Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, реферат
Философия, единственная наука, которая очень скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо.
1.Ведение
2.Основные подходы к пониманию человека
2.1.Философия Древнего Востока о человеке.
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3.Жизнь и биография Аристотеля.
3.1.Философское учение Аристотеля.
3.2. Аристотельское учение о субстанциях.
3.3.Учение Аристотеля о человеке и душе.
4.Заключение.
5 Список литературы
Если
движение присуще душе от природы, то
она могла бы быть приведена в
движение и посторонней силой, а
если бы и посторонней силой, то и от природы.
Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда
вещь стремится от природы, там же она
и от природы находится в покое. И точно
так же: куда вещь движется под действием
посторонней силы, там же она под действием
посторонней силы находится в покое. Аристотель
не мог точно объяснить движение души
в состоянии ее покоя под действием посторонней
силы.
Аристотель определил душу как “первую
энтелехию органического тела”, т.е. жизненное
начало тела, движущее его и строящее его
как свое орудие. Поэтому в живых телах
наиболее явственно обнаруживается целесообразная
деятельность природы. Соответственно
своим функциям душа делится на три рода.
Функция питания и размножения, наличные
у любого живого существа, образуют питательную,
или растительную, душу. Ощущение и передвижение,
свойственные животным, образуют душу
ощущающую, или животную. Наконец, мышление
осуществляется как деятельность разумной
души - она принадлежит человеку.
Закон
здесь таков: высшие функции, а соответственно
души, не могут существовать без низших,
тогда как последние без первых могут.
Душа отличается растительной способностью,
способностью ощущения способностью размышления
и движением. А есть ли каждая из этих способностей
душа или часть души и если часть души,
то так ли, что каждая отделима лишь мысленно
или также пространственно, - на одни из
этих вопросов нетрудно ответить, другие
же вызывают затруднения. Так же как и
у некоторых растений, если их рассечь,
части продолжают жить отдельно друг от
друга, как будто в каждом таком растении
имеется одна душа в действительности
(энтелехия), а в возможности - много, точно
так же мы видим, что нечто подобное происходит
у рассеченных на части насекомых и в отношении
других отличительных свойств души. А
именно: каждая из частей обладает ощущение
и способностью двигаться в пространстве;
а если есть ощущение, то имеется и стремление.
Ведь где есть ощущение, там и печаль, и
радость, а где они, там необходимо есть
и желание.
Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное-отдельно от преходящего.
А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.
Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.
Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.
Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч. teleos - цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.
Аристотелевское
понятие энтелехии можно
А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.
Говоря
иначе, энтелехия - это “программа”
изменения. Если для тел, создаваемых
искусством цель и “программа”
лежат вне изменяемой вещи и вносятся
в нее мастером, то в природных
вещах они имеются в ней в той мере,
в какой вещь имеет в себе “начало движения”,
т.е. способны к самодвижению.
5.Заключение.
Философское
наследие Аристотеля весьма обширно, а
влияние его огромно и
Философия
и литература делают неоценимый вклад
в раскрытие сущности человека, в
поиск им смысла жизни. Проблема человека
развивается во времени: огромный путь
уже пройден, но будущее открывает все
новые и новые перспективы решения этой
проблемы. Главное, не впадать в крайности,
"расщепляя" при этом единую сущность
человека, и помнить: чтобы быть личностью,
нам надо каждую минуту, каждое мгновение,
шаг за шагом постигать тайну, имя которой
- Человек.
6. Список литературы
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2002г.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян К.Х. Философия. Учебник. М., 1999г.
3. ердяев
Н.А. О назначении человека //
Мир философии: Книга для
4. Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. 1987г.
5.Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985г.
6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986г.
7. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963г.
8. Лосев
А.Ф. История античной эстетики. Аристотель
и поздняя классика. М., 1975г.
9. Рожанский И.Д. Развитие естествознания
в эпоху античности.М.,1979г. ч. 4.
10. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987г.
Информация о работе Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля