Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа
Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.
Человек
в информационно-техногенном
Контрольная работа
Введение
Человек
– главная проблема философии. Философия
касается всего, что может быть связано
с человеком. Когда человек мыслит
и создает объекты
Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.
Фундаментальные особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.
Новая
информационная технология впервые
открывает перспективу для
Человек
своей деятельностью
В этих условиях человек обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого.
В
связи с высокой актуальностью
проблемы человека в информационно-техническом
мире, в современной философии
уделяется ей большое внимание, поэтому
современная философская
В
нашей работе мы изучили влияния
информационно-техногенного мира на современного
человека, проанализировали состояние
современных проблем информационно-техногенного
мира.
Информационное
общество
В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества.
Предчувствие и осмысление неизбежности крутого поворота в исторических судьбах человечества, связанного с переходом к новой цивилизации, заметно уже в трудах мыслителей первой половины века.
Раньше других это выразил О. Шпенглер еще в 20-е гг. провозгласивший закат нынешней индустриальной цивилизации, но еще не обозначивший контуры и содержание новой, идущей на смену. В 40-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар, а в конце 60-х гг. лидер постиндустриализма Д. Белл уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное.
Из-за того, что информационная техника и технология на в ХХ веке стали бурно развиваться, на рубеже 60-х и 70-х годов были сформированы характеристики будущего информационного общества.
Во-первых,
переход экономических и
Во-вторых,
фактором социальной дифференциации в
информационном обществе выступает
не собственность, а уровень знаний.
В основе этого процесса, по утверждению
Д. Белла, лежит рост сферы услуг
за счет сферы материального
В-третьих, информационное общество характеризуется симбиозом социальных организаций и информационных технологий. Возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и в социальную сферу определяется, прежде всего, через создание тех ли иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность информационного века, – основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая наконец-то осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни.
Вышеописанные характеристики информационного мира, предложенные Д. Беллом, несомненно, имеют отношения к современному информационно-техническому человечеству. Это еще раз подчеркивает, насколько сложные и важные процессы протекают в человеческом обществе под влиянием техники, а в последнее время, особенное влияние на человека получила именно информационная техника.
Таким образом, общество, возникающее в результате информационной революции, существенно отличается тем, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека.
Итак, общество является информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего научную. (Данный пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества, так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых компьютерных и информационных рынках и обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами);
- в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
-
происходят радикальные изменения социальных
структур, следствием которых оказывается
расширение сферы информационной деятельности
и услуг. В этой сфере трудится большинство
работающего населения, по крайней мере
не менее 50% общего числа занятых; число
занятых в традиционных сферах производства
неуклонно снижается при столь же неуклонном
повышении производительности труда и
качества продукции.
Вопросы
философии в информационном
обществе
Все,
что, так или иначе, имеет отношение
к становлению новой
Таким образом, философия проникает в сферу информационно-технической деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.
Кроме
того, на современном этапе
Информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?
Сейчас,
после миллионов лет борьбы с
природой, человечество наконец осознало
необходимость вступить с ней в диалог,
в сотрудничество. Не должно ли оно уже
сейчас, пока не поздно, задуматься над
культурными и интеллектуальными последствиями
информационной революции, потому что
темп, с которым они наступают, беспрецедентно
высок, и, быть может, в недалеком будущем
предотвращение негативных последствий
окажется уже невозможным. Необходимо
посмотреть на проблему и с другой стороны:
сможет ли человек выжить в условиях невероятного
усложнения задач, подлежащих срочному
решению, если он не будет формировать
информационно-компьюторную революцию
и не усилит свой естественный интеллект
искусственным?
Анализ
информационно-техногенного
мира
Последней, происходящей на наших глазах социо-технологической революцией, является информационно-компьютерная. Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. В основе каждой социо-технологической революции лежат свои особые технологические системы. Для информационной революции эту роль играет информационная технология. Ее конечным результатом должно стать создание новой информационной цивилизации. При этом все претерпевает радикальные изменения; материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство меняют не только свои внешние очертания, но и внутренние механизмы – содержание деятельности.
Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире