Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:18, курсовая работа
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формируется в процессе деятельности, общения
Содержание
Введение
Человек, индивид, личность.
Свобода и ответственность личности.
Заключение
Список используемой литературы
Проблема
свободы личности в социальной философии
уже на протяжении ряда веков фокусируется
в проблеме отчуждения. По
сути дела идея отчуждения была заложена
в концепции "общественного договора",
исходящей из передачи индивидами значительной
части своих прав государству. Затем сама
идея отчуждения была подхвачена и развита
Гегелем, превращена в одну из центральных
категорий его философии (Entfremdung). Заметим,
что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение
рассматривается только в плане духовном,
идеалистически - как отчуждение политических
прав, отчуждение духа и т.д.
В
действительности же исходной сферой
возникновения отчуждения выступает
сфера экономическая, а исходным
пунктом в ней - общественное разделение
труда. В литературе нередко в
качестве такого исходного пункта рассматривают
возникновение и утверждение
частной собственности, причем приписывают
такое понимание Марксу. Однако анализ
"Экономическо-философских
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.
Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор . Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность
— социально-философское и
Ответственность,
принимаемая человеком как
Выделяют следующие виды ответственности:
- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное
знание безразлично к смыслам, целям,
ценностям и интересам
Философия являет собою полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И то, и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом. Вот почему история философии - не «часть» ее, а основа, ее суть, ее самосознание.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Социальное
регулирование первобытных
Право
при переходе общества к цивилизации
возникло не вдруг, не на пустом месте:
его появление в какой-то мере
было подготовлено развитием системы
социального регулирования
Обществу
в эпоху цивилизации
Первая
- обеспечить в обстановке усложнения
всей общественной жизни функционирование
общества как сложной и динамической
системы, целостного организма, несравненно
более высокого порядка, чем первобытное
общество. И притом такое функционирование,
которое определяет глубинные (нормативные)
начала общества. Непосредственно существенную
роль сыграли потребности
Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а в социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы.
Возникновение
этого социального регулятора, получившего
название
''право``, связано с формированием государственной
власти, ее институционного выражения
- государства. Возникновение права непосредственно
обусловлено требованиями самого общества,
вступившего в эпоху цивилизации, прежде
всего требованиями обеспечения его целостности,
товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными
началами. А вот обретение этим принципиально
новым регулятором необходимых свойств,
позволяющих ему быть мощной силой, способной
решать новые сложные задачи, невозможно
без государства, без взаимодействия с
ним.
Ключевой,
внешне зримый момент, наглядно свидетельствующий
о возникновении права, - это появление
в сфере официальной
Бурные
социальные потрясения, появление возможности
самоуничтожения человечества, возникновение
глобальных проблем, компьютерная революция
- все это до предела обострило
традиционные проблемы систем духовных
ценностей. На первый план все более
выходят общечеловеческие проблемы,
связанные с признанием абсолютной
ценностью самой жизни человека
и сохранением среды его
В этом же русле немало сделали и русские мыслители конца 19 - начала 20 в. Нужно упомянуть принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. В целом, для отечественной философской мысли очень характерно ценностное восприятие мира и конкретность идеалов и ценностей. То же самое можно отнести и к эстетическим ценностям. Известное выражение Ф.М.Достоевского "красота спасет мир" нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.
При всех зигзагах мировой истории, в целом человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности человека в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти "измерения" человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности