Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому ― пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами ― развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и развитие 5
2. Лао-Цзы 11
3. Даосизм как образ жизни 15
Заключение 20
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

Реферат даосизм.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Реферат

Даосизм 
 

Содержание 

Введение 3
1. Возникновение и развитие 5
2. Лао-Цзы 11
3. Даосизм как образ жизни 15
Заключение 20
Библиографический список 21
 

 

     Введение 

    Духовные  ценности и культурные традиции Востока  характеризуются многотысячелетней историей развития.  Философская мысль зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Философия Востока появляется как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей. [6].

      Философия Востока обращена к общечеловеческим ценностям, в этом и заключена ее актуальность в любые времена. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». Общность восточной философии заключается в  особых  кардинальных философских установках,  в трактовке проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира,  сущего и несущего, материального и идеального,  широкие семантические и идеологические ассоциации. Это характерно для буддизма, конфуцианства,  даосизма,  джайнизма,  йоги, брахманизма. В России за последнее столетие возрос интерес к восточной культуре, стали появляться различные философские школы. Количество учеников с каждым днем растет, что же людей привлекает в философской мысли Востока? Для исследования этого явления можно привести в пример даосизм и рассмотреть его более подробно в данной работе, так как количество его последователей в нашей стране увеличилось.

    Достижения  культур,  и  особенно философской  мысли Востока могут быть адекватно  поняты и  интерпретированы только  в  том случае,  если мы отнесемся к Востоку,  как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому ― пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами ― развитию в рамках издавна сложившейся и  крайне  медленно меняющейся социально-экономической структуры.

    Таким образом, цель данной работы рассмотреть  одно из философских направлений Древнего Востока ― даосизм. Она обусловила постановку следующих задач: изучить процесс возникновения и развития даосизма, рассмотреть самого яркого представителя этого направления ― Лао-Цзы, понять, что же значит жить по даосизму.

    При разработке реферата были рассмотрены  труды многих философов и историков, внесших определенный вклад в  исследование данного вопроса.

 

     1.Возникновение и развитие 

    Сначала ответим на вопрос: что такое даосизм? Он с давних пор привлекает внимание исследователей всего мира, однако дать на него ответ оказалось совсем не просто. Ибо «даосизм» ― понятие на редкость многомерное и многозначное. Даосизм  ― термин европейской науки, обозначающий одно из главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая. Впервые термин «даоши» (даосы) был введен в употребление конфуцианцами приблизительно во II в., а то, что они исповедовали, стали называть «дао цзяо» — (даосизм). Позже стало принято разделять даосизм на философский (дао цзя — «школа Дао»), с его строгими и многоступенчатыми построениями, и религиозный (дао цзяо — «учение Дао», «почитание Дао»), с верой в духов, поклонением местным божествам, в том числе и Лао-Цзы. [4].

    Китайский этнос — один из наиболее древних из существующих сейчас на Земле. Он обладает уникальным набором качеств, выработанных на протяжении многих тысячелетий развития. Причем, качества эти формировались под большим влиянием оригинальных эзотерических методик совершенствования тела, жизненной энергии, ума и сознания.

    Предпосылки к возникновению даосизма коренились в религиозных представлениях древности. Возможно, что его истоки связаны  с шаманскими верованиями царства  Чу (бассейн р. Янцзы) и учениями магов (фанши) северо-восточных царств Ци и Янь периода Чжаньго («Сражающихся царств», V – III вв. до н. э.). В IV – III вв. до н. э. в результате философской рефлексии на стихийно формировавшиеся в предыдущую эпоху представления возникает учение, сторонники которого отнесены в историографическом сочинении II – I вв. до н. э. к «школе Дао и Дэ». Это учение представлено в таких памятниках, как приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-Цзы трактат «Дао дэ цзин» и трактат «Чжуан-цзы»1, в котором излагаются взгляды выдающегося философа IV – III вв. до н. э. Чжуан Чжоу2. Однако, авторы данных текстов еще не относили себя к какой-либо определенной философской школе. Это может рассматриваться как свидетельство того, что появление «учения о Дао и Дэ» еще не означало возникновения целостной идеологической системы. Из других крупных мыслителей древности к основоположникам философии даосизма относят Ле Юйкоу 3 и склонного к эклектизму Лю Аня4. [2].

    Даосизм как религиозно-философская система  формируется на рубеже н. э. в результате синтеза Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учения5; доктрин натурфилософов иньян цзя6; концепции «духа» как предельного выражения процесса изменений, описанного в «Чжоу и»; верований шаманов и магов; представлений о «бессмертных святых» (сянь, шэнь сянь).

    Даосы считают, что их учение восходит к глубокой древности, когда его тайны были открыты мифическому «Желтому императору» (Хуан-ди). В китайских преданиях и легендах рассказывается о 9-ти «первопредках», появлявшихся у истоков китайской цивилизации друг за другом и принесших народу знания, ремесла, письменность, музыку и т. д. Одним из них был первопредок Хуан-ди — император, который являлся земным воплощением божества. Хуан-ди принес высшую духовную Истину и целостную систему совершенствования человека. Эта система включала в себя теоретический аспект, где описывался процесс творения мира Богом (Дао) и раскрывалась цель человеческой жизни — развитие своего сознания, заканчивающееся достижением Божественного Совершенства и слиянием с Дао. Практически эта цель достигалась в том числе с помощью многостадийной системы психофизической подготовки, где применялись приемы, известные больше в санскритских терминах, — prаnаyama7, mantra8, mudrа9, аsana10 и dhyаna11. Большое значение также придавалось этике, т. е. развитию «правильного чувства и правильного действия». [7].

    Эта изначальная многоплановая информация, данная Хуан-ди, явилась истоком  концепций множества школ. Различия между ними происходили от того, на какую конечную цель были направлены усилия их адептов, — совершенствование тела, «жизненной энергии» или сознания. В зависимости от цели использовались и различные физические или психофизические методики, а также в разной степени стимулировалось развитие этики и интеллекта.

    Но, как обычно случается, широкое распространение получила наиболее простая, «внешняя» часть целостной системы Хуан-ди. Она со временем преобразовалась в техники боевых искусств, с одной стороны, а с другой — в шаманизм, магию и мифотворчество. «Внутреннюю» же — эзотерическую — часть учения Хуан-ди использовали очень немногочисленные школы даосской йоги, ставившие своей целью развитие сознания адептов вплоть до достижения Божественного Совершенства. Даосская традиция считает именно Хуан-ди основателем даосизма. Поэтому одно из его ранних направлений именовалось учением Хуан [-ди] – Лао [-цзы]. [3].

    С течением веков эзотерические школы  древнего даосизма становились все  более и более закрытыми, а  их количество уменьшалось. Однако нить традиции не была прервана.

    Напротив, «внешние» школы стали естественным компонентом жизни китайцев. В тех из них, где доминировала магия, ярко проявлялось поклонение душам предков.

    В школах же более высокого уровня, начиная  с эпохи Шань-Инь (XVIII – XII вв. до н. э.), утвердилось поклонение «Небу», но в значении не места или направления, а «Первоосновы и Первопричины всего сущего», т. е. Бога.

    В середине эпохи Чжоу12 появился трактат «Дао дэ цзин», автором которого считают Лао-Цзы. Таким образом, нить древнего учения, протянувшаяся через тысячелетия, с появлением «Дао дэ цзина» получила новый импульс.

    Последовавший за появлением «Дао дэ цзина» период с VI по III вв. до н.э. называют эпохой «соперничества всех (или ста) школ», поскольку почти одновременно оформляются такие направления, как даосизм, конфуцианство, моизм, школы законников, софистов, последователей учения сил инь/ян и др.

    Все эти школы использовали в более  или менее искаженной форме фрагменты  учения Хуан-ди, дошедшие до того времени  в древнейших памятниках литературы, таких как «Чжоу и»13 или «Нэй-цзин», «Иньфу-цзин» и др., авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие «первопредки».

    Во II в. происходит обожествление Лао-Цзы, который именуется теперь Лао-цзюнь («Государь Лао») и рассматривается как «воплощение», или «тело Дао» (дао чжи шэнь, дао чжи ти, дао чжи син). Возникновение развитого даосизма отмечено началом процесса его организационного оформления. Во II в. появляется первое институциализированное даосское направление — Тяньши [дао] («[Путь] Небесных наставников»), другие названия — Чжэнъи [дао] («[Путь] Истинного единства»), Удоуми [дао] («[Путь] Пяти мер риса»). Первым его патриархом («Небесным наставником») считается Чжан Даолин (I – II вв.), якобы получивший откровение от обожествленного Лао-Цзы и право быть его наместником на земле. Титул «Небесного наставника» передается в роду Чжан по наследству до настоящего времени. В IV в. возникают два даосских направления — Маошань (топоним), или школа Шанцин14 и школа Линбао15. Они стремились совместить символический ритуализм «Небесных наставников» с оккультно-алхимической традицией южнокитайского даосизма и уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания. В целом северные направления даосизма (Чжэнъи [дао] и др.) тяготели к активному воздействию на верующих, тогда как южный даосизм был более элитарным, нацеленным на самосовершенствование. [1].

    В VII – VIII вв. под влиянием буддизма возникают  институт даосского монашества и  монастыри, а в религиозной практике даосизма начинают преобладать психотехнические методы (медитация), основное внимание уделяется приемам внутреннего самосовершенствования. Данная тенденция приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которых — Цюаньчжэнь [цзяо]16 — вплоть до настоящего времени является ведущим даосским направлением. Для этой школы характерно требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши). К XII в. завершается формирование даосского пантеона. В центре его находится «Триада чистых» (Сань Цин17), или «Небесные достопочтенные» (Тянь цзунь) — персонификации аспектов Дао, а также божества — его эманации, соответствующие последовательным этапам космогонического процесса, рассматривавшегося даосами как «саморазвертывание» Дао. В средние века в процессе формирования китайского религиозного синкретизма даосизм становится одной из составляющих идеологического комплекса сань цзяо18 наряду с конфуцианством и буддизмом. В XIII – XVII вв. происходит активное взаимодействие северного и южного направлений даосизма, появляются синкретические школы, основывающиеся на даосской “внутренней” алхимии (сянь сюэ19). Материал для своих религиозных концепций и пантеона он активно черпал из народных верований, в то же время оказывая на них огромное влияние: например, «учение о бессмертии» выступает там в виде культа долголетия, а доктрина Дао как источника жизни — в форме культа многодетности, богатства и т. п. 
 

 

     2.Лао-Цзы 

    Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец), древнекитайский  философ VI—V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин» (Канон Пути и благодати, другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги). Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

    Самый известный вариант биографии Лао-цзы сообщается Сыма Цянем: Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым. 

Информация о работе Даосизм