Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:03, контрольная работа
Общий настрой восточной культуры – обнаружить безличные абсолюты: или верховное начало бытия (природоцентризм), что характерно для индийской философии, или в обществе, понимаемом как иерархически организованное общежитие людей (социоцентризм), как в китайской философии.
Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали теми центрами, где в середине I тысячелетия до нашей эры стали возникать первые философские учения. Рождение философского мировоззрения было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Введение………………………………………………………………….
Ведическое учение ……………………………………………………
Философские идеи буддизма ………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………
Содержание
Введение………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список
использованной литературы…………………………………..
Введение
Общий настрой восточной культуры – обнаружить безличные абсолюты: или верховное начало бытия (природоцентризм), что характерно для индийской философии, или в обществе, понимаемом как иерархически организованное общежитие людей (социоцентризм), как в китайской философии.
Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе стали теми центрами, где в середине I тысячелетия до нашей эры стали возникать первые философские учения. Рождение философского мировоззрения было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
В основе этого феномена лежат несколько причин: это и скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных связей, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологии в лице сословия жрецов, критика традиционных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний.
В
процессе становления философии соответствующее
мировоззрение постепенно вызревало в
безличных религиозных и этических системах,
появляются первые авторские учения, которые
на первых порах могли содержать значительные
пережитки мифологических взглядов.
Это учение излагается в обширном наборе текстов, которые составлялись на протяжении девяти веков (1500 – 600 гг. до н.э.). Ведические тексты – литература преимущественно религиозного характера, однако наряду с этим в ней можно почерпнуть информацию о различных сторонах жизни индийского общества и в том числе о степени познания окружающего мира.
Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов, прежде всего это четыре Веды (в буквальном смысле означают ведение, знание). Старейшая и важнейшая из них – Ригведа (знание гимнов), конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления Упанишадами (сидеть около).
Отдельные тексты Ригведы раскрывают общий принцип, который по представлениям древних индусов может объяснить конкретные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (РТА), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря этому принципу движется солнце, сменяются времена года; РТА – принцип, руководящий течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя РТА – безличный принцип, иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромной и неограниченной силой, который «поместил солнце на небо».
В
некоторых гимнах Ригведы появляются
сомнения относительно силы богов и
даже самого их существования. Можно
наблюдать, как происходила замена
чисто религиозных
В другой группе ведических текстов – брахманах – встречается уже высказанная ранее идея о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир, кроме того, в брахманах существуют положения, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия, что является результатом непосредственного наблюдения за человеком.
В Упанишадах – позднейшей части Вед – господствующее место занимает новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип – безличное сущее (Брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (Атман). Выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира является ядром учения Упанишад.
Неотделимой частью этого учения являются концепция круговорота жизни (сансара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Здесь человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Постоянное включение в круговорот перерождений и предопределение характера следующей жизни в зависимости от результата всех деяний предшествующих жизней, выраженное законом кармы, – суть представлений о жизни. Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, как не существует и человек, ограниченный пространством и временем.
Только
тот человек, который, пройдя путь познания,
полностью осознает тождество Атмана
и Брахмы, освободится из бесконечной
цепи перерождения и вознесется над радостью
и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная
душа возвратится к Брахме, где и останется
навсегда, выйдя из-под влияния кармы.
Учение, имеющее религиозно-философский характер, возникло в VI веке до н. э. в Северной Индии. Его основателем стал Сиддартха Гаутама, сын правителя рода Шакьев в Южном Непале. В возрасте 29 лет, вскоре после рождения сына, он, неудовлетворенный жизнью, покидает семью и уходит скитаться в поисках ответа на мучавшие его вопросы. После многих лет бесполезной аскезы (самоограничения телесных потребностей) он достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, отвергающий крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (пробужденный, просветленный).
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения.
Центральным сборником текстов является Типитака (три корзины).
Жизнь в буддизме во всех ее проявлениях является выражением различных комбинаций (потоков) нематериальных частиц – дхарм. Их сочетание определяет бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распада соответствующего сочетания дхарм наступает смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы. Дхармы – это непознаваемые единичные сущности, только они истинно реальны. Они не рождаются, не исчезают, их число бесконечно. Каждая дхарма имеет определенный неизменяющийся набор признаков. Дхармы могут находиться как в должном состоянии бытия (абсолютного покоя), так и в недолжном. Человек и окружающий мир связаны с проявлением «волнующихся» дхарм, находящихся в недолжном состоянии. Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший срок, «мгновение», после чего возникают другие комбинации.
Все комбинации проявлений дхарм делят на два вида: образующие «мир имеющих чувства», т.е. живых существ, и образующие «сферу – сосуд», т.е. окружающие их мир, создающие среду обитания. Эти сферы составляют единое целое.
В зависимости от проявления определенного комплекса дхарм все имеющие чувства делятся на группы:
1) появившиеся из чрева;
2) появившиеся из яйца;
3) появившиеся из мокроты;
4)
появившиеся путем превращений.
Волнение драхм обуславливает пребывание каждого живого существа в пяти мирах-состояниях:
1) адском;
2) мире голодных духов;
3) скотском;
4) человеческом;
5) божественном.
Во всех состояниях могут пребывать только представители четвёртой группы – боги, духи, демоны; первая группа – люди и животные – могут пережить 2 – 4 состояния; 2-я и 3-я группы (рыбы и пресмыкающиеся) переживают 3 и 4 состояния. Существуют две причины блуждания по мирам: внутренне присущие (деяния), а именно деяния тела (физические действия), деяние рта (речь), деяние мысли.
Внешние (заблуждения): основные – алчность, гнев, самодовольство, сомнения, болезни, неправильные с буддистской точки зрения взгляды.
Учение Будды проникнуто идеализмом и неверием в силу разума. Окружающий мир, доступный органам чувств, - это мираж, иллюзия; на самом деле не таковыми, какими они кажутся. Поэтому бессмысленно стремиться к познанию мира: одна из притч, приписанных Будде, поучает, что человек, пораженный отравленной стрелой, должен лечиться, а не стараться узнать, кто его ранил.
Другая характерная черта буддизма - пессимистическое суждение о человеческой судьбе. Мир полон страдания: слез больше, чем воды в океане. Первая «священная истина» буддизма гласит, что все, сущее в мире, - страдание: рождение- страдание и старость, и болезнь; и наконец – желание недостижимого и пять «ветвей», цепляющихся за жизнь (телесность, чувства, сознание, восприятие, инстинкт), все это – страдание. Откуда же оно? Буддизм отвечает: источник страдания – жажда бытия, стремление к действию, сопутствуемое радостью и страстью. Сочувствие Будды людским страданиям растворяется в космических и беспредметных образах: страдает все человечество и более того – вся природа. Будда сочувствует не только пахарям, которые гонят быков, но и земле, которую они ранят сошниками. Жажда бытия – вот причина нашего страдания, - такова вторая «священная истина» буддизма. Но страдание может быть уничтожено: для этого, как гласит третья истина «священная истина», необходимо уничтожить жажду бытия. Каждый в состоянии очиститься от желаний, от жажды бытия, и погрузиться в нирвану (безветрие), которая есть ни бытие, ни небытие. Нирвана – не только прекращение страданий после в земной жизни, но и залог полного конца, уничтожения после смерти. Человек, достигший нирваны, к новой жизни не возрождается.
Следовательно, буддизм отвергает веру в бессмертную душу, отличную от человека. Избавление от страданий и погружение в нирвану – это, согласно учению Будды, личное дело каждого. Каждый является собственным спасителем, каждый идет сам по себе и не должен уповать на бога.
Центром учения являются четыре благородных истины.
1.
Существование человека
2.
Причиной всех страданий
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4.
Путь, ведущий к устранению
Таким образом, с помощью религиозной практики, которую буддист будет осуществлять в течение многих перерождений, можно стать архатом – святым, полностью освободившимся от всех заблуждений, а значит, от всех привязанностей к этому миру, конечная цель этого пути – достижение нирваны (угасания) и, как следствие, выход из круговорота перерождений. Человек исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».
Чрезвычайно важно в учении Будды отрицание брахманской исключительности: рождение в брахманской варне еще не делает человека брахманом – не может им быть тот, кто сердцем и мыслью обращен к мирской жизни.