Человек в информационно-техногенном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

     Информационная  технология радикально меняет не только материальное, но и духовное производство – производство знаний. Все отчетливее проступают контуры новой цивилизации  – информационного общества. Оно  не является альтернативой капитализму  или социализму, как не было такой  альтернативы и у индустриального  общества, в рамках которого существовали и продолжают сосуществование различные  общественно-экономические системы.

     Информационная  революция вырастает из технологических  инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она  радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредствованно оказывает  возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему  ценностей, мировоззрение и представления  людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому  философские размышления над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества. Она охватывает болевые точки индивида и общества, народов и стран, трансформацию техники и науки, новые культурные веяния и метаморфозы миропонимания.

     Итак,   информационно-компьютерная   революция  – исторический факт.

     Поэтому теперь следует обрисовать общие  контуры тех перспектив и последствий, которые присущи всем сообществам, вступающим на путь информационно-компьютерной  революции.

     За  последние 10—15 лет поток литературы, посвященной самым различным  последствиям компьютерной   революции,   непрерывно   расширялся. 

     Швейцарский исследователь К. Хессиг, обобщая   опыт  своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных   держав,   определил   все возможные негативные и позитивные последствия информационно-компьютерной  революции в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы (табл.1).

     Таблица 1.

  Последствия информатизации в зеркале общественности 

Положительные последствия Отрицательные последствия
Культура  и общество
Свободное развитие индивида Информационное общество Социализация информации Коммуникативное  общество Преодоление кризиса цивилизации Автоматизация»  человека Дегуманизация жизни Технократическое мышление Снижение культурного уровня. Лавина информации Элитарное   знание    (поляризация) Изоляция индивида
Политика
Расширение  свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное  участие  в  общественной жизни Снижение свобод Централизация Государство-«надзиратель»  Расширение государственной бюрократии

Усиление  власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд
Повышение продуктивности. Рационализация Повышение  компетентности Увеличение богатства  Преодоление кризиса Экономия ресурсов Охрана окружающей среды Децентрализация    промышленности

Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции

Новые  профессии   и   квалификации

Все   возрастающая   сложность жизни

Обострение  промышленного кризиса Концентрация Подверженность кризисам Стандартизация Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся Дегуманизация  труда. Стрессы. Деквалификация.

Исчезновение    многочисленных профессий

Международные отношения
Национальная  независимость. Появляется  шанс на  развитие у стран «третьего мира». Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости.

Технологическая зависимость. Обострение  отношений  Юга — Запада. Уязвимость.

 Усиление  опасности новой войны             из-за   обновления  военных


 

     Таким образом, информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий  спектр предметной и социальной деятельности. В различных странах темпы  распространения и охвата этих сфер деятельности средствами и системами   современной   информационной   технологии   очень различны.

     Став  одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, культурным и  др. изменениям и последствиям:

     1. Изменение социальных структур. Непосредственным следствием компьютерной революции является радикальное изменение социальных структур. В этом отчетливо обнаруживаются ее социогенные функции. Опыт стран, уже сделавших первые шаги по пути создания информационного позволяет довольно точно охарактеризовать основные направления и содержание этих изменений. В первую очередь они касаются соотношения так называемых традиционных промышленных и сельскохозяйственных отраслей и отраслей, относимых к сфере информации и услуг. В обществах, вступивших на путь научно-технологического развития, производительность труда в сфере материального производства так велика, а рациональная организация производства   столь   совершенна   по   современным   масштабам, что число непосредственно занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях производства, а также в сельском хозяйстве непрерывно уменьшается. Одна из причин этого заключается в очень высокой степени механизации и автоматизации производства, другая же – в развитии индустрии информации и услуг, освобождающих   участников   материального производства почти от всех иных забот, кроме непосредственной трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях стремительный рост численности занятых в сфере услуг и информации оказывается принципиально важной предпосылкой совершенствования и развития материального производства.

     2. Изменения в культурно-духовной сфере.

     Эти изменения по-новому ставят вопрос о поколениях. В традиционных обществах проблема поколений была преимущественно лишь проблемой возраста, физической силы, способности к физическому труду, военной службе и т. д.  Стабильность основных производственных систем и структур, стабильность образа жизни,  общественного   уклада,   нормативно-ценностных установок общества, его ритуально символической системы приводила к тому, что духовное содержание деятельности различных возрастных поколений на протяжении столетий менялось чрезвычайно мало. Информационно-культурная революция существенно меняет темпы духовно-культурной жизни общества. Естественно, что мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения,   формирующиеся в информационно насыщенной среде,   в   мире компьютеров, видеофонов, супертелевизоров и т. д., а также поведение людей серьезно трансформируются.

     Дети  компьютеризованного поколения, имеют  совершенно особое представление о  жизни и смерти, об одушевленности людей и животных и компьютеров, иначе организуют свое время, свой внутренний   мир,   развивают  свои   интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении.

     Информационная  технология позволяет сближать и  в известных границах интернационализировать культуры, имеющие глубокие исторические, нравственные, религиозно-философские  и мировоззренческие корни, но это  не означает деиндивидуализацию  и полную акультурацию.

     3. Информатизация общества и контроль над человеком.

     Внедрение современных высокоавтоматизированных баз данных и знаний, современных систем и сверхмощных вычислительных центров в сферу государственного управления и контроля за деятельностью населения, предприятий, фирм и общественных организаций выдвигает на авансцену политической жизни две взаимосвязанные проблемы: судьбу демократии и контроль над человеком, над индивидуальной и групповой деятельностью.

     Многие  исследователи подчеркивают, что  государство обладает несомненно большими, чем любой человек, технологическими возможностями для приобретения, оснащения и использования современных информационных систем. Оно может располагать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, организации или предприятия, полными сведениями о жизни и деятельности, болезнях, характере и иных особенностях, связях, знакомствах, деловых контактах и имущественном положении каждого человека. Это может сделать человека информационно прозрачным и совершенно беспомощным в столкновении с правительственными органами, аппаратом принуждения, полицией и другими управляющими и регулирующими системами. Точно так же крупные компании и корпорации с помощью компьютеризованных систем контроля могут не только наблюдать за повседневной деятельностью служащих и рабочих, но и создавать на каждого из них полное досье, манипулируя людьми, их личностными установками, амбициями, взаимодействиями и т. д. Это позволит корпорациям и фирмам держать своих служащих и рабочих в постоянном напряжении и страхе.

     4. Феномен информационной  экономики

     В современном обществе информация становится наиболее важным, наиболее значимым товаром, ибо без наличия необходимого объема и качества информации невозможно развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния, обеспечение населения продовольствием, промышленными товарами и т. д.

     Особенно  отчетливо   информационная   экономика проявляется в изменениях функции денег. Известно, что появление   пластиковых   карт   и осуществление  расчетных банковских операций с  помощью компьютеров  и интегрированных  систем связи существенно меняют характер денежного рынка и деньгооборота. Информационная технология становится мощным фактором, стимулирующим финансовые операции в глобальном, региональном и в локальном масштабе. Все платежи и расчеты могут быть осуществлены почти мгновенно, и это позволяет предельно ускорить и облегчить все экономические процессы, различные сделки, платежи и т. д.

     Особенно  интенсивно развивается   маркетинг   информационных услуг и информации. Анализ конкретных экономических данных показывает, что проектирование, продажа  и эксплуатация баз данных и знаний имеет тенденцию к самому   стремительному   росту.   Это  вместе с тем и наиболее доходная в коммерческом отношении сфера  деятельности.

     Информационная  экономика постепенно становится фундаментальным  экономическим основанием всех видов  экономической деятельности – от финансово-кредитной   до   промышленного   и  сельскохозяйственного производства, ибо она выполняет важнейшую  функцию – функцию информационного  обеспечения хозяйственной деятельности и управления ею.

     В плане мирового разделения труда  совершится и акт социально-экономической,   политической   и   духовно-культурной сегрегации. В результате в наиболее развитых информационных обществах  сконцентрируется вся или почти  вся интеллектуальная индустрия. Они  станут источником, хранителем и держателем основных интеллектуальных ресурсов, производителем доминантных информационных технологий, продуцентом основных культурных и социально-гуманитарных ценностей. Остальные же страны мира превратятся в потребителя информационной технологии и информационной продукции, производителя сырья и отдельных видов промышленной продукции.

     5. Автоматизация, роботизация, человек

     Автоматизация и роботизация, проводимые в достаточно широком диапазоне, освобождают человека от тяжелого физического труда, а во многих случаях и от физического труда вообще. Это чревато не только безработицей   во все   возрастающих масштабах и, как следствие, социальными кризисами и потрясениями, но и коренным «изменением жизни человека». Огромному числу людей предстоит не просто изменить образ жизни, но и ответить на вопрос, чем заниматься в свободное от физического труда время.

     Внедрение автоматизация и роботизация  обусловливают быстрое развитие индустрии досуга, которая, в свою очередь, порождает проблемы, имеет  свои непростые последствия. Она, с  одной стороны, создает новые   рабочие   места,   а с другой — оказывается мощным фактором, формирующим образ жизни, общественное сознание, психологию массового общества, уровень социальных притязаний, амбиций  и установок.   

     Пробуждающий  прогноз 

     Человек в современном информационно-техническом  мире, можно сказать, радикально отличается от прошлого. Определенный количественный рост достиг критической точки, за которой количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую фазу.

     Разрушительная  мощь ядерных бомб, сверхчеловеческие  возможности современной информационной техники, возможности биохимической  генной инженерии, позволяющей человеку «изобретать» новые «природные»  биологические виды, космическая  инженерия, эффективные методы контроля над рождаемостью – все это свидетельствует о том, что человечество достигло нового уровня своего технического потенциала. Но эти технические достижения и новшества открывают собой и новую стадию социального воздействия по сравнению с предыдущим техническим состоянием человечества. Отсюда вытекает важная характеристика нашего времени – это всемирный характер социальных и технических проблем, которые формируют недостатки и пороки современного информационно-технического мира. К таким недостаткам можно отнести:

     - политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника использовалась для ликвидации нищеты;

     - неспособность социальных наук и исследований современных общественных изменений, равно как и методологии общественных дисциплин, решать свои главные практические и теоретические задачи;

     - недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению указанных проблем, мешающие здоровому, творческому пониманию науки и техники как составной части гуманистического воспитания в эпоху информационно-технического прогресса;

     - неспособность научной и технической элиты преодолеть свою национальную ограниченность.

     Итак, связанная с наукой, техникой и  информацией модернизация человеческой жизни раскрывается перед нами со всеми своими тревогами. Мы обязаны  исследовать проблемы, связанные  с тем, измеряются ли успехи техники  и науки по шкале гуманизма, отвечают ли они потребностям индивидуального  развития людей, нужна ли какая-то сверхобычная техника для преодоления опасностей, грозящих человечеству, содействует ли научный и информационно-технический прогресс сплочению всего человечества.

Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире