Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа
Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.
Информационная
технология радикально меняет не только
материальное, но и духовное производство
– производство знаний. Все отчетливее
проступают контуры новой цивилизации
– информационного общества. Оно
не является альтернативой капитализму
или социализму, как не было такой
альтернативы и у индустриального
общества, в рамках которого существовали
и продолжают сосуществование различные
общественно-экономические
Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредствованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому философские размышления над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества. Она охватывает болевые точки индивида и общества, народов и стран, трансформацию техники и науки, новые культурные веяния и метаморфозы миропонимания.
Итак, информационно-компьютерная революция – исторический факт.
Поэтому теперь следует обрисовать общие контуры тех перспектив и последствий, которые присущи всем сообществам, вступающим на путь информационно-компьютерной революции.
За последние 10—15 лет поток литературы, посвященной самым различным последствиям компьютерной революции, непрерывно расширялся.
Швейцарский исследователь К. Хессиг, обобщая опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, определил все возможные негативные и позитивные последствия информационно-компьютерной революции в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы (табл.1).
Таблица 1.
Последствия
информатизации в зеркале общественности
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Культура и общество | |
Свободное
развитие индивида Информационное общество
Социализация информации Коммуникативное
общество Преодоление кризиса |
Автоматизация»
человека Дегуманизация жизни |
Политика | |
Расширение свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное участие в общественной жизни | Снижение свобод
Централизация Государство-« Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми |
Хозяйство и труд | |
Повышение
продуктивности. Рационализация Повышение
компетентности Увеличение богатства
Преодоление кризиса Экономия ресурсов
Охрана окружающей среды Децентрализация
промышленности
Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции Новые профессии и квалификации |
Все возрастающая
сложность жизни
Обострение
промышленного кризиса Исчезновение многочисленных профессий |
Международные отношения | |
Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира». Улучшение обороноспособности страны | Усиление взаимозависимости.
Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга — Запада. Уязвимость. Усиление
опасности новой войны |
Таким образом, информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. В различных странах темпы распространения и охвата этих сфер деятельности средствами и системами современной информационной технологии очень различны.
Став одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, культурным и др. изменениям и последствиям:
1. Изменение социальных структур. Непосредственным следствием компьютерной революции является радикальное изменение социальных структур. В этом отчетливо обнаруживаются ее социогенные функции. Опыт стран, уже сделавших первые шаги по пути создания информационного позволяет довольно точно охарактеризовать основные направления и содержание этих изменений. В первую очередь они касаются соотношения так называемых традиционных промышленных и сельскохозяйственных отраслей и отраслей, относимых к сфере информации и услуг. В обществах, вступивших на путь научно-технологического развития, производительность труда в сфере материального производства так велика, а рациональная организация производства столь совершенна по современным масштабам, что число непосредственно занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях производства, а также в сельском хозяйстве непрерывно уменьшается. Одна из причин этого заключается в очень высокой степени механизации и автоматизации производства, другая же – в развитии индустрии информации и услуг, освобождающих участников материального производства почти от всех иных забот, кроме непосредственной трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях стремительный рост численности занятых в сфере услуг и информации оказывается принципиально важной предпосылкой совершенствования и развития материального производства.
2. Изменения в культурно-духовной сфере.
Эти изменения по-новому ставят вопрос о поколениях. В традиционных обществах проблема поколений была преимущественно лишь проблемой возраста, физической силы, способности к физическому труду, военной службе и т. д. Стабильность основных производственных систем и структур, стабильность образа жизни, общественного уклада, нормативно-ценностных установок общества, его ритуально символической системы приводила к тому, что духовное содержание деятельности различных возрастных поколений на протяжении столетий менялось чрезвычайно мало. Информационно-культурная революция существенно меняет темпы духовно-культурной жизни общества. Естественно, что мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в информационно насыщенной среде, в мире компьютеров, видеофонов, супертелевизоров и т. д., а также поведение людей серьезно трансформируются.
Дети компьютеризованного поколения, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей и животных и компьютеров, иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении.
Информационная технология позволяет сближать и в известных границах интернационализировать культуры, имеющие глубокие исторические, нравственные, религиозно-философские и мировоззренческие корни, но это не означает деиндивидуализацию и полную акультурацию.
3. Информатизация общества и контроль над человеком.
Внедрение
современных
Многие исследователи подчеркивают, что государство обладает несомненно большими, чем любой человек, технологическими возможностями для приобретения, оснащения и использования современных информационных систем. Оно может располагать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, организации или предприятия, полными сведениями о жизни и деятельности, болезнях, характере и иных особенностях, связях, знакомствах, деловых контактах и имущественном положении каждого человека. Это может сделать человека информационно прозрачным и совершенно беспомощным в столкновении с правительственными органами, аппаратом принуждения, полицией и другими управляющими и регулирующими системами. Точно так же крупные компании и корпорации с помощью компьютеризованных систем контроля могут не только наблюдать за повседневной деятельностью служащих и рабочих, но и создавать на каждого из них полное досье, манипулируя людьми, их личностными установками, амбициями, взаимодействиями и т. д. Это позволит корпорациям и фирмам держать своих служащих и рабочих в постоянном напряжении и страхе.
4. Феномен информационной экономики
В
современном обществе информация становится
наиболее важным, наиболее значимым товаром,
ибо без наличия необходимого
объема и качества информации невозможно
развитие высокотехнологичных
Особенно
отчетливо информационная
экономика проявляется в
Особенно интенсивно развивается маркетинг информационных услуг и информации. Анализ конкретных экономических данных показывает, что проектирование, продажа и эксплуатация баз данных и знаний имеет тенденцию к самому стремительному росту. Это вместе с тем и наиболее доходная в коммерческом отношении сфера деятельности.
Информационная
экономика постепенно становится фундаментальным
экономическим основанием всех видов
экономической деятельности – от
финансово-кредитной до промышленного
и сельскохозяйственного
В
плане мирового разделения труда
совершится и акт социально-экономической,
5. Автоматизация, роботизация, человек
Автоматизация и роботизация, проводимые в достаточно широком диапазоне, освобождают человека от тяжелого физического труда, а во многих случаях и от физического труда вообще. Это чревато не только безработицей во все возрастающих масштабах и, как следствие, социальными кризисами и потрясениями, но и коренным «изменением жизни человека». Огромному числу людей предстоит не просто изменить образ жизни, но и ответить на вопрос, чем заниматься в свободное от физического труда время.
Внедрение
автоматизация и роботизация
обусловливают быстрое развитие
индустрии досуга, которая, в свою
очередь, порождает проблемы, имеет
свои непростые последствия. Она, с
одной стороны, создает новые
рабочие места, а с другой
— оказывается мощным фактором,
формирующим образ жизни, общественное
сознание, психологию массового общества,
уровень социальных притязаний, амбиций
и установок.
Пробуждающий
прогноз
Человек
в современном информационно-
Разрушительная
мощь ядерных бомб, сверхчеловеческие
возможности современной
- политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника использовалась для ликвидации нищеты;
- неспособность социальных наук и исследований современных общественных изменений, равно как и методологии общественных дисциплин, решать свои главные практические и теоретические задачи;
- недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению указанных проблем, мешающие здоровому, творческому пониманию науки и техники как составной части гуманистического воспитания в эпоху информационно-технического прогресса;
- неспособность научной и технической элиты преодолеть свою национальную ограниченность.
Итак, связанная с наукой, техникой и информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны исследовать проблемы, связанные с тем, измеряются ли успехи техники и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества.
Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире