пространства. Это бесконечность и абсолют. Даже Небо следует Дао, а само Дао следует лишь естественности, Природе. Великое всеобъемлющее Дао порождает все, но все это проявляется лишь через посредство Дэ – конкретное качество Дао, средство его обнаружения. Если Дао все рождает, то Дэ все вскармливает.

       Дао -  общее,  имманентно  присущее всем  единичным предметам и  явлениям в каждый момент их существования. Вот как говорится об этом в одном из  основных  даосских трактатов "Дао-дэ цзин":  "Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Дао в огромном не исчерпывается, в мельчайшем не отсутствует. Поэтому-то оно представлено полностью во всей тьме вещей. Обширное-обширное оно все в себе объемлет"[5, с. 202].

      Вторая  важная категория древних китайцев - ци. Ци - тонкая энергетическая  первоматерия,  общекитайская  единая вселенская субстанция,  категория,  понятие которой широко разрабатывалось еще в ранне даосских трактатах. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух,  жизненная сила, жизненная энергия - это не только материальная субстанция,  но и некоторые флюиды, элементы духовного начала. У ранних даосов ци выступает в масштабе космически  универсальном,  ци  непосредственно  связано со всей вселенной,  с Дао,  с инь и янь,  с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образуя основу как физической,  так и психической жизни человека. Невозможно назвать ни одного феномена, рассматриваемого или упомянутого  древними даосами,  субстрат которого представлял бы нечто отличное от ци. Если условно выделить даосскую космологию и космогонию, антропологию и антропотонию, этику - все стоят на учении о ци.  Ци - категория общая для всей натурфилософии  Китая.  Понятие ци перенесено и в китайскую медицину, где апробируется практически.  Согласно представлениям китайских медиков, болезнь - это нарушение движения ци,  нарушение состояния человеческой энергетики.  Рождение человека - это просто  скопление эфира ци.  "Собирается эфир,  образуется жизнь,  рассеивается -образуется смерть" [5, с. 246].

      К ведущим даоским концепциям относятся также принципы цзы жань– «самоестественность», спонтанность Дао, и у-вэй– «недеяние». Цзы жань дословно  означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе.

       Отсюда  вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с Дао (природой) человека, а в  макрокосме – с Дао Вселенной. Поэтому мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам. Все вещи равны между собой, и поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и на раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

       У-вэй предполагает отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, который основан на спонтанности и беспредпосылочности Дао. Этот тезис призывает человека уйти от активной деятельности и как можно меньше вмешиваться в течение жизни: «не далей ничего – и не будет ничего не сделанного». Иными словами, все сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.

       Ранние  даосы толковали у вэй как абсолютное отчуждение, что вполне соответствовало эпохе ранних отшельников, «практиков» протодаосизма с их крайними формами отчуждения от окружающего мира и его общества.

       Принцип у-вэй был в равной степени отрицанием и легистского культа администрации и закона, и гигантской конфуцианской системы социальной этики и политики. И именно это отрицание администрации и власти и призыв к практическому уходу от ненавистных социальных пут, сковывающих свободу человека, оказали огромное влияние на идеологические принципы даосских сект, которые не раз на протяжении китайской истории руководили крестьянскими восстаниями.

       Учение  Лао-Цзы изложено очень трудным  и неясным языком. Употребленные в нем термины, понятия и предложения допускают самые различные толкования. Это и явилось причиной того, что исследователи очень сильно расходятся в трактовке первоначального даосизма как философской доктрины.

       Некоторые ученые видят в учении даосов материалистические идеи, другие (их подавляющее большинство) – идеалистическую и мистическую направленность. И для таких противоположных выводов дает основание не только трактовка, но и сама суть ряда положений даосизма. Однако если даже и согласиться с фактом наличия в «Дао-дэ-цзине» некоторых материалистических положений, нельзя не признать, что мистики в нем намного больше.

       Во  всяком случае, нет никаких сомнений в том, что это учение открывало  широкий простор для мистики  и метафизических построений и что уже в самом трактате Лао-Цзы были заложены основы для перерождения даоской философии в религию.

       Наиболее  характерным тому примером является одно из центральных положений трактата: «Дао рождает одно, одно рождает  два, два рождают три, а три – все вещи». Расшифровка смысла этой фразы звучит примерно так. Дао порождает одно, ци. Из ци состоит все в мире. Одно рождает два: ци двух родов, мужского и женского, т.е. ян-ци и инь-ци. Два порождают три. Эти три, порожденные двумя обязательными началами, мужским и женским, которые в своей совокупности и взаимодействии только и могут давать начало всему остальному, - великая триада, состоящая из Неба, Земли и Человека. И уже от этих начал пошло и все остальное в природе и обществе.

       Т.е., пневма ци, которую порождает непознаваемый абсолют Дао, является духовным началом и субстанцией всего мироздания.

       При всей кажущейся материалистичности отдельных положений «Дао-дэ-цзина», эта книга считается образцом мистики и метафизики, а ее предполагаемый автор, Лао-цзы, - одним из великих мистиков человечества.

       Именно  мистическая сторона даосской философии  оказалась в ней наиболее существенной и послужила теоретической базой  для возникновения на ее основе религиозного даосизма. 
 
 
 
 

3. ФИЛОСОФИЯ ДАОСОВ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ  

       В философии Лао-Цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, а также в трудах менее известных  даосских мыслителей из школы Цзися, содержалось немало интересных мыслей и важных положений. Однако большинству  из них была суждена весьма недолгая жизнь. Из всего того, что было написано в даосских трактатах во второй половине I тысячелетия до н.э., сохранили свою силу и получили дальнейшее развитие только несколько основных моментов, которые и составили теоретический фундамент религиозного даосизма.

       Прежде  всего, это учение о Дао и все связанные с ним проблемы натурфилософии и космогонии. Это учение было взято в его наиболее мистической трактовке и с течением времени обросло многочисленными деталями – это особенно характерно для «Ле-цзы», наиболее позднего из всех трех главных трактатов.

       Вторым  важным моментом было учение об относительности  бытия, жизни и смерти и в связи  с этим о возможности длительной жизни и достижения бессмертия. Этот тезис со временем выдвинулся на первое место, оттеснив все остальные, так  что одно время – на рубеже нашей эры, в эпоху Хань – поиски бессмертия превратились в фактически главное и почти единственное занятие «ученых» даосов, последователей и теоретиков возникавшего в то время религиозного даосизма.

       И, наконец, третьим и последним  был принцип увэй.

       Именно  эти основные моменты философского даосизма  и стали основой учения возникшей в эпоху Хань религии  даосов.

       Другая  часть этой религии – практика, важнейшие институты и культы религиозного даосизма – была обязана  своим появлением и развитием той сумме верований нижнего пласта, которые не были и не могли быть включены в конфуцианство.

       Как же произошел этот синтез? Ведь сначала  «высокая» философская теория даосизма и народные верования, магия и  мантика, обряды и мифы не имели между  собой почти ничего общего. Святые отшельники или даосы-философы едва ли могут быть поставлены рядом с неграмотными шаманами и деревенскими колдунами. Во всяком случае, внешне мы не видим никаких точек соприкосновения.

       И тем не менее такая связь все-таки была, хотя ее генезис и механизм возникновения установить достаточно сложно.

       Решающую  роль в процессе сближения «высокой теории» даосских философов с  верованиями низшего пласта сыграло  возвышение конфуцианства и превращение  его в начале Хань в официальную  государственную идеологию. Если до эпохи Хань конфуцианство было лишь одним из нескольких влиятельных (и подчас даже гонимых) учений, то впоследствии оно стало в сущности основным. Все остальные учения должны были потесниться или вообще уйти со сцены. Очевидно, такая же участь ожидала и даосизм, если бы последователи этого учения не сумели чем-то заинтересовать ханьских правителей и убедить их (и стоявших за ними министров) в своей нужности и полезности.

       А что могли им предложить последователи  Лао-цзы и Чжуан-цзы? В области социальной этики и политики они были не сильны и явно уступали своим удачливым соперникам. Проблемы натурфилософии и космогонии были слишком «отвлеченной материей» для того, чтобы заинтересовать представителей правящей элиты. Так что в борьбе за существование адепты философского даосизма должны были выдвинуть на передний план те стороны своего учения, которые могли бы заинтересовать «верхи» и в то же время получить необходимую поддержку «низов».

       И эти стороны нашлись. Во-первых, это  были поиски бессмертия, к которым не могли остаться равнодушными правители империи. И во-вторых, это были как раз те народные верования и обряды, которые до того существовали и развивались чисто эмпирически и нуждались в поддержке и «теоретическом» оправдании и подкреплении.

       Для даосов оказать такую поддержку  и тем самым привлечь на свою сторону  массы было тем более легко, что  сама теория философского даосизма допускала  мистические толкования и нередко  очень легко смыкалась с отдельными народными верованиями, объясняя глубинный смысл их обрядов и мифов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения. Первое это путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, а второе субстанция, от которой произошел весь мир. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

     Из  основных идей философии даосизма следует выделить во-первых, то, что все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; во-вторых, материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао ; и в-третьих, мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй").

     Даосизм признаёт существование двух основных начал в мире: инь и ян. 
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Базовая концепция даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антология мировой философии: Древний Восток. – Минск.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 992 с.
  2. Лобода, Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие./ Е. Б. Лобода. — М.: Саттва, 1993
  3. Лукьянов, А.Е. Лао-Цзы (Философия раннего даосизма): Монография / А.Е. Лукьянов. – М.: Изд-во УДН, 1991. – 164 с.
  4. Лукьянов, А.Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 384 с.
  5. Позднеева, Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая /Л.Д. Позднеева. - М: Наука, 1967.-404 с.
  6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Информация о работе Даосизм