Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:48, курсовая работа
Большинство мыслителей, в ответе на вопрос «что такое философия?» очень часто ссылаются на происхождения самого слова «философия». Изначально это понятие означало любовь к мудрости, истине и, в сущности, было синонимом зарождающейся науке и теоретической мысли вообще. И.Фролов утверждал, что философией именовалось совокупное знание древних, еще не разделенное на специальные области. Такое знание охватывало конкретные сведения, практические наблюдения и выводы, обобщения. К тому же знания, зачатки наук сочетались в нем с теми раздумьями людей о мире и о себе, которые в будущем составят корпус философской мысли уже в более специальном, собственном смысле этого слова, о чем далее и пойдет речь
Введение.
2.Особенности философского знания.
2.1. Философия и религия.
2.2.Философия и наука.
3.Направление в философии.
3.1. Философская антропология.
4.Выводы.
5. Список литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Введение.
2.Особенности философского знания.
2.1. Философия и религия.
2.2.Философия и наука.
3.Направление в философии.
3.1. Философская антропология.
4.Выводы.
5. Список литературы.
1.Введение
Большинство мыслителей, в ответе на вопрос «что такое философия?» очень часто ссылаются на происхождения самого слова «философия». Изначально это понятие означало любовь к мудрости, истине и, в сущности, было синонимом зарождающейся науке и теоретической мысли вообще. И.Фролов утверждал, что философией именовалось совокупное знание древних, еще не разделенное на специальные области. Такое знание охватывало конкретные сведения, практические наблюдения и выводы, обобщения. К тому же знания, зачатки наук сочетались в нем с теми раздумьями людей о мире и о себе, которые в будущем составят корпус философской мысли уже в более специальном, собственном смысле этого слова, о чем далее и пойдет речь.[2]
Если сравнить определение философии и мировоззрения, то можно прийти к выводу что они схожи. Можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Гениальной мыслью, дошедшей до нас из самых истоков философской мысли, есть то, что мудрость невозможно выучить, открыть или использовать. Это не что-то готовое, а путь, который стоит пройти самостоятельно, даже опираясь на знания мудрецов и наследие древности.
Изначально в философии
образовались два комплекса проблем,
которые уже в дальнейшем определяли
направления философских
Предмет философии противоречив и об этом свидетельствует разносторонность оценок. Иммануил Кант выразил эту противоречивость в своих вопросах: « Что я могу знать?», « Что я должен делать?» и «На что я смею надеяться?». Эти вопросы являются примеров сочетания не сочетаемого, но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека, не зря ведь И. Кант свёл все эти вопросы к одному: « Что есть человек?».
2.Особенности философского знания.
Основная специфика
философского знания заключается в
его двойственности, философия имеет
много общих признаков с
Философское знание
по своей сути не исчерпываемое, оно
постоянно обновляется и
В отношениях философии и науки, философии и религии, можно привести величайшую фразу Бертрана Рассела, о том, что философия ничья земля между религией и наукой, подвергаемая атакам с обеих сторон.
2.1. Философия и наука.
«Наука ли философия?» этим вопросом задаются умы многих мыслителей, разных поколений. В этом вопросе я разделяю точку зрения о том, что есть разные виды философского знания, некоторые носят научный характер, а некоторые нет.[3]
Рассуждая об отношении
философии к науке, надо так же
рассматривать тот факт, что существуют
разные степени научности философии.
Философия может быть научной
в тех моментах, когда основывается
на достоверных сведениях и
Существует три точки зрения относительно этой проблемы
Первая заключается в том, что философия – это система научных знаний. Это мнение ведёт начало от Аристотеля, рассматривая философию, как "науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления". Крайним утверждением представителей этой точки зрения является выражение Г.Ф.В. Гегеля, о том, что философия это наука всех наук.
Вторая точка зрения гласит о том, что философия не является наукой и представители этой точки зрения аргументируют свою позицию тем, что философия всегда субъективна, выводы её всегда гипотетичны, а в науке напротив должна быть точность. Данные философского знания невозможно ни подтвердить опытом, либо опровергнуть в силу их неконкретности и абстрактности.
Третья же точка
зрения, кажущаяся мне более
В современном понимании сущности и особенностей философии, можно сказать что философия – это научное мировоззрение. А точнее это с одной стороны наука мировоззренческого характера , или с другой стороны это мировоззрение основывающееся на рациональном, научном знании. Теоретический уровень мировоззрения включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире, в силу чего приобретает черты науки и составляет ядро мировоззрения как системы знаний о мире в целом. Но такое положение вовсе не говорит о том, что философия становится абсолютно рационализированным знанием.[8]
2.1.Философия и религия.
Религия и философия имеют абсолютно разные задачи. Религиозная идея Бога противоречит целям философии, в то смысле, что предполагает в Божественной сущности, какую-то тайну и не постижимость, в то время когда цель философии в полной мере осознать и объяснить Бога.[1] Логическое доказательство, объяснение автоматически лишается религиозной сущности. Логически доказанный Бог, не есть Бог религиозный. И даже если бы философам удалось бы раскрыть естество Бога, доказать Его свойства и бытие, они просто лишили бы смысла который Он имеет в религии, уничтожили то самое драгоценное что для религиозной веры. Такова точка зрения большинства религиозных представителей, которые считают что чем более философия религиозная в совё представлении, чем больше она делает упор на логическое познание Бога, тем более опасной она становится для истинной и живой веры. Этой же мыслью руководствуются и философы, понимая то что их цель и истинная задача – понять Бога, тем самым разрушить ту таинственность и безотчётность, что сопровождает религиозное верование. В этом случае философия это преодоление слепой веры знанием.[7]
3.Направление в философии.
В философии основными вопросами считаются отношения мышления к бытию и бытия к мышлению. Сознание и материя неразрывные, но в тоже время противоположные составляющие бытия, и поэтому существует два пути развития философского вопроса: гносеологическая и онтологическая. Онтологический путь развития вопроса заключается в разрешении вопроса, что первично материя или сознание, а гносеологический путь заключается в том, что бы узнать, что первично в познании мира, познаваем или не познаваем мир?
При рассмотрении бытийной или онтологической стороны вопроса, представляют такие направления, как материализм (так называемый «линия Демокрита»), идеализм (линия «Платона») и дуализм. Одно из характерных черт материализма является опора на точные науки, логическая доказательность. Особенностью идеализма была в том, что её представители в вопросе о первичности материи или сознания, отдавали предпочтение первичности сознания, духа, идеи. Дуализм же был основан Декартом, его суть в том, что существуют две независимые субстанции материальная и духовная и то что самого вопроса о первичности сознания или материи не существует в принципе, потому что два этих понятия взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
В гносеологической стороне рассматриваются два направления эмпиризм рационализм. Основная идея рационализма в том, что достоверное знание может быть создано только посредствам ума, но не чувств. В качестве особого направления выделяется иррационализм, и согласно этого направления в мире царит хаос и поэтому познать его разумом не возможно. Особенностями эмпиризма является то, что в основе познания лежать опыт и чувственные ощущения [1].
Так же с гносеологической
стороной вопроса философии связаны
с понятия гностицизма и
3.1. Философская антропология.
Свои истоки философская антропология берёт из работ Макса Шелера «Положение человека в космосе», Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек», а так же работы Арнольда Гелена. Все эти мыслители являются основоположниками философской антропологии, и их произведения считаются классическими в этом направление.
Существуют разные её направлений, но из них выделяются два основных : биологическое и функциональное.
Человек по своей сущности многогранен, поэтому в философской антропологии, некоторые её представители начали рассматривать человека с биологической стороны, объясняя человеческую сущность в его жизненном начале. Одним из основных представителей этого направления, был Арнольд Гелен, согласно этому направлению человек это животное, но животное особенное из-за своего биологического и социального предназначения.
Но всё таки, большинство представителей философской антропологии, включая и Шелера рассматривали человека не со стороны его сущности, а с точки зрения его проявления, то есть придерживались функционального направления. Одним из ярких представителей этого направления является Эрнст Кассирер, с его точки зрения, из-за не того что человека невозможно познать в полной мере, его можно познать через его деятельность и функции которые он выполняет, через продукты его деятельности – культуру, науку, религию и тд.
Среди концепций философской антропологии, интересной , а главное революционной в своей среде является атропокосмическая концепция человека, Тейяра де Шардена. Так как до него человеческая проблема рассматривалась в ракурсе природа-социум, природа-дух. Тейяр де Шарден предлагает расширить это поле рассмотрения человеческого феномена до человек - универсум. Он объясняет это тем, что все пути изучения мира, все науки обосновываются и замыкаются на человеке, и то что, в конечном счете, антропогенез являет собой космогенез. Поэтому объяснить человеческую сущность, значит понять и объяснить сущность Вселенной в процессе Её эволюции.[4]
Тейяр де Шарден в процессе своего изучения приходит к выводу, что человека можно рассматривать как вершину так называемого «древа жизни» [9 c.6] и перспективу развивающегося универсума, так как человек есть то посредствам и благодаря чему происходит развитие универсума. Тейяр де Шарден говорил, что человек – это ключ универсума и человек не может полностью видеть себя ни себя вне человечества, ни человечество вне жизни, ни жизнь вне универсума. [9]. Таким образом, Тейяр пытается научно объяснить феномен человека.