Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

Философия, единственная наука, которая очень скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо.

Содержание

1.Ведение
2.Основные подходы к пониманию человека
2.1.Философия Древнего Востока о человеке.
2.2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3.Жизнь и биография Аристотеля.
3.1.Философское учение Аристотеля.
3.2. Аристотельское учение о субстанциях.
3.3.Учение Аристотеля о человеке и душе.
4.Заключение.
5 Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия вариант 15.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Сахалинский  промышленно-экономический  техникум 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  философии 

                тема: Человек как главная философская проблема

Учение  Аристотеля 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ЗЭ-1101ДТ

                 Иващенко С.В.

               Проверил: преподаватель

    _______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Южно-Сахалинск

2011г. 
 

Содержание

1.Ведение                                                                                                    

2.Основные подходы к пониманию человека                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2.1.Философия Древнего Востока о человеке.

2.2. Проблема  человека в философии Древней  Греции.

3.Жизнь  и биография Аристотеля.

3.1.Философское  учение Аристотеля.

3.2. Аристотельское  учение о субстанциях.

3.3.Учение  Аристотеля о человеке и душе.

4.Заключение.

5 Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.Введение

            Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой.

                                 И.Гердер  

      Философия, единственная наука, которая очень  скрупулезно занимается изучением своей истории. Это связано с тем, что новые концепции (теории) часто базируются на прошлом опыте изучения поставленной проблемы. Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей философией. Таким образом, изучать труды философов древности, средневековья, эпохи возрождения и т.д. необходимо. В частности - для понимания современных концепций, в общем - для собственного развития и самосовершенствования.

Один  древний мудрец сказал, что для  человека нет более интересного  объекта, чем сам человек.

Проблема  человека – одна из основных во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого должно все исходить и к которому все должно возвращаться.

Но что  же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется простым: кто  же не знает пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне, что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания.

   "Проблема человека есть основная  проблема философии. Еще греки  поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира" Эти слова Николая Бердяева ни у кого не вызовут сомнений. Проблема человека - центральная проблема во всей мировой философской мысли. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая внимание на его частные проявления. Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным.

Целью этой работы является рассмотрение проблемы человека – как одной из основных во всей мировой философской мысли, основные подходы к пониманию человека  и учений Аристотеля о первоначалах, этических и социально-политических воззрений философа.  
 

2. Основные подходы к пониманию человека

2.1. Философия Древнего Востока о человеке

      Первые  представления о человеке возникают  задолго до самой философии. На начальных  этапах истории людям присущи  мифологические и религиозные формы  самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятнике древнеиндийской литературы — Ведах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку и в примыкающих к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения.

Человек в философии Древней Индии  мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и  богами оказывается проходимой и  подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы.

Философия Древнего Китая создала также  самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей — Конфуций разработал концепцию «неба», которое означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер. Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными этическими качествами, человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому ряду этических принципов. Центральное место среди них принадлежит концепции жэнь (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Это правило в качестве нравственного императива в разных вариантах будет встречаться потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева и других. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как ли (этикет), и (справедливость) и др. Наряду с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии следует отметить и другое направление — даосизм. Основателем его является Лао-цзы. Исходной идеей даосизма служит учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и. мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

Характеризуя  древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей чертой ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д. связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является трансцендентализм — человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром. Философия человека Древнего Востока оказала огромное влияние на последующее развитие учений о человеке, а также на формирование образа жизни, способа мышления, культурных образцов и традиций стран Востока. Общественное и индивидуальное сознание людей в этих странах до сих пор находится под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период.

2.2. Проблема человека в философии Древней Греции

Античная  Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской  антропологии в частности. В Древнегреческой  философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума. 
Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором, следующий: «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. 
Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.

Демокрит  — представитель материалистического  монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, — это часть природы, и, как вся природа, он состоит  из атомов. Из атомов же состоит и  душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистического взгляда на душу человека его этическая концепция носит более деликатный характер. Цель жизни, по нему, — счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье — это прежде всего радостное и хорошее расположение духа — эвтюмия. Важнейшее условие ее — мера, соблюсти которую помогает человеку разум. В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая  душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

В концепции  Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

Еще один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного. 

А теперь немного о  жизни и учении Аристотеля.

Информация о работе Человек как главная философская проблема Учение Аристотеля