Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Вопрос "Как мы познаём мир?" кому-то может показаться глупым, так как очевидно, что нам известно огромное число вещей, действий, явлений и мы постоянно узнаём что- то новое о себе, о других, о мире, анализируем это новое, размышляем и о новом и известном.
Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.
Введение
Целеполагающий характер человеческой деятельности
Потребности человека как способ взаимодействия с миром.
Человек в системе социальных связей и отношений.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Заключение Литература |
3 4 6 8 11 12 |
Тема
3. Человек и его
общественный мир
Введение
Вопрос "Как мы познаём мир?" кому-то может показаться глупым, так как очевидно, что нам известно огромное число вещей, действий, явлений и мы постоянно узнаём что- то новое о себе, о других, о мире, анализируем это новое, размышляем и о новом и известном.
Для
философии познание окружающего
мира человеком является одной из
важнейших мировоззренческих
Размышление
о бытии есть человеческий отклик
на то, на что способен откликнуться
только человек. Наше выживание как
человеческих существ, наша жизнь зависят
от опыта разумности. Однако осведомленность
о бытии не является необходимой
для выживания или
В деятельности человек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное. Поэтому ответить на вопрос «Что такое человеческая деятельность?» - значит выяснить, что представляет собой сам человек.
Человек разумный (лат. Homo sapiens), (в биологии) — вид рода «Люди» (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. Но это далеко не полное понятие человека…
Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута.
Неоантропы
(др.-греч. νέος — новый и ἄνθρωπος
— человек) — обобщённое название
людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых
и ныне живущих.
Деятельность
как философская категория
Как
биологический организм человек
есть часть природы. Но эта принадлежность
к миру природы не является условием,
полностью определяющим его деятельность
и его общественную жизнь. Ибо
человек наделен свойствами, позволяющими
ему стать независимым от ее влияния,
не только приспособиться к условиям,
которые он застает, но и преобразовать
их в процессе труда. Этот процесс
целенаправленной деятельности человека,
в ходе которого он преобразует наличные
элементы естественной среды в средства
удовлетворения своих потребностей,
в необходимые для жизни
Сознание людей выступает, как показал еще Аристотель, в качестве особой «целевой» причины человеческой деятельности.
Ценности
являются важными факторами поведения
индивида. Стремление к ним решающим
образом влияет на отношения с
другими индивидами. Каждый индивид
обладает определенной иерархией ценностей,
которые он ценит в большей
или меньшей степени. Могут существовать
признанные ценности, к которым, однако,
не стремятся, могут быть ценности,
к которым действительно
Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание и труд. Они представляют собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существует в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила.
Во многом современный человек обязан обществу. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Человек рождается и практически сразу же начинается его воспитание. Ему навиваются определенные концепции, понятия родителями, в детском саду, в школе...
Человечество — совокупность человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др).
Нам известно, что человек не
рождается личностью, а
Личность
– это человек, взятый в системе
таких его психологических
А
личностные качества зависят от характера
индивида. Учение о характере —
характерология имеет длительную историю
своего развития. Важнейшими проблемами
характерологии на протяжении веков было
установление типов характера и их определения
по его проявлениям с целью прогнозировать
поведение человека в различных ситуациях.
Так как характер является прижизненным
образованием личности, большинство существующих
его классификаций исходят из оснований,
являющихся внешними, опосредованными
факторами развития личности. В психологии
понятие характер (от греч. charakter –«печать»,
«чеканка»), означает совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
нее способы поведения. Характер - качество
личности, обобщающее наиболее выраженные,
тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо
проявляющиеся в различных видах деятельности
свойства личности. Характер – «каркас»
и подструктура личности, наложенная на
ее основные подструктуры. Характерными
можно считать не все особенности человека,
а только существенные и устойчивые. Именно
направленность личности лежит в основе
единства, цельности, силы характера.
Потребностью
мы будем называть всякое требование
организма, врожденное или приобретенное,
вызываемое ощущением отсутствия чего-либо
и побуждающее к действию. На основе
потребностей индивида и группы развиваются
их интересы, то есть некоторым потребностям
придается большее значение. Иногда
мы говорим, что кто-то «заинтересован»
определенным делом, то есть он хотел
бы, чтобы это дело шло согласно
его желаниям. Интересы могут быть
разного рода: экономические, политические,
эстетические, религиозные и др.
Но как основные потребности, так
и особые интересы могут быть удовлетворены
различным образом и с помощью
различных предметов. Следовательно,
индивиды и группы должны постоянно
совершать выбор между
Определение потребности, которую понимают как свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, или, конкретнее, свойство нуждаться в определенных условиях своего существования в мире. Потребность, присутствующая в каждом человеческом действии, представляет собой именно свойство социального субъекта. В этом плане в литературе принято различать саму потребность человека и предмет этой потребности, каковым могут служить организационно выделенные части деятельности. Это означает, что пища, одежда, медикаменты или жилище являются предметами нашей потребности быть сытыми, одетыми, здоровыми, защищенными от стихий, в то время как сама потребность есть не более чем свойство человека нуждаться во всем этом, как в условии своего существования в среде.
Можно смело утверждать, что «беспотребностной» или «внепотребностной» деятельности людей не существует: все, что мы делаем, мы делаем ради какой-то из своих многочисленных и многообразных потребностей, стремясь к тому, что нам необходимо для существования в природной и социальной среде.
Проблема классификации человеческих потребностей — одна из сложнейших проблем науки. Тем не менее, самая большая ошибка, которую может сделать ученый, изучающий людей, — это свести систему их потребностей к тому, что необходимо для физического выживания в среде. Человек, как и всякое живое существо, обладает набором потребностей, определяемых природой его организма. Необходимым является взаимодействие и взаимная помощь, то есть кооперация и координация совместных усилий, порядок и безопасность, и многое, многое другое.
Система человеческих потребностей делится на два разных типа: потребности дефициентные и бытийные (если использовать терминологию одного из крупнейших психологов XX века М. Маслоу). Под дефициентными потребностями следует понимать потребность людей во всем том, что необходимо для поддержания самого факта их биологической и социальной жизни. Бытийные потребности выражают отношение людей к необходимым условиям поддержания определенного качества, условно говоря, комфортности такой жизни, без чего невозможно полноценное существование людей. Это означает, что предметом потребности для человека является не только пища, но и определенное качество этой пищи, так как в норме человеческого поведения заложено стремление не просто поесть все равно что, но поесть вкусно, удовлетворить свои гастрономические склонности.
В
числе таких бытийных потребностей
Маслоу выделяет, в частности, так
называемые потребности любви и
принадлежности (становящиеся духовной
основой семьи и дружбы), потребности
в самоидентификации, признании, уважении
и самоуважении, потребности в
самоактуализации как развитии своих
способностей и склонностей, потребности
в переживании прекрасного и
пр. Нетрудно понять, насколько наличие
бытийных потребностей усложняет механику
человеческого поведения, поскольку
именно они становятся основанием «биологически
нецелесообразных» поступков
Не
углубляясь далее в классификацию
человеческих потребностей, отметим, что
именно потребности являются объективной
основой поведения, дисциплинирующей
человеческое сознание и укрощающей
произвол человеческой воли. Более
того, становится понятной логика тех
социально-философских течений, которые
считают потребности людей
Уже
на уровне своих простейших проявлений
— действий — человеческая деятельность
не должна рассматриваться как непредсказуемый
процесс, творимый абсолютно свободной,
неопределимой волей людей. Единообразие
потребностей, раскрывающих объективную
«родовую природу» человека, их дисциплинирующее
воздействие на сознание — такова наиболее
глубокая причина, обусловливающая законосообразность
деятельности, ее подчиненность определенным
«правилам», существующим в общественной
жизни людей.