Что такое зло? Эстетизация зла в культуре романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Что такое «зло»? Если спросить прохожего на улице каждый ответит по-разному, для кого-то зло – это совершение дурного поступка, а для кого-то злом будет являться малейшая провинность, для каждого человека зло имеет свое объяснение, свои рамки и границы дозволенного, у кого то зло ассоциируется с знаменитым серийным маньяком, у кого-то зло будет ассоциироваться с войной, террором, с болезнями то есть каждый человек в силу своего воспитания, своих знаний, вероисповедания и многих других факторов решает для себя, что есть зло.
В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии.

Содержание

Введение_____________________________________________3-4 стр.
1. «Что есть зло и как его следует понимать»?_____________ 5-12 стр.
2.Эстетизация зла в культуре романтизма_________________13-21 стр.

Заключение___________________________________________22 стр.

Список использованной литературы_______________________23 стр.

Работа содержит 1 файл

реф.по философии.doc

— 166.00 Кб (Скачать)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

Отделение высшего профессионального образования

 

Философия

Реферат

 

«Что такое зло? Эстетизация зла в культуре романтизма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2011 год

 

 

 

Оглавление

 

Введение_____________________________________________3-4 стр.

1. «Что есть зло и как его следует понимать»?_____________ 5-12 стр.

2.Эстетизация зла в культуре романтизма_________________13-21 стр.

 

Заключение___________________________________________22 стр.

 

Список использованной литературы_______________________23 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Что такое «зло»? Если спросить прохожего на улице каждый ответит  по-разному, для кого-то зло – это совершение дурного поступка, а для кого-то злом будет являться малейшая провинность, для каждого человека зло имеет свое объяснение, свои рамки и границы дозволенного, у кого то зло ассоциируется с знаменитым серийным маньяком,  у кого-то зло будет ассоциироваться с войной, террором, с болезнями то есть каждый человек в силу своего воспитания, своих знаний, вероисповедания и многих других факторов решает для себя, что есть зло.

В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии.

Теракты,  убийства, изнасилования, … А в основе всего – зло.

 

Тема зла, её понимание,  важно для любого человека, так как

понятие зла необходимо для самоопределения человека с точки зрения нравственности и морали.  Зло в понимании многих людей это боль, страх, убийства, геноцид, терроризм, изнасилования, болезни и так далее. Все люди знает что зло-это боль, страдание, это зачастую незаконные деяния, это одним словом плохо. Но существует и обратная сторона медали. Зло - подверглось эстетизации. В современном мире все сложнее отличить что зло, а что добро.

феномен эстетизации зла появился очень давно, но наибольший расцвет среди масс людей произошел в период эпохи романтизма 18 – 19 века, и посей день процесс эстетизации зла является частью современного общества. Существует определение эстетики как науки о прекрасном, поэтому проблема разрушения образа, на мой взгляд, является сейчас одной из самых важных.

Понятие «зло» не пользовалось особой популярностью, но, сейчас для него наступил «ренессанс». Долгое время это понятие было не чем иным, как отзвуком мифологического, христианского прошлого, однако сейчас оно получило новую жизнь, но при этом изменилось его качество. Сейчас оно является не только серьезной проблемой, но обладает, ни много, ни мало, притягательностью. Эта «притягательность» не в последнюю очередь связана с тем, что зло стало скорее объектом эстетики,  нежели морали.

Зло превратилось в нечто  иное  и вследствие этого действует как противовес скучной повседневности.

Непонятный  процесс запущен, почему произошла эстетизация зла, где находятся корни этого явления, и к чему это может привести в будущем.

Эти вопросы я постараюсь подробно рассмотреть в данной работе.

 

Взглянуть на зло с различных сторон:  моральной точки зрения, с философской,  с нравственной, с религиозной, взглянуть на зло как на объект эстетизации, это важно, для того чтобы понять, что есть зло.

 

В своей работе я постараюсь ответить на следующие вопросы: что есть « зло», его определение, откуда берет оно свои корни, каковы критерии зла, что есть эстетизация зла, почему произошла эстетизация зла в эпоху романтизма, каковы причины возникновения этого явления,  что есть «зло» в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «Что есть зло и как его следует понимать»?

Несмотря на то, что понятие «зло» кажется устаревшим, пережитком далекого от современности прошлого, когда представление о мире было основано на христианском учении, зло, тем не менее, является для нас реальностью. Мы видим зло, творим зло и подвергаемся злу. Однако мы как будто всякий раз о нем забываем, ведь так непросто все время о нем помнить.

Но мы узнаём зло, когда оно обретает лицо, идентичность, как это например произошло с событиями в бывшей Югославии, люди узнавали о массовых убийствах, насилии , читали о бессмысленной жестокости, о зверствах «национальной чистки», о геноциде и массовом бегстве из страны.

Люди являются  свидетелями социальных бедствий и жестоких преступлений, однако за исключением тех особых случаев, когда точно установлено, кто именно совершил преступление, людям не кого винить, и они не в состоянии определить, откуда исходит зло. В христианстве все зло сводится к Сатане, но в наши дни, религия и  списание всех земных бед на Сатану не является объяснением всех катастроф, напастей, убийств, болезней и много другого.

Для большинства людей понятие зла не ассоциируется с будничной жизнью, с нашими ежедневными занятиями и событиями повседневности, зло обнаруживается посредством СМИ: люди читают  или смотрят  репортажи о геноциде, гуманитарных катастрофах, немотивированной жестокости и несчастных случаях на дороге. Тут мы сталкиваемся с парадоксом - зла как будто бы нет и в то же время зло вездесуще: зло отсутствует в  нашем отдельном опыте и зло вездесуще, если основываться на реальности, освещаемой в СМИ.

Зло не сконцентрировано в каком-то одном месте и в одном субъекте, а в противовес всем остальным воплощается с особой неистовостью в определенных местах и определенными субъектами.

Едва ли кто-нибудь станет отрицать существование в мире зла, но некоторые могут оспаривать существование злых людей. Отмечается, что в наши дни найдется на удивление мало исследователей личности Гитлера, которые назвали бы его злым.  Это во многом свидетельствует о том, насколько сегодня не в чести понятие зла - или же о том, что оно почти вышло из употребления - так распространилось нежелание использовать это понятие в новейшее время по отношению к личности, которая в сознании большинства людей соответствует ему более чем кто-либо другой.

Существуют ли злые люди? Если причинение другим людям зла заслуживает называться злом, то ответ, несомненно, будет «да». В рационалистической и научной картине мира не нашлось места для представления о зле. Правдой о человеке теперь занялась не религия, а наука. В наши дни эту функцию выполняет в основном биология. Тем не менее, биология не вмещает в себя понятие о нравственном зле. Понятие зла не вписывается в современную, научную картину мира. Мы склонны переопределять зло таким образом, что общественное зло превращается в «социальную проблему», а личностное зло становится «нарушением структуры личности». Люди  ищут  причины зла, и эти причины обычно заключаться во всем, начиная с врожденных качеств и болезни до социальной нужды и психологической травмы, пережитой в детстве. Многие теоретики склонны отделять зло от личной ответственности, так что зло понимается исключительно как последствие внешних причин и влияний, к примеру, таких, как «общество».

  Представление о зле тонет в научных спорах. Преступления людей считаются не грехом, а считаются следствием  неких причин. В исследованиях жизни Гитлера приводится масса причин, таких, как отношения с отцом в годы детства, позднее - любовь к племяннице Гели Раубаль или комплекс неполноценности из-за физических недостатков.

Подбор причин зла, зависит от конкретного исследователя - речь может идти обо всем, начиная с генов и личной химии и заканчивая социальными условиями и политическими идеологиями. Тем не менее, Гитлер не был просто результатом сложившихся обстоятельств - он также был свободно действующей личностью. Всегда остается что-то, не поддающееся дальнейшему разложению, то, что не раскрывается полностью в причинно-следственных связях, то, что можно назвать свободной волей, способностью к самоопределению. Без самоопределения не может быть нравственного зла. Свобода человека означает то, что он в любой ситуации может поступить по-другому, и, когда мы совершаем зло, нас можно осуждать за то, что мы не поступили по-другому. Существует общее, пусть смутное, понимание понятия «зла», и люди используют его, говоря о событиях, поступках, людях. Это понятие имеет большое значение. Оно помогает людям в попытке сориентироваться в определенной ситуации, обозначит свое мнение и отношение к происходящему в мире. Зло не является четко определенным, однозначным понятием, которое для всех имеет одинаковый смысл.

Все люди стремятся прожить счастливую жизнь, но получается это не всегда - и зло, в широком смысле, может пониматься как всякая помеха воплощению счастливой жизни. Если один голодает, а другой - нет, то это несправедливо. Голод первого - зло, но не потому, что это несправедливо, а по причине страдания, которое он вызывает. При таком истолковании, к примеру, природные катастрофы и болезни можно также обозначить понятием «зло». В узком смысле понятие выражает действия человека, умышленно направленные во вред другим.

Зло не сводится к одной проблеме, оно состоит из множества явлений, каждое из которых делает жизнь менее счастливой. Мы стремимся найти безусловное зло, чтобы иметь возможность соотнести с ним всякое зло. «Добро» и «зло» - понятия релятивные - что-либо хорошо или плохо по отношению к чему-либо другому, а не само по себе. Зло - не субстанция, не предмет, а качество предмета, события или поступка. Зло не есть нечто определенное и четко очерченное, оно не имеет ядра. Зло - общее понятие, которое мы используем для описания поступков и страданий. Это понятие связано с таким многообразием явлений как болезни, природные катастрофы, смерть, война, геноцид, терроризм, торговля наркотиками, рабство, жестокость, применение насилия по отношению к детям, и так далее. Чтобы примириться с существованием всего этого зла, для того, чтобы существующий мир представлялся справедливым, и чтобы была, надежда на изменение к лучшему, мы ищем во зле смысл. Мы ищем его в религии, в вере в прогресс и в политических идеологиях. Мы всеми способами пытаемся оправдать зло, чтобы смириться со страданиями, переполняющими мир. Больше всего нас притягивает мнимая непостижимость зла. Непонятное притягивает, но и отталкивает.

Раймонд Гаита [1] утверждает: «Добро и зло мистичны по своей сути, что является причиной того, что никакие метафизические или религиозные толкования не проникают в их тайны». Люди видят зло в форме преследований, голода, пыток, убийств и т.д. Однако они же и предполагают  глубину, поскольку ищут, то, что подвигло к совершению зла, его смысл, который  отсутствует  во множестве проявлений зла. Зло манит изучить «глубину». Оно выступает как нечто хаотичное, неподдающееся пониманию. Каждый может узнать зло, даже не будучи вооруженными теорией о благе. Зло - неизбежная данность, составляющая мира. С одной стороны, зло абстрактно и неосязаемо, с другой стороны, оно конкретно и ощутимо. Дети, подвергающиеся издевательствам, бомба, убивающая невинных людей, народ, который вырезают, - все это самые что ни на есть конкретные события. Однако когда мы пытаемся понять зло, которое стоит за этими событиями, мы все больше вязнем в абстракциях, становящихся все менее осязаемыми. Опасность в том, что, погружаясь в эти абстракции, упускается  из виду конкретное зло, которое побудило к размышлению. Большинство толкований зла сводятся к его отрицанию. Это четко прослеживается в бесчисленных теодицеях, которые составляют львиную долю литературы, посвященной проблеме зла.

Зло - как незначительное, так и серьезное - может иметь множество причин. Важно помнить об этой комплексности и не уменьшать всякое зло до одной - единственной формы. Многие теории зла рассматривают в качестве цели действия вред как таковой, т.е. зло при таком воззрении становится самоцелью. Все мы, при определенных условиях, способны совершать ужасные вещи в отношении других людей. Главное понять, что это за условия.

Проблему зла нельзя ограничивать теологией или естествознанием, равно как и философией, это - проблема ещё и нравственная и политическая и социальная.

Существуют четыре традиционных стратегии объяснения происхождения зла: (1) человеком овладела (или совратила его) сверхъестественная сила зла, (2) человеческая природа определяет поведение, которое мы можем обозначить как зло, (3) влияние внешних условий порождает человека, творящего зло, и (4) человек свободен и делает выбор в пользу зла. Человеком овладела (или совратила его) сверхъестественная сила зла (1), эта позиция не может быть предметом рационального обсуждения, но относится исключительно к сфере религии. Тема существования дьявола и Антихриста, является в большей степени вопросом теологии, истории религии и социологии религии, чем философии. Начиная с XVIII столетия, люди постепенно перестали видеть но всяком зле происки лукавого. Вопросы религии, магии и мифологии не являются основой объяснения понятия зла, хотя вопрос о том, как существование Бога согласуется со всем тем злом, которое присутствует в мире довольно интересен.

Рассмотрим его вкратце. Как же всесильный и благой Господь допустил в нашем мире зло? Эта вечная проблема нравственного сознания глубоко затрагивала сущность религии умы многих. Существует несколько ответов на вопрос о происхождении зла в мире, созданном и управляемом Богом. Люди задаются вопросами, как Бог допустил Холокост? Войну в Беслане? Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей? Почему Он допускает войны, теракты … многие подобные вопросы возникают у людей. У религии есть ответы, но так ли они достоверно и однозначно отвечают на эти вопросы..

Если Бог абсолютное добро, то кто создал зло? Ознакомившись со многими суждениями, писаниями и вариантами ответа на такого рода вопросы можно придти к обобщенному выводу:

       Зло — «совершенно новая реальность, которую Всевышний пожелал создать, чтобы испытывать ею людей, чтобы дать им место для работы. Потому что в любом случае зло создано только для того, чтобы доставить значительно большее благо праведникам, дать им награду».

       Цель создания зла — дать праведникам награду за то, что они выбрали добро, потому что без зла у человека не было бы свободы выбора, и ему не над чем было работать.

       Есть добро не совершенное, небольшую часть которого составляет зло, а «хорошо весьма» — это добро совершенное, абсолютное. Так, в сотворённом мире у зла есть своя роль, но сообщается  нам так же: то, что кажется нам злом, — на самом деле также добро.

Информация о работе Что такое зло? Эстетизация зла в культуре романтизма