Человек и его общественный мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Вопрос "Как мы познаём мир?" кому-то может показаться глупым, так как очевидно, что нам известно огромное число вещей, действий, явлений и мы постоянно узнаём что- то новое о себе, о других, о мире, анализируем это новое, размышляем и о новом и известном.
Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Содержание

Введение
Целеполагающий характер человеческой деятельности
Потребности человека как способ взаимодействия с миром.
Человек в системе социальных связей и отношений.

Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Тема 3 курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение
  1. Целеполагающий характер человеческой деятельности
  2. Потребности человека как способ взаимодействия с миром.
  3. Человек в системе социальных связей и отношений.
 

Заключение

Литература

3 

4 

6 

8 

11 

12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Человек и его  общественный мир 

    Введение

       Вопрос "Как мы познаём мир?" кому-то может показаться глупым, так как  очевидно, что нам известно огромное число вещей, действий, явлений и  мы постоянно узнаём что- то новое  о себе, о других, о мире, анализируем это новое, размышляем и о новом и известном.

       Для философии познание окружающего  мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем  ли мир есть вопрос о возможности  точного и полного отражения  мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

       Размышление о бытии есть человеческий отклик на то, на что способен откликнуться только человек. Наше выживание как  человеческих существ, наша жизнь зависят  от опыта разумности. Однако осведомленность  о бытии не является необходимой  для выживания или удовлетворения жизни. Осведомленность о бытии  обладает таким духовным качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое, специальное измерение в  наш опыт. М.Мунитц, известный американский метафизик, сравнивает осведомленность  о бытии с духовным здоровьем  и говорит также о том, что  эта осведомленность, если она есть, является «невыразимым аккомпанементом» любой деятельности или опыта.

       В деятельности человек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос «Что такое человеческая деятельность?» - значит выяснить, что представляет собой сам человек.

       Человек разумный (лат. Homo sapiens), (в биологии) — вид рода «Люди» (Homo) из семейства  гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. Но это далеко не полное понятие человека…

       Природа и сущность человека является предметом  как философского, так и религиозного диспута.

       Неоантропы (др.-греч. νέος — новый и ἄνθρωπος — человек) — обобщённое название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих.  
 
 
 
 

    1. Целеполагающий  характер человеческой деятельности
 

    Деятельность  как философская категория является "сквозной" для разных отраслей наук.

    Как биологический организм человек  есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо  человек наделен свойствами, позволяющими ему стать независимым от ее влияния, не только приспособиться к условиям, которые он застает, но и преобразовать  их в процессе труда. Этот процесс  целенаправленной деятельности человека, в ходе которого он преобразует наличные элементы естественной среды в средства удовлетворения своих потребностей, в необходимые для жизни материальные блага, мы называем процессом производства. Производство материальных благ составляет постоянную и необходимую основу общественной жизни. Без него человеческие общества не смогли бы существовать. Поэтому  производство материальных благ и связанные  с ним явления и процессы в  значительно большей мере, чем  явления биологические, определяют основные процессы общественной жизни. «Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной  для его собственной жизни, — писал К. Маркс, — он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы — руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу». Труд животных не является целенаправленной деятельностью, ему не предшествует представление о создаваемом предмете. Человеческий труд предполагает в качестве непременного условия достижения своих целей создание и использование орудий производства.

    Сознание  людей выступает, как показал  еще Аристотель, в качестве особой «целевой» причины человеческой деятельности.

    Ценности  являются важными факторами поведения  индивида. Стремление к ним решающим образом влияет на отношения с  другими индивидами. Каждый индивид  обладает определенной иерархией ценностей, которые он ценит в большей  или меньшей степени. Могут существовать признанные ценности, к которым, однако, не стремятся, могут быть ценности, к которым действительно стремятся, но не признаются в этом. В данный момент нас здесь интересует лишь социальный механизм влияния ценностей  на общественную жизнь. Они являются регуляторами человеческих стремлений и поступков, позволяют оценивать  поступки других, служат основой оценки социальной пригодности членов групп, а поэтому определяют принципы социальной иерархии та. очерчивают основы совместного  общежития.

    Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание и труд. Они представляют собой высший уровень сведений о  мире, получаемый человеком с помощью  сознания. Знание существует в форме  образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила.

    Во  многом современный человек обязан обществу. В сформировавшемся характере  ведущим компонентом является система  убеждения. Человек рождается и практически сразу же  начинается его воспитание. Ему навиваются определенные концепции, понятия родителями, в детском саду, в школе...

    Человечество  — совокупность человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации  — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и  др).

      Нам известно, что человек не  рождается личностью, а становится  ею в процессе жизни.

    Личность  – это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих. Вопросом изучения личности занимаются на протяжении многих веков.

    А личностные качества зависят от характера  индивида. Учение о характере —  характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. В психологии понятие характер (от греч. charakter –«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.  
 

    1. Потребности человека как способ взаимодействия с  миром.
 

    Потребностью  мы будем называть всякое требование организма, врожденное или приобретенное, вызываемое ощущением отсутствия чего-либо и побуждающее к действию. На основе потребностей индивида и группы развиваются  их интересы, то есть некоторым потребностям придается большее значение. Иногда мы говорим, что кто-то «заинтересован»  определенным делом, то есть он хотел  бы, чтобы это дело шло согласно его желаниям. Интересы могут быть разного рода: экономические, политические, эстетические, религиозные и др. Но как основные потребности, так  и особые интересы могут быть удовлетворены  различным образом и с помощью  различных предметов. Следовательно, индивиды и группы должны постоянно  совершать выбор между способами  удовлетворения своих потребностей. Вместе с тем является фактом, что  индивиды и группы часто не могут  удовлетворить всех потребностей и  интересов и должны делать выбор  между ними, отдавать одним предпочтение перед другими. В таких ситуациях  выбора вступают в действие ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

    Определение потребности, которую понимают как  свойство субъекта, раскрывающееся в  его отношении к необходимым  условиям существования, или, конкретнее, свойство нуждаться в определенных условиях своего существования в  мире. Потребность, присутствующая в  каждом человеческом действии, представляет собой именно свойство социального субъекта. В этом плане в литературе принято различать саму потребность человека и предмет этой потребности, каковым могут служить организационно выделенные части деятельности. Это означает, что пища, одежда, медикаменты или жилище являются предметами нашей потребности быть сытыми, одетыми, здоровыми, защищенными от стихий, в то время как сама потребность есть не более чем свойство человека нуждаться во всем этом, как в условии своего существования в среде.

    Можно смело утверждать, что «беспотребностной» или «внепотребностной» деятельности людей не существует: все, что мы делаем, мы делаем ради какой-то из своих  многочисленных и многообразных  потребностей, стремясь к тому, что  нам необходимо для существования  в природной и социальной среде.

    Проблема  классификации человеческих потребностей — одна из сложнейших проблем науки. Тем не менее, самая большая ошибка, которую может сделать ученый, изучающий людей, — это свести систему их потребностей к тому, что необходимо для физического выживания в среде. Человек, как и всякое живое существо, обладает набором потребностей, определяемых природой его организма. Необходимым является взаимодействие и взаимная помощь, то есть кооперация и координация совместных усилий, порядок и безопасность, и многое, многое другое.

    Система человеческих потребностей делится на два разных типа: потребности дефициентные и бытийные (если использовать терминологию одного из крупнейших психологов XX века М. Маслоу). Под дефициентными потребностями следует понимать потребность людей во всем том, что необходимо для поддержания самого факта их биологической и социальной жизни. Бытийные потребности выражают отношение людей к необходимым условиям поддержания определенного качества, условно говоря, комфортности такой жизни, без чего невозможно полноценное существование людей. Это означает, что предметом потребности для человека является не только пища, но и определенное качество этой пищи, так как в норме человеческого поведения заложено стремление не просто поесть все равно что, но поесть вкусно, удовлетворить свои гастрономические склонности.

    В числе таких бытийных потребностей Маслоу выделяет, в частности, так  называемые потребности любви и  принадлежности (становящиеся духовной основой семьи и дружбы), потребности  в самоидентификации, признании, уважении и самоуважении, потребности в  самоактуализации как развитии своих  способностей и склонностей, потребности  в переживании прекрасного и  пр. Нетрудно понять, насколько наличие  бытийных потребностей усложняет механику человеческого поведения, поскольку  именно они становятся основанием «биологически  нецелесообразных» поступков человека, способного предпочесть факту жизни  сохранение своей чести и достоинства.

    Не  углубляясь далее в классификацию  человеческих потребностей, отметим, что  именно потребности являются объективной  основой поведения, дисциплинирующей человеческое сознание и укрощающей произвол человеческой воли. Более  того, становится понятной логика тех  социально-философских течений, которые  считают потребности людей материальными  факторами их деятельности, существующими  вне человеческого сознания, первичными по отношению к нему, определяющими  сознание и не зависящими от него.

    Уже на уровне своих простейших проявлений — действий — человеческая деятельность не должна рассматриваться как непредсказуемый процесс, творимый абсолютно свободной, неопределимой волей людей. Единообразие потребностей, раскрывающих объективную «родовую природу» человека, их дисциплинирующее воздействие на сознание — такова наиболее глубокая причина, обусловливающая законосообразность деятельности, ее подчиненность определенным «правилам», существующим в общественной жизни людей. 
 
 

Информация о работе Человек и его общественный мир