Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:04, контрольная работа
Что есть бытие как таковое? Что оно такое само по себе, не отдельное сущее и не совокупность сущих, не конкретное и не абстрактное, но нечто всегда присутствующее в мышлении, когда мы говорим, что нечто есть? Философия ставит вопрос о бытии как таковом. Она исследует все, что есть, поскольку оно есть. Это ее основная задача, и данный ею ответ определяет анализ всех конкретных форм бытия. Такова “первая философия”, или, если еще возможно употреблять этот термин, “метафизика”. Поскольку некоторые значения понятия “метафизика” делают его употребление рискованным, более предпочтительным оказывается понятие “онтология”.
Введение
Что есть бытие как таковое?
Что оно такое само по себе, не
отдельное сущее и не совокупность
сущих, не конкретное и не абстрактное,
но нечто всегда присутствующее в
мышлении, когда мы говорим, что нечто
есть? Философия ставит вопрос о
бытии как таковом. Она исследует
все, что есть, поскольку оно есть.
Это ее основная задача, и данный
ею ответ определяет анализ всех конкретных
форм бытия. Такова “первая философия”,
или, если еще возможно употреблять
этот термин, “метафизика”. Поскольку
некоторые значения понятия “метафизика”
делают его употребление рискованным,
более предпочтительным оказывается
понятие “онтология”. Онтологический
вопрос, вопрос о самом Бытии, вызывается
“метафическим шоком” - шоком возможного
небытия. Этот шок часто выражается
в виде вопроса: “Почему существует
нечто? Почему не существует ничто?”
Но такая форма вопроса
1. Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека
В течение тысячелетий человечество пыталось ответить на вопрос о том, как появилась на свет жизнь. В разные времена давались различные объяснения этого феномена.
Теория креационизма. Спор
между креационизмом и
Однако, например, ученик Фалеса Милетского Анаксимандр (610-540 гг.до н.э.) был эволюционистом. Из трудов Плутарха можно узнать, что Анаксимандр считал, будто "...изначально люди произошли от животных другого вида..." а также, что вселенная возникла благодаря действиям безликих "естественных" сил. Как видим, от современной эволюционной теории это мало чем отличается.
Еще одним известным истории древнегреческим эволюционистом был Эпикур (IV век до н.э.). На взгляд Эпикура, космос вовсе не упорядочен, напротив, он возник в результате долгих и случайных столкновений атомов.
Известная в античности школа стоиков, основанная Зеноном около 308 г. до н.э. отстаивала креационизм. Но пожалуй, наиболее ярко креационистские взгляды в эпоху античности выразил поздний стоик Цицерон:
«Когда ты видишь солнечные
или водяные часы, то понимаешь, что
они сообщают время благодаря
замыслу, а не случайно. Как же ты
можешь воображать, что вся Вселенная
лишена смысла и разума, если она
объемлет все, включая человеческие
изобретения и самих
В небесах нет ничего случайного, ничего произвольного, ничего неправильного, ничего беспорядочного. Повсюду - порядок, точность, здравый смысл, постоянство... Я не могу понимать порядок звезд и движения их орбит иначе как выражение здравого смысла, разума и замысла... Их постоянное, вечное движение, поразительное и загадочное в своей регулярности, являет постоянную силу божественного разума. Если человек не может почувствовать силу Бога, глядя на звезды, то я сомневаюсь, что он вообще способен что-нибудь чувствовать».
И, далее, у Цицерона есть высказывание, которое является постулатом креационистского мировоззрения и в наше время:
"Не удивительно ли,
что всякий может убедить себя,
будто твердые, отдельные
Перечислим некоторых античных философов, исповедующих эволюционную парадигму: это Анаксагор, его ученик Архелай, Анаксимен (ученик упоминавшегося здесь Анаксимандра из Милета), Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, а также древнеримские философы Лукиан из Самосаты, Тит Лукреций Кар и др.
Как видим, практически все
аргументы и идеи, высказываемые
сейчас креационистами и эволюционистами,
были высказаны еще в древности.
Это и немудрено - человечество всегда
интересовал вопрос: а откуда все
взялось? И на него может быть только
два ответа, которые взаимоисключают
друг друга: либо все образовалось само,
либо все сотворил кто-то невидимый,
но существующий. Никто никогда не
видел, как что-либо, то есть, какая-либо
упорядоченная структура
Предположение же о самопроизвольном
усложнении, о том, что "все сущее
творит себя само" противоречит наблюдаемым
в природе процессам
Спор между креационизмом и эволюционизмом продолжался и в средние века, хотя почему-то считается, что при тогдашнем "засилье" Церкви, должен был безраздельно преобладать креационизм. На самом деле это не совсем так. Влияние церкви отнюдь не означает автоматически влияния креационизма, ибо сама церковь во все века была сильно заражена эволюционизмом. Например, в наше время большинство православных попов не верит в Бога, а верит в эволюцию. В эволюцию сейчас верит и "непогрешимый" римский папа, который несколько лет назад издал буллу, где говорится, что "теория эволюции это больше, чем наука". По крайней мере, известно, что теория "самозарождения жизни", которую блестяще опроверг Луи Пастер своими опытами, была в средние века очень распространена.
Теория стационарного состояния. Если следовать этой гипотезе, Земля существовала вечно, никогда не возникая, всегда была способна поддерживать жизнь, и любые изменения на ней являлись совершенно незначительными. Виды живых организмов также существовали всегда, и у любого вида есть всего две возможности - изменение численности либо вымирание. Понятно, что эта "теория" в настоящее время просто не выдерживает никакой критики.
Теория спонтанного зарождения. Теория очень древняя, распространенная еще в Китае, Египте и Вавилоне. В Греции она нашла проявление в учении Эмпедокла об органической эволюции. Ее же придерживался и Аристотель. Согласно ему, определенные частицы вещества несут в себе "активное начало", способное в подходящих условиях создать живой организм. Это "начало", по мнению Аристотеля, можно обнаружить в оплодотворенном яйце, гниющем мясе, тине и солнечном свете:
"Таковы факты - живое
может возникать не только
в результате спаривания
Однако с приходом Христианства, особенно в Средние века, теория спонтанного зарождения оказалась под гнетом Церкви. Ее считали атрибутом колдовства и проявлением дьявольщины. Тем не менее, она продолжала существовать. На рубеже XVI-XVIIв.в. Ван Гельмонт описал эксперимент, в котором ему удалось из грязного белья и пшеницы, помещенных в темный шкаф, получить мышей. Активным началом зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот. В конце XVII века итальянцем Франческо Реди был проведен более строгий эксперимент: в сосуды было помещено мясо, рыба, змеи, часть сосудов была запечатана, часть оставалась открытой. Выяснилось, что в запечатанных сосудах никакого зарождения не произошло, в открытых же завелись личинки мух. Из этого Реди был сделан вывод о возникновении живого только из предсуществующей жизни.
В 1765 году Ладзардо Спалланцани
подвергнул мясные и овощные отвары
кипячению и сразу же запечатал
их. Через несколько дней он исследовал
отвары и не обнаружил никаких
признаков жизни. Из этого он заключил,
что высокая температура
2. Человек в
философских концепция:
Первую философскую концепцию
человека выдвинули досократики, для
которых бытие совпадает с
материальным, неразрушимым и совершенным
космосом. Одни из них рассматривали
бытие как неизменное, единое, неподвижное,
самотождественное (Парменид), другие
- как непрерывно становящееся (Гераклит).
Бытие противопоставляется
Отход от этой позиции начинается
в эпоху Возрождения, когда получил
общее признание культ
Для европейской философии
этого периода бытие - предметно
сущее, противостоящее и предстоящее
знанию; бытие ограничивается природой,
миром естественных тел, а духовный
мир статусом бытия не обладает.
Наряду с этой натуралистической
линией, отождествляющей бытие с
реальностью и исключающей
трактовке Лейбницем бытия
как отражения деятельности духовных
субстанций - монад, в субъективно-идеалистическом
отождествлении Беркли существования
и давности в восприятии. Свое завершение
эта интерпретация бытия нашла
в немецком классическом идеализме.
Для Канта бытие не является свойством
вещей; бытие - это общезначимый способ
связи наших понятий и