Даосизм

Автор: Роман Пертуев, 24 Сентября 2010 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лаоцзы, автором трактата «Дао-дэ цзин» (книга о Дао и Дэ), относящегося к 4-5 векам до н.э. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.
Говоря об актуальности данной темы можно сказать, что во-первых, даосизм во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока, что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.
Во-вторых, китайские философы задумывались над вопросами, которые принадлежат к числу вечных вопросов философии: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти? И в-третьих сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, которая призывает к органическому слиянию с природой.
Целью данной работы является исследование сущности и специфики Даосизма. Данная цель предполагает решение следующих задач: осветить историю возникновения данного явления, выявить основные идеи и понятия, рассмотреть даосизм как определенную схему философствования и даосизм как религиозное вероучение.
Основополагающие идеи даосской философии были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы. Сохранилось множество первоисточников, относящихся непосредственно к периоду становления философского даосизма, большая часть которых так и остается на китайском языке. Из них на западно-европейские языки (в том числе и на русский) переведены такие философские тексты как: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Хуай-нань-цзы» Из более поздних философских произведений, относящихся непосредственно к даосизму: «Гуань Инь-цзы», «Баопу-цзы», «Иньфу цзин».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДАОСИЗМ 5
1.1. Понятие Даосизма 5
1.2. Истоки Даосизма 5
2. ЛАО-ЦЗЫ и УЧЕНИЕ О ДАО 8
3. ФИЛОСОФИЯ ДАОСОВ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

               СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лаоцзы, автором трактата «Дао-дэ цзин» (книга о Дао и Дэ), относящегося к 4-5 векам до н.э. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.

     Говоря об актуальности данной темы можно сказать, что во-первых, даосизм во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока, что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.

     Во-вторых, китайские философы задумывались над вопросами, которые принадлежат к числу вечных вопросов философии: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти? И в-третьих сейчас, когда перед человечеством остро встали проблемы глобальной экологии, важно обращение к наследию даосской философии, которая призывает к органическому слиянию с природой.

     Целью данной работы является исследование сущности и специфики Даосизма. Данная цель предполагает решение следующих  задач: осветить историю возникновения данного явления, выявить основные идеи и понятия, рассмотреть даосизм как определенную схему философствования и даосизм как религиозное вероучение.

     Основополагающие  идеи даосской философии были изложены в период с VI по II вв. до н.э. в произведениях Лао-цзы, Ле-цзы, Чжуан-цзы. Сохранилось множество первоисточников, относящихся непосредственно к периоду становления философского даосизма, большая часть которых так и остается на китайском языке. Из них на западно-европейские языки (в том числе и на русский) переведены такие философские тексты как: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Хуай-нань-цзы» Из более поздних философских произведений, относящихся непосредственно к даосизму: «Гуань Инь-цзы», «Баопу-цзы», «Иньфу цзин».

     Исследование  даосизма имеет давнюю историю. Одними из основоположников изучения философии даосизма в России являются В.П. Васильев, В.М. Алексеев, С.М. Георгиевский, Ю.К. Шуцкий. Заслугой Ю.К. Шуцкого является изучение "Книги перемен"; В.П. Васильев много внимания уделил соотнесению культуры и философии Китая.

     Среди современной литературы представляют интерес работы ученых-синологов: Т.П. Григорьевой, Ю. Канчукова, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, Л.Е. Померанцевой, Е.А. Торчинова, Ян Хин-шуна и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ДАОСИЗМ

     1.1. Понятие даосизма

     Даосизм - (кит. дао цзя или дао цзяо),  одна  из  основных  китайских религиозно - философских школ, основанная в середине I - го тысячелетия до н. э. Лао-Цзы. Создание учения Дао дало мощнейший духовный  импульс для развития всей  дальневосточной культуры.  Часть   последователей   в   полной   мере восприняла духовный импульс  от  своего  учителя  и  сама  стала  передавать дальше то, что стало называться «передачей истины» или «истинной  передачей». Однако большинство стало  лишь  имитировать  внешнюю  форму: ритуалы, слова, поступки и особые одеяния.

       Таким образом,  в начале  н. э. даосизм разделился на два направления - первое осталось  чисто  философским, а второе оформилось в развитую религию

     1.2. Истоки даосизма 

     Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно одновременно с конфуцианством, в период Чуньцю-Чжаньго (VIII-III до н.э.). Вначале это учение носило довольно отвлеченный характер и не было связано с традиционными религиозными верованиями.

     Сторонники  этого учения, также как и конфуцианцы, выступали против современной им действительности. Они осуждали тенденции общественно-политической жизни того времени и выступали против непрерывных войн и междоусобиц, убийств и предательства, корысти и стяжательства.

     Они тоже призывали вернуться назад, к «золотому веку прошлого». Однако социальным идеалом ранних даосов была не мудрость древних с их великими традициями, не человеколюбие и справедливость в социальных отношениях, а сама природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые в равной степени отрицательно влияют и на природу людей, и на характер общества.

     Начальный этап формирования даосизма имел отношение  скорее к практике, чем к теории этого учения. Прежде всего, это была практика шаманства, гадания и врачевания. Однако эти сферы были теснейшим образом связаны с философией даосов. И это вполне понятно: ведь в той же практике врачевания шаманы активно пользовались приемами магии и мантики, увязывая все процессы в организме человека с воздействием на него духов и космических сил, что в свою очередь давало толчок развитию космогонических и натурфилософских построений.

     Кроме того, усложнение социальной структуры  общества и выдвижение на первый план политической активности в ущерб  простоте и безыскусственности прошлого вызывали определенную реакцию тех, чье влияние и значение в обществе становилось все менее значительным.

     Для этих людей призыв к простоте и  к возврату первобытной жизни  далеких предков в конкретных условиях эпохи Чуньцю-Чжаньго имел вполне определенное значение: многие из тех, кто выступал против современной им действительности, предпочитали «уйти от общества» и в этой крайней форме отчуждения выразить свой социальный протест.

     Так было положено начало институту аскетов-отшельников, уходивших далеко от людей, обычно в горы. Там первые даосы и проводили свою жизнь, окруженные ореолом мистики и святости.

     Первые  китайские отшельники, «святые люди», появились в Китае еще во времена  Конфуция, а может быть и раньше. Как свидетельствует тот же «Луньюй», Конфуцию уже были известны некоторые из них, и он относился к ним с большим почтением.

     Но  едва ли об этих отшельниках можно  говорить как о последователях уже  сложившегося учения. Правильнее было бы их считать своего рода «протодаосами», первыми практиками той идеи «опрощения», которая затем получила теоретическое обоснование в трудах признанных авторитетов философского даосизма.

       Теория  философии даосизма начинает развиваться  в IV-III вв. до н.э., причем с первых же шагов она существенно отличалась от учения Конфуция. Этика и социальная политика, которые были квинтэссенцией конфуцианства и играли в нем ведущую роль, для даосов почти не имели значения. Зато в сфере натурфилософии, метафизики и мистики, занимавшей в конфуцианстве ничтожное место, даосы весьма преуспели.

       Более того, именно даосы и близкие к  ним представители школы инь-ян (Цзоу Янь и др.) были первыми, кто  стал разрабатывать проблемы Бытия, Природы и Всеобщности. Первые философы-даосы  сгруппировались в царстве Ци, где в то время активно функционировала философская академия Цзися. Среди них наиболее известными были Тянь Пянь, Сун Цзянь, инь Вэнь, Шэнь Дао, Хуань Юань и близкие к ним Цзоу Янь и Цзоу Ши.

       Основным  занятием философов Цзися были диалоги  и диспуты, в которых они оттачивали свои мысли и выдвигали новые идеи, а также сочинение трактатов. Большинство их трудов, к сожалению, не сохранилось, но результаты их дискуссий оказали решающее влияние на формирование теории классического даосизма.

       На  протяжении своей истории даосизм  временами пользовался покровительством властей — при династии Цинь (221 – 207 до н. э.), Ранняя (Западная) Хань (206 до н. э. – 8 н. э.), в период Южной и Северной династий (420 – 589), в эпохи Тан (618 – 907) и Северную Сун (960 – 1127), но иногда подвергался гонениям — при монгольской династии Юань (1271 – 1368) и маньчжурской династии Цин (1644 – 1911) .(2, с.128) 
 
 
 
 
 
 

2. ЛАО-ЦЗЫ И УЧЕНИЕ О ДАО 

       Прежде  всего, идеи теоретиков из Цзися нашли  отражение в знаменитом трактате, который принято считать главным  и основополагающим сочинением даосизма – в трактате «Дао-дэ-цзин». Автором этого трактата считается Лао-цзы.

       Биографические  сведения об этом философе крайне скудны и недостоверны, а более поздние  легенды о его чудесном рождении (он несколько десятков лет провел во чреве матери и родился уже старцем, откуда и произошло его имя – «Старый ребенок», «Старый философ») посеяли немало сомнений в реальности этой фигуры.

       Впервые биографические сведения о Лао-Цзы  собрал историк Сыма Цянь. Уже ему  личность философа была неясна – он даже приводит три различных варианта отождествления имени Лао-Цзы с реально существовавшими древнекитайскими деятелями. В синологии в связи с проблемой подлинности личности Лао-Цзы накопилась богатейшая литература, однако до сих пор никому так и не удалось ни доказать факт существования Лао-Цзы, но опровергнуть его.

       Считается, что Лао-Цзы был старшим современником  Конфуция. Он родился в конце VII в. до н.э. в царстве Чу, где и прожил почти всю свою жизнь. Одно время он служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где и встречался с Конфуцием. По свидетельствам древнекитайских источников, Конфуций несколько раз почтительно беседовал с Лао-Цзы, был восхищен его мудростью и знаниями и сравнивал его с драконом. Этому эпизоду посвящена 31-я глава даоского трактата «Чжуан-цзы», а также уникальный памятник «Запись у алтаря о примирении Конфуция», представляющий собой перевод этой главы «Чжуан-цзы» на тангутский язык и обнаруженный русским востоковедом Н.А. Невским в 30-х гг. ХХ в. 

       Однако  все эти описания встреч построены и поданы таким образом, что весьма напоминают намеренные интерполяции, и поэтому не заслуживают

большого  доверия, хотя и не могут быть полностью  отвергнуты.

       Как гласит традиционная легенда, под конец  жизни Лао-цзы настолько разочаровался  в возможности осуществления своего учения в Китае, что отправился на запад. На пограничной заставе он встретился с начальником заставы по имени Инь Си (Гуань Инь-цзы) и по его просьбе изложил свои основные взгляды в небольшой книге из двух частей. Эта книга и была знаменитым трактатом «Дао-дэ-цзин». (А Инь Си по даоской традиции считается первым учеником Лао-цзы и проповедником его учения).

       Проблема  авторства трактата и его датировки  порождала ожесточенные споры синологов. Дело в том, что время составления  трактата явно не соответствует традиционной датировке жизни Лао-цзы – ни по языку, ни по стилю. И по содержанию трактат относится к IV-III вв. до н.э. Учеными были сделаны попытки отождествить автора трактата с кем-либо из даоских философов академии Цзися, однако вопрос об авторстве пока остается открытым.

       Но  как бы то ни было, на протяжении тысячелетий  с идеями даосизма, высказанными в  «Дао-дэ-цзин», связывается имя Лао-Цзы. К тому же легендарность личности автора только увеличивала популярность его идей.

       Лао-цзы  считается вторым после Конфуция философом Китая. Его идеями увлекались многие выдающиеся умы человечества, в том числе и Лев Толстой. И прославила имя Лао-цзы как  раз его небольшая книга «Дао-дэ-цзин», которая по праву считается квинтэссенцией даосизма. Именно в этом трактате в сжатой и лаконичной форме изложено все то, что составляет суть философского даосизма и со временем стало фундаментом даосизма религиозного.

       Согласно  учению Лао-цзы, основой основ природы, общества и всей Вселенной является великое Дао. Как мы уже говорили, концепция Дао – Пути, Истины, Порядка – была принята на вооружение и конфуцианством. Одни ученые полагают, что изначально эта концепция была именно конфуцианской, другие, напротив, склонны думать, что конфуцианцы заимствовали идею о Дао у даосов. Но правильней всего следует считать, что идея о Дао возникла и сформировалась в раннечжоуском Китае еще до оформления как конфуцианства, так и даосизма, и что оба учения имели равные основания взять эту идею на вооружение и придать ей свою трактовку и содержание.

       Конфуций  видел в Дао главным образом  олицетворение верховных законов  Неба, предписывающих создание определенного  порядка в обществе. Иными словами, для конфуцианцев Дао – это  прежде всего сумма социальных регламентов  и система дисциплины и этики.

Информация о работе Даосизм