Бытие как основная категория онтологии. Основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Онтология - учение о бытии как таковом. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще всего рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые термин "онтология" стал употребляться Вольфом.

Содержание

1. Бытие как основная категория онтологии. Основные проблемы.…………..
1.1 Онтология – учение о бытии, законах и формах его существования……
1.2 Категориальный аппарат онтологии.………………………………………
1.3 Историко-философский взгляд на проблему бытия. Бытие и не-бытие...
1.4 Сущность бытия и его осмысление на современном этапе.…………….
1.5 Многообразие форм и уровней бытия…………………………………….
2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………........

Работа содержит 1 файл

Работа ОСГН.docx

— 76.74 Кб (Скачать)

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведённого  человеком;

2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и внеиндивидуальное духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытия отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Возникновение той или  иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

КАТЕГОРИЯ СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ.

Существование есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и  взаимодействии. Нельзя ставить сущность выше существования, признавая существование чем-то временным, случайным, низменным. Но нельзя и наоборот, говоря, что либо сущности вообще нет, либо она непостижима и недоступна рассудку. Ни сущность, ни существование невозможны друг без друга. Сущность без существования есть застывший мир, царство полной неподвижности, а существование без сущности есть нечто временное, беспокойное, внешнее, случайное.

 Развитие познания  есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определённых форм своего самообнаружения (листья, цветы выражают во внешнем виде сущность растения). Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.

 Сущность есть нечто  сокровенное, глубинное, пребывающее  в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотносится и с категорией качества, которая выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности.

 Сущность внутри себя  динамична и подвержена принципу  развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины  вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения  и принципы развития. При этом  сущность обладает разной степенью  глубины. Она имеет свои степени  или порядки. И познание движется  от сущности одного порядка  к сущность другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

 Сущность нерасторжима  с формами своего проявления. Явление это проявление сущности: если сущность нечто общее, то явление - единичное, выражающее какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое и красочное... Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в то числе и с нашими органами чувств.

 Явление - это непосредственно воспринимать свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своеобразие предмета, определяющее его характерное лицо, кот может скрываться за его непосредственно наблюдением проявлениями (зелёный цвет травы - явление. Сущность - физические свойства отражать свет).

 И сущность и явление существуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта.

 Диалектика сущности  и явления - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явление. Само явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для философии проблема искажимости, видимости.

 Мы можем видеть  мираж в пустыне, однако на  его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с другой стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порождённый обманом органов чувств, мы можем его сфотографировать. Следов видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен "быть-казаться" выражает прежде всего факт несоответствия сущности и ее внешних проявления.

 Итак, если явление  обнаруживает сущность, то видимость,  как правило, закрывает ее, и  задача разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности.

 Движение познания есть всегда движение от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предм самого по себе, но и способа его взаимодействия с окружающей средой. Категория внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания, связанным с допущением идеализированных объектов.

 В истории познания  проблема внешнего и внутреннего подчас смыкалась с пробл сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле даже если мы познаем внутреннее строение объекта... мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случайное и несуществующее. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполагает рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.

При этом нет однозначного соответствия сущность - явление. Одна сущность может быть выражена во многих явлениях, при этом одно явление может определятся многими сложными сущностями Переход от явления к сущности есть переход от описания к объяснению. Явление может характеризоваться как единство, сущность - как всеобщее. Сущность первого порядка может быть проявлением сущности второго, более глубокого порядка и так далее. Сущность исследуемых явлений позволяет прогнозировать их в будущем. Агностицизм разрывает сущность и явления, говоря о не проявлении и непознаваемости сущности, считая ее первичной и приписывая ей божественное происхождение. Субъект идеализм отрицает сущность, говоря, что разум диктует законы природе, а явления есть элементы мира, комбинации психического и физического.

КАТЕГОРИЯ ЕДИНИЧНОЕ И ВСЕОБЩЕЕ.

 Все вещи и события  мира различны между собой,  единичны в своем бытии. В "лепке" единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости.

 Единичное суть категория, выражает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.

 Однако бесконечное разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключена в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет двух абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии "Человек". Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возможна, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определённых вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью оно выражается в форме понятий и теорий Законы формируется на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: "Человек - двуногое существо, лишенное перьев"(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.

 Почему же общее  привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно существует как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в люб единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное т.е как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего.

 

 

1.3 Историко-философский взгляд на проблему бытия. Бытие и не-бытие

В античной древности историческое осознание категории бытия, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Воодушевленные этой идеей философы-элеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для Платона, характерно различение «бытия по мнению» видимой, внешней реальности и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели). Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать, что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Для античной философии в той  или иной степени свойственно  нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто и т.д.).

Наступление христианской эры соединило  философию с интенсивным богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии. Не приходится удивляться, что соотношение Бога и бытия, столько кратко выраженное в онтологической формуле Исхода 3:7, подвергалось тщательному продумыванию.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия  Бога, состоящее в выводе Абсолютного  Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может  существовать только в уме. Иначе  о нем можно помыслить и  существование вне ума, что противоречит исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь  оспаривалось (вплоть до наших дней).

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.

Бытие осмысливается как нечто  телесное, вещественное, как объективная  реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная - как машина. Эти идеи - продукт огромного успеха механики, из которой выводились фундаментальные философские принципы и которая рассматривалась как образец для всех остальных наук.

Для концепции бытия в Новое  время характерен субстанциальный  подход: субстанция (неуничтожимый  и неизменный субстрат бытия, его  предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через  призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это означает: бытие субъекта постигаемо только в  акте самосознания. Г. Лейбниц выводил  понятие бытия из внутреннего  опыта человека. Свое крайнее выражение  эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие  о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в  суждении». Прибавляя к понятию  характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность Я, а материальное бытие - ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей  философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Почему именно с него? Разве бытие лишено всякой определенности? Разве это самое «тощее» понятие? А быть может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все - материальный и духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодействиях? И да, и нет. «Если, рассматривая весь-мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония здравого смысла. Она же - плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие, и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в нечто. Эта концепция подвергалась критике.

Информация о работе Бытие как основная категория онтологии. Основные проблемы