Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:04, контрольная работа
Что есть бытие как таковое? Что оно такое само по себе, не отдельное сущее и не совокупность сущих, не конкретное и не абстрактное, но нечто всегда присутствующее в мышлении, когда мы говорим, что нечто есть? Философия ставит вопрос о бытии как таковом. Она исследует все, что есть, поскольку оно есть. Это ее основная задача, и данный ею ответ определяет анализ всех конкретных форм бытия. Такова “первая философия”, или, если еще возможно употреблять этот термин, “метафизика”. Поскольку некоторые значения понятия “метафизика” делают его употребление рискованным, более предпочтительным оказывается понятие “онтология”.
В неопозитивизме радикальная
критика прежней онтологии и
ее субстанциализма перерастает
в отрицание самой проблемы бытия,
истолковываемой как
В марксистской философии, отвергающей
различные формы идеализма, проблема
бытия анализируется в
3. В поисках целостного учения о человеке
Философская антропология,
в широком смысле - философское
учение о природе (сущности) человека,
который служит исходной точкой и
центральным предметом
Как течение немецкой философской мысли философская антропология возникла в русле происходившего в начале ХХ в. общего для западно-европейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.).
В центре внимания философской антропологии лежит идеалистически понимаемая проблема человека, а основная идея - создание «синтетической» концепции человека. Главные представители этого течения - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.
Шелер, один из родоначальников
философской антропологии, в работе
«Положение человека в космосе» (1928)
выдвинул задачу создания основополагающей
науки о человеке. Он начертал обширную
программу философского познания человека
во всей полноте его бытия, предполагая,
что философская антропология соединит
конкретно-научное изучение различных
сфер человеческого бытия с
Программа, выдвинутая Шелером,
не была выполнена. Философская антропология,
несмотря на некоторые её научные
и теоретические достижения, не стала
целостным учением о человеке
и вылилась в отдельные философско-
каждом конкретном случае
выбирают какой-нибудь отдельный специфический
аспект и возвышают его до уровня
единственного определяющего
Оттесненная в послевоенное
время экзистенциализмом, философская
антропология в 60-70-х гг. XX в. влилась
в широкое идейное движение, претендующее
на теоретическое осмысление и истолкование
современного знания о человеке, на
достижение нового философского понимания
природы человека (прагматизм, глубинная
психология, структурализм). Господствующим
направлением в западной социальной
философии ХIХ - начала ХХ века был
биологизм. Представители этого
направления стремились познать
законы функционирования и развития
общества путем установления аналогий
с биологическим организмом или
биологической эволюцией в
Выдвижение на первый план
тех или иных природных факторов
или движущих сил социального
развития, иногда методологических образцов
определенной естественной науки, служит
основанием для классификации
Представители социал-дарвинизма часто принадлежали к различным и даже противоположным идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус), предлагавшие меры для сохранения социальной иерархии, и либералы (Г. Спенсер), которые уподобляли экономическую конкуренцию естественному отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведении.
Социологический психологизм
Социологический психологизм сформировался в конце ХIХ века под влиянием экспериментальной психологии, распространял на общество законы
психологии или доказывал
психологическую
Психоаналитическое направление
Психоаналитическая ориентация
в социальной философии включает
в себя социально-философские и
социологические идеи З.Фрейда и
его последователей, некоторые теории,
имеющие фрейдисткие
Основная проблема психоанализа
- конфликт личности и общества. По мнению
большинства сторонников
Именно на почве такого синтетического учения о личности человека ("персоналистическая антропология"), учитывающего все слои бытия, возникают плодотворные отношения между теологом, психиатром и психологом, и устанавливаются правильные отношения между наукой и религией (Н.Нейман).
Естественно, что в научной области эта концепция еще не может считаться завершенной, она только развивается, и поэтому плодотворна в науке. В ней мы находим много близкого и созвучного с учением православных богословов и отцов церкви, для которых личность человеческая имеет неповторимую вечную ценность, абсолютно незаменимую в полном смысле слова.
Весь многовековым религиозный опыт богословского и практического подхода к человеческой личности в христианстве пронизан идеей трихотомического строения личности, раскрытия в ней не только духовного, но и душевного и телесного (биологического "природного") пластов бытия. Как у древних, так и у современных отцов и учителей церкви мы неизменно обнаруживаем внимание ко всей личности в целом, не только к духу и душе
человека, но и к телу, участие которого в религиозном опыте признается, как аксиома. Христианская антропология православного святого Григория Паламы (XIX век), как и христианская по своей природе педагогика К.Ушинского (XIX
век) стоится на основе понимания в человеке дифференцированных проявлений духа, души и тела.
Как видно из вышеизложенного, поиски целостного учения о человеческой личности в деталях различается в разные исторические эпохи и у различных авторов даже одного и того же направления. Но бесспорно единство во всех веках обнаруживается в стремлении анализировать человеческую личность как целое, во всей полноте ее духовного и душевно-телесного бытия и преодолеть сведение человека к одному биологическому или психическому существованию.
И.П.Павлов к концу жизни
говорил не раз, что его физиологическое
понимание высшей нервной (психической)
деятельности никак не зачеркивает
духовных проявлений человеческой личности.
В частности, для физиологического
понимания высших человеческих функций,
регулирующих и тормозящих деятельность
системы безусловных (чисто биологических
рефлексов и систем условных (ассоциативных,
познавательных) рефлексов он создал
учение о третьей функциональной
системе высшей нервной деятельности,
так называемой 2-й сигнальной системе
- специфически человеческой, которой
и придавал высшее регулирующее значение.
При этом он прямо говорил, что
основа здоровой личности, цельности
нашего "Я" коренится в единстве
и взаимодействии этих трех систем.
Американский писатель Леон Фейхтвангер
хорошо писал о наших предках,
которые "обладали способностью воспринимать
дух и переносить его на других
без посредства обедняющей и иссушающей
письменности и устной речи. Они
могли непосредственно
Заключение
Почему приходит потребность
в философствовании? Древние греки
отвечали, что она укоренена в
самой природе человека: “Все люди,
- писал Аристотель, - по природе стремятся
знать. Укрепляться в мудрости и
познавать самих себя свойственно
людям. Невозможно жить без этого”.
И люди стремятся к знанию, переполненные
изумлением и восторгом. “Начало
философствования в удивлении” Барулин
В.С. Социальная философия. - М.: ФАИР-Пресс,
2000.с. 76. , - писали Платон и Аристотель
- от решения простых проблем мало-
Именно это удивление,
ставящее человека перед целым, рождающее
вопрос о его основании и месте
в нем самого человека, и есть
корень философии. А коль скоро неизживаемо
это удивление перед лицом
бытия, неистребима и потребность
прояснять это удивление
Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую?
В контрольной работе сделана
попытка разобраться в
Значит, вместе с Аристотелем
мы можем повторить, что и сегодня,
как встарь, как впредь, вопрос о
целом сохраняет смысл, покуда человек
имеет способность удивляться перед
лицом бытия вещей и
Список литературы
1. Барулин В.С. Социальная философия. - М.: ФАИР-Пресс, 2000.
2. Бибихин В.М. Философия и религия //Вопросы философии 1992,№7.
3. Васильева Т.С. Основы философии. Ч.2. Социальная философия. - Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991.
4. Габричевский А.Г. // Вопросы
философии Пространство и
5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград: Комитет по печати, 1996.
6. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировоззрении // Вопросы философии 1995. №3.
7. Казначеев В.П. “Учение
Вернадского о биосфере и