Автор: Иван *, 28 Августа 2010 в 02:55, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Потребность в познании.
Познание как одна из форм развития и удовлетворения потребностей человека
Сущность и смысл познания
Истину определяют
как адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее
реальность такой, какова она есть сама
по себе, вне и независимо от сознания.
Это объективное содержание чувственного,
эмпирического опыта, а также понятий,
суждений, теорий, учений и, наконец, всей
целостной картины мира в динамике ее
развития. То, что истина есть адекватное
отражение реальности в динамике ее развития,
придает ей особую ценность как базе прогностического
измерения. Истинные знания дают людям
возможность разумно организовывать свои
практические действия в настоящем и предвидеть
грядущее. Если бы познание не было с самого
своего возникновения более или менее
истинным отражением действительности,
то человек не мог бы не только разумно
преобразовывать окружающий мир, но и
приспособиться к нему. Сам факт существования
человека, история науки и практики подтверждают
справедливость этого положения. Итак,
истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти
(субъективная истина) создается нами;
истина есть характеристика меры адекватности
знания, постижения сути объекта субъектом.
Опыт показывает,
что человечество редко достигает истины
иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение —
это содержание сознания, не соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное.
История познавательной деятельности
Человечества показывает, что и заблуждения
отражают — правда, односторонне — объективную
действительность, имеют реальный источник,
«земное» основание. Нет и в принципе быть
не может заблуждения, решительно ничего
не отражающего — пусть и очень опосредованно
или даже предельно извращенно.
Заблуждения обусловлены
и относительной свободой выбора путей
познания, сложностью решаемых проблем,
стремлением к реализации замыслов в ситуации
неполной информации. Тут уместно напомнить
слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден
блуждать». В научном познании заблуждения
выступают как ложные теории, ложность
которых выявляется ходом дальнейшего
развития науки. Так было, например, с геоцентрической
теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой
пространства и времени.
Итак, заблуждения
имеют и гносеологические, и психологические,
и социальные основания. Но их следует
отличать от лжи как нравственно-психологического
феномена. Чтобы глубже оценить истину
и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении,
и о лжи. Ложь — это искажение действительного
состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо
в обман. Ложью может быть как измышление
о том, чего не было, так и сознательное
сокрытие того, что было.
Научное познание
по самой своей сути невозможно без
столкновения различных, порой противоположных
воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий,
так же как невозможно и без заблуждений,
ошибок. Проблема ошибок занимает далеко
не последнее место в науке.
Однако нет
оснований для
Обыденное сознание,
мысля истину как прочно достигнутый
результат познания, обычно оперирует
такими безусловными истинами, как отчеканенной
монетой, «которая может быть дана в готовом
виде и в таком же виде спрятана в карман».
Но система научных знаний, да и житейский
опыт — не склад исчерпывающей информации
о бытии, а бесконечный процесс, как бы
движение по лестнице, восходящей от низших
ступеней ограниченного, приблизительного
ко все более всеобъемлющему и глубокому
постижению сути вещей. В то же время постижение
истины отнюдь не только движущийся без
остановки процесс, а единство процесса
и результата.
Каждая ступень
научного познания ограничена уровнем
развития науки, историческими уровнями
жизни общества, уровнем практики,
а также познавательными
Каждая последующая
теория по сравнению с предшествующей
является более полным и глубоким
знанием. Все рациональное содержание
прежней теории входит в состав новой.
Отметается наукой лишь претензия, будто
она являлась исчерпывающей. Прежняя
теория истолковывается в составе новой
теории как относительная истина и тем
самым как частный случай более полной
и точной теории.
Говоря об относительном
характере истины, не следует забывать,
что имеются в виду истины в
сфере научного знания, но отнюдь не
знание абсолютно достоверных фактов,
вроде того, что сегодня Россия — не монархия.
Именно наличие абсолютно достоверных
и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно
важно в практической деятельности людей,
особенно в тех областях деятельности,
в которых решаются человеческие судьбы.
Абсолютность
истины прежде всего наблюдается
в прошлом. В настоящем, а тем
более в будущем, абсолютность истины
есть продукт большей или меньшей
доли абстрагирования или
Термин «абсолютное»
применяется и к любой
Итак, наука располагает
не только абсолютными истинами, но
в еще большей мере — истинами
относительными, хотя абсолютное всегда
частично реализовано в наших
актуальных знаниях. Неразумно увлекаться
утверждением абсолютных истин. Необходимо
помнить о безмерности еще непознанного,
об относительности нашего знания.
Чувственное,
эмпирическое и теоретическое
познание
Чувственное знание
— это знание в виде ощущений
и восприятий свойств вещей, непосредственно
данных органам чувств. Я вижу, например,
летящий самолет и знаю, что это такое.
Эмпирическое знание может быть отражением
данного не непосредственно, а опосредованно.
Например, я вижу показание прибора или
кривую электрокардиограммы, информирующие
меня о состоянии соответствующего объекта,
которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический
уровень познания появляется при использовании
всевозможных приборов; он предполагает
наблюдение, описание наблюдаемого, ведение
протоколов, использование документов,
например историк работает с архивами
и иными источниками. Словом, это более
высокий уровень познания, чем просто
чувственное познание.
Исходным чувственным
образом в познавательной деятельности
является ощущение — простейший чувственный
образ, отражение, копия или своего
рода снимок отдельных свойств предметов.
Ощущения обладают
широким спектром модальности: бывают
зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные,
температурные, болевые, мышечно-суставные,
ощущения равновесия и ускорения, обонятельные,
вкусовые, общеорганические ощущения.
Каждая форма ощущений отражает через
единичное общие свойства данной формы
и вида движения материи, например электромагнитные,
звуковые колебания, химическое воздействие
и т.д.
Любой предмет
обладает множеством самых разнообразных
сторон и свойств. Возьмем, например,
кусок сахара: он твердый, белый, сладкий,
имеет определенную форму, объем и вес.
Все эти свойства объединены в одном предмете.
И мы воспринимаем и осмысливаем их не
порознь, а как единое целое — кусок сахара.
Следовательно, объективной основой восприятия
образа как целостного является единство
и вместе с тем множественность различных
сторон и свойств предмета. Целостный
образ, отражающий непосредственно воздействующие
на органы чувств предметы, их свойства
и отношения, называется восприятием.
Восприятие человека включает в себя осознание,
осмысливание предметов, их свойств и
отношений, основанное на вовлечении каждый
раз вновь получаемого впечатления в систему
уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия
осуществляются и развиваются в процессе
практического взаимодействия человека
и внешнего мира, в результате активной
работы органов чувств.
Хотя ощущения
и восприятия являются источником всех
знаний человека, однако познание не ограничивается
ими. Тот или иной предмет воздействует
на органы чувств человека какое-то определенное
время. Затем это воздействие прекращается.
Но образ предмета не исчезает сразу же
бесследно. Он запечатлевается и сохраняется
в памяти. Следовательно, мыслить что-то
можно и по исчезновении: ведь о нем остается
определенное представление. Душа обретает
возможность оперировать образами вещей,
не имея их в поле чувственного восприятия.
«Размышляющей душе представления как
бы заменяют ощущения». И с закрытыми глазами
что-то представляется. Мудрая латинская
пословица гласит: знаем столько, сколько
удерживаем в памяти.
Память играет
очень важную познавательную роль.
Она объединяет прошедшее и настоящее
в одно органическое целое, где имеется
их взаимное проникновение. Если бы образы,
возникнув в мозгу в момент
воздействия на него предмета, исчезали
сразу после прекращения этого воздействия,
то человек каждый раз воспринимал бы
предметы как совершенно незнакомые. Он
не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал.
Чтобы осознать что-то, необходима аналогия,
умственная работа сравнения настоящего
состояния с предшествующим. В результате
восприятия внешних воздействий и сохранения
их во времени памятью возникают представления.
Представления
— это образы тех предметов, которые
когда-то воздействовали на органы чувств
человека и потом восстанавливаются по
сохранившимся в мозгу связям.
Ощущения и
восприятия являются началом сознательного
отражения. Память закрепляет и сохраняет
полученную информацию. В представлении
сознание впервые отрывается от своего
непосредственного источника и начинает
существовать как относительно самостоятельное
субъективное явление. Человек может творчески
комбинировать и относительно свободно
создавать новые образы. Представление
— это промежуточное звено между восприятием
и теоретическим мышлением.
Познание невозможно
без воображения: оно есть свойство
человеческого духа величайшей ценности.
Воображение восполняет недостаток
наглядности в потоке отвлеченной
мысли. Сила воображения не только снова
вызывает имеющиеся в опыте (в
подсознании) образы, но и связывает их
друг с другом и таким путем поднимает
их до общих представлений. Воспроизведение
образов осуществляется силой воображения
произвольно и без помощи непосредственного
созерцания.
Важными методами
исследования в науке, особенно в
естествознании, являются наблюдение
и эксперимент. Наблюдение представляет
собой преднамеренную, планомерную акцию,
осуществляемую с целью выявить существенные
свойства и отношения объекта познания.
Наблюдение требует специальной подготовки.
Важнейшее место в этой подготовке занимают
уяснение задач наблюдения, требований,
которым должно удовлетворять наблюдение,
предварительная разработка его плана
и способов. Наблюдение фиксирует то, что
предлагает сама природа. Но человек не
может ограничиться ролью наблюдателя.
Проводя эксперименты, он является и деятельным
испытателем. Эксперимент — это метод
исследования, с помощью которого объект
или воспроизводится искусственно, или
ставится в определенные условия, отвечающие
целям исследования. Особую форму познания
составляет мысленный эксперимент, который
совершается над воображаемой моделью.
Для него характерно тесное взаимодействие
воображения и мышления.
Основным методом
эксперимента является метод изменения
условий, в которых обычно находится
исследуемый предмет. Он дает возможность
вскрыть причинную зависимость между
условиями и свойствами исследуемого
объекта, а также характер изменения этих
свойств в связи с изменением условий.
Одновременно данный метод позволяет
обнаружить те новые свойства предметов,
которые не проявляются в естественных
условиях.
Для эксперимента
характерны контролируемость условий,
возможность измерения