Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, реферат
Философия, единственная наука, которая очень скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо.
1.Ведение
2.Основные подходы к пониманию человека
2.1.Философия Древнего Востока о человеке.
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3.Жизнь и биография Аристотеля.
3.1.Философское учение Аристотеля.
3.2. Аристотельское учение о субстанциях.
3.3.Учение Аристотеля о человеке и душе.
4.Заключение.
5 Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Южно-Сахалинский
промышленно-экономический
техникум
РЕФЕРАТ
по
философии
тема: Человек как главная философская проблема
Учение
Аристотеля
Выполнил: студент группы ЗЭ-1101ДТ
Иващенко С.В.
Проверил: преподаватель
_______________
г.Южно-Сахалинск
2011г.
Содержание
1.Ведение
2.Основные
подходы к пониманию человека
2.1.Философия Древнего Востока о человеке.
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3.Жизнь и биография Аристотеля.
3.1.Философское учение Аристотеля.
3.2. Аристотельское учение о субстанциях.
3.3.Учение Аристотеля о человеке и душе.
4.Заключение.
5 Список
литературы.
1.Введение
Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой.
И.Гердер
Философия, единственная наука, которая очень скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо. В частности - для понимания современных концепций, в общем - для собственного развития и самосовершенствования.
Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека – одна из основных во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого должно все исходить и к которому все должно возвращаться.
Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется простым: кто же не знает пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне, что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания.
"Проблема человека есть
Целью
этой работы является рассмотрение проблемы
человека – как одной из основных
во всей мировой философской мысли, основные
подходы к пониманию человека и учений
Аристотеля о первоначалах, этических
и социально-политических воззрений философа.
2. Основные подходы к пониманию человека
2.1. Философия Древнего Востока о человеке
Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы — Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку и в примыкающих к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения.
Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы.
Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей — Конфуций разработал концепцию «неба», которое означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер. Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными этическими качествами, человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому ряду этических принципов. Центральное место среди них принадлежит концепции жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Это правило в качестве нравственного императива в разных вариантах будет встречаться потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева и других. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как ли (этикет), и (справедливость) и др. Наряду с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии следует отметить и другое направление — даосизм. Основателем его является Лао-цзы. Исходной идеей даосизма служит учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и. мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.
Характеризуя
древневосточную философию
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции
Античная
Греция положила начало западноевропейской
философской традиции вообще и философской
антропологии в частности. В Древнегреческой
философии первоначально человек не
существует сам по себе, а лишь в системе
определенных отношений, воспринимаемых
как абсолютный порядок и космос. Со всей
своей природной и социальной средой,
соседями и полисом, неодушевленными и
одушевленными предметами, животными
и богами он живет в едином, нераздельном
мире. Даже боги, также находящиеся внутри
космоса, являются для людей реальными
действующими лицами. Само понятие космоса
здесь имеет человеческий смысл, вместе
с тем человек мыслится как часть космоса,
как микрокосм, являющийся отражением
макрокосмоса, понимаемого как живой организм.
Именно таковы взгляды на человека у представителей
милетской школы, стоящих на позициях
гилозоизма, т.е. отрицавших границу между
живым и неживым и полагавших всеобщую
одушевленность универсума.
Поворот к собственно антропологической
проблематике связан с критической и просветительской
деятельностью софистов и создателем
философской этики Сократом. Исходный
принцип софистов, сформулированный их
лидером Протагором, следующий: «Мера
всех вещей — человек, существующих, что
они существуют, а несуществующих, что
они не существуют». Для Сократа основной
интерес представляет внутренний мир
человека, его душа и добродетели. Он впервые
обосновывает принцип этического рационализма,
утверждая, что «добродетель есть знание».
Поэтому человек, познавший что такое
добро и справедливость, не будет поступать
дурно и несправедливо. Задача человека
как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться
к нравственному совершенству на основе
познания истины. И прежде всего она сводится
к познанию самого себя, своей нравственной
сущности и ее реализации.
Всей своей жизнью Сократ старался реализовать
нравственный пафос своей философии человека,
а сама его смерть, когда он ради утверждения
справедливости отказался от жизни, явилась
апофеозом его нравственной философии.
Демокрит
— представитель
Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.
В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
Еще один
отличительный признак человека
— его разумность, «человек и есть
в первую очередь ум». Таким образом, человек,
по Аристотелю, — это общественное животное,
наделенное разумом. Социальность и разумность
— две основные характеристики, отличающие
его от животного.
А теперь немного о жизни и учении Аристотеля.
Информация о работе Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля