Буддизм и его основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Буддизм самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Работа содержит 1 файл

Материал для реферата по буддизму.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Как считают  буддисты, космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир  никем не создан, идея божественного  творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического характера (о них речь пойдет в лекции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент смерти).

6. ОСНОВНЫЕ  ШКОЛЫ БУДДИЗМА И ГЕОГРАФИЯ  ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ 

В настоящее  время буддизм делится на две  основных школы: тхеравада и   махаяна.

Тхеравада — самая консервативная школа буддизма. Цель последователя тхеравады — достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с махаяной для тхеравады характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота..ритуала. 
Тексты этой ветви буддизма — палийский канон — записаны на языке пали, одном из пракритов древней Индии.

В современном  мире насчитывается порядка 100 млн  последователей Тхеравады. В Новейшее время она распространилась в  США и Европе.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, где буддисты решают достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости.

Махаяна —  это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру. Численность приверженцев Махаяны на конец ХХ века — около 600 миллионов человек.

Сейчас буддизм стремительно распространяется по всему миру. Существуют буддийские центры во многих странах  Европы, Северной и Южной Америки, в Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии и островах южной части Тихого океана и в других странах. В Европе буддистов можно найти не только в западных капиталистических странах, но и в социалистических странах Восточной Европы. Например, в Польше около пяти тысяч активно практикующих буддистов.

Буддизм сильно привлекает современный мир тем, что он разумен и научно обоснован. Будда говорил: «Не принимайте на веру ничего из того, что я говорю, только из почтения ко мне, но проверяйте это самостоятельно, исследуйте, как если бы вы покупали золото». Современным людям нравится такой недогматический подход.

Между учеными и буддийскими  лидерами, такими как Его Святейшество Далай-лама, идет постоянный диалог. Вместе они обсуждают и исследуют, что  такое реальность. Будда говорил, что все проблемы происходят из непонимания реальности, из заблуждений по этому поводу. Если бы мы осознавали, кем мы являемся и как существуют мир и мы сами, мы бы не создавали проблем из-за своего неведения. Буддизм характеризуется предельно открытым подходом к исследованию истины. Например, Его Святейшество Далай-лама сказал, что если ученые смогут доказать, что то, чему учил Будда и его последователи, неверно или является предрассудком, он будет счастлив и полон готовности выкинуть это из буддизма. Такой подход очень привлекателен для западных людей.

Поскольку образованные Учителя  прошлого адаптировали буддизм к  культуре каждого из обществ, где  он распространялся, совершенно естествененно, что сегодня учителям необходимо преподносить буддизм в разных странах различными способами. В общем, буддизм делает акцент на рациональном объяснении. Однако в этих рамках, в зависимости от преобладающих культурных особенностей, разные моменты и подходы требуют особого внимания.

Будда учил такому разнообразию методов просто потому, что люди очень сильно отличаются друг от друга. Не все думают одинаково. Возьмем пример с едой. Если бы в городе можно было достать только один вид пищи, многие остались бы неудовлетворены. И наоборот, если бы различную пищу можно было есть с различными приправами, каждый смог бы найти что-нибудь себе по вкусу. Подобным же образом, Будда преподал великое множество методов для людей с разнообразнейшими вкусами для того, чтобы они могли развиваться и расти духовно. В конце концов, целью буддизма является преодоление всех ограничений и проблем и использование всего нашего потенциала таким образом, чтобы мы могли развиваться до того момента, пока не станем способными помогать каждому, как только это возможно.

В некоторых западных странах, таких как Швейцария и Соединенные Штаты, где особое внимание уделяется психологии, учителя обычно преподают буддизм с точки зрения психологии. В других странах, таких как многие регионы Южной Европы и Латинской Америки, где люди предпочитают религиозный подход, учителя более склонны преподавать буддизм в религиозной манере. Люди там очень любят распевать молитвы, и это можно делать в буддийской практике. Люди в североевропейских странах, однако, не так любят читать нараспев молитвы. Здесь учителя больше делают акцент на интеллектуальном подходе к буддизму.

Многие люди в Восточной  Европе находятся в очень печальной  ситуации. Буддийские учения чрезвычайно  привлекают их, потому что они считают  свою жизнь пустой. Им кажется, что  нет никакой разницы, упорно ли они работают или нет. Они не видят никаких результатов. Буддизм же, наоборот, учит их методам работы над собой, приносящим такие результаты, которые меняют качество их жизни. Это вызывает у людей невероятную признательность и энтузиазм, и они отдаются практике полностью, например совершают тысячи простираний.

 

 

Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что буддизм,  древнейшее философское  учение, и до наших дней не теряет своей популярности. В каждом обществе буддизм адаптируется к культуре и менталитету людей, сохраняя в то же время главные учения Будды. Важнейшие принципы не изменяются. Цель буддизма – преодоление наших проблем и ограничений и раскрытие нашего потенциала. А делают ли это практикующие с упором на психологическом, интеллектуальном, научном или религиозном подходе, зависит от культуры.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Е.А. Торчинов, «Введение в буддологию», курс лекций, читавшийся Е.А. Торчиновым 1994 – 1999 на Философском факультете СпбГУ.
  2. Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org );
  3. Сайт рефератов (http://www.ref.by/refs/41/8174/1.html)
  4. Сайт  итальянского психоаналитика Джио Джи Фея (http://www.psy-analitik.ru );ихоаналитик Джио Ди Фео

Информация о работе Буддизм и его основные понятия