Буддизм и его основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Буддизм самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Работа содержит 1 файл

Материал для реферата по буддизму.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии  на тему:

«Буддизм  и его основные  идеи»

 

 

 

Исполнитель:

группа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

 

Введение

 

Буддизм самая  древняя универсальная мировая  религия, которая выступает общим  религиозным компонентом различных  цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Целью данного реферата является освещение основ буддизма, рассмотреие базовых понятий буддистской философии как с религиозной, так и с психологической точки зрения. Актуальность рассмотрения данного вопроса подчёркивается тем фактом, что буддизм как религия и система мировоззренческих взглядов имеет большое  распространение на территории Российской Федерации. В данном реферате мной рассмотрена история возникновения буддизма, а также совершён краткий обзор основных идей присущих данному направлению философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

      1. Возникновение буддизма:

1.1. Предпосылки  возникновения буддизма;

1.2. Время и  место возникновения буддизма;

      1. Основные положения буддизма:

2.1. Четыре  благородные истины;

      1. Благородный восьмеричный путь:

3.1. Первый  этап -  Этап мудрости;

3.2. Второй  этап - Этап нравственности;

3.3. Третий  этап - Этап сосредоточения;

      1. Понятие «душа» в буддизме;
      2. Космология буддизма;
      3. Основные школы буддизма и география его распространения;

Заключение;

Список литературы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  БУДДИЗМА

1.1. Предпосылки возникновения буддизма

 

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке. н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти.

Таким образом, в Индии  буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной  и вообще идеологической ортодоксии (неуклонное следование основам какого-либо учения, мировоззрения, которое воспринимается его последователями как единственно верное и не допускающее сомнения)  и ортопраксии (критически осмысленное, верное действие) было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

 

1.2. Время и  место возникновения буддизма

 

Принято считать, что буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар). Временем появления буддизма принято считать  середину первого тысячелетия до н.э., то есть то самое знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Буддизм – первая по времени  возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились  значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот  лет после буддизма, а ислам  – более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. 

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

 

2. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ БУДДИЗМА

 

Разговор  об основах учения буддизма следует  начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Поэтому всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм»; по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией.

Но тем  не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей  можно назвать «основами учения буддизма».  К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.

2.1. Четыре благородные  истины

Рассмотрим Четыре Благородные Истины Буддизма:

Первая Истина – это  истина о страдании.  
Несмотря на то, что многие исследователи предлагали отказаться от слова «страдание»  и заменить слово «страдание» такими словами, как «неудовлетворенность», «фрустрация» и даже «проблемы». Тем не менее представляется оптимальным все-таки оставить здесь русское слово «страдание» как наиболее экзистенциально сильное и выразительное. Что касается несомненных отличий семантических полей русского и санскритского слов, то они вполне выявятся в ходе дальнейшего рассмотрения первой истины. 
 «Все есть страдание. Рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Соединение с неприятным – страдание, разлучение с приятным – страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание». Такими словами обычно формулируется первая Благородная Истина. Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая, как в христианстве. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие  не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации. Мы можем испытать сильное физическое или даже духовное (например, эстетическое) наслаждение и готовы при этом даже воскликнуть: «Остановись, мгновение!» Но мгновение не останавливается, наслаждение заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно, отчего мы страдаем еще сильнее.  Но и это еще не все. Мы не только страдаем (в смысле – мучаемся), но мы также все время оказываемся в ситуации страдательности, пассивного претерпевания. По видимости – человек сам кузнец своего счастья, но в действительности, будучи опутан клубком причинно-следственных отношений и связей, он не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий.

Говоря о  страдании, буддизм отнюдь не ограничивается человеческим уделом. Страдают животные. Всюду в природе жизнь одного вида зависит от другого вида, всюду жизнь одного существа покупается ценой жизни другого, всюду царит борьба за выживание. Даже божества  тоже страдают. Им приходится воевать с демонами, им ведом страх смерти, поскольку они также рождаются и умирают, хотя срок их жизни огромен. Нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям. Страдание абсолютно, удовольствие весьма и весьма относительно.

Вторая Благородная Истина – истина о причине страдания.

Эта причина  – влечение, желание, привязанность  к жизни в самом широком  смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекавшийся буддизмом и другими  индийскими учениями А. Шопенгауэр. При  этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни – влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении, выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.

Карма – это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения.

Для понимания  основ буддизма как религии необходимо подробнее остановиться на таком  понятии, как «сансара» - круговорот рождений-смертей, главной характеристикой которого является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что буддизму и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции. Переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем», – пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти.

 

Третья Благородная Истина – истина о прекращении страдания, то есть о нирване. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

 

Четвертая Благородная  Истина – истина о пути, ведущем к прекращению страданий – то есть о Благородном Восьмеричном Пути.  
 

3. БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ  ПУТЬ

 

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости, этап нравственности или соблюдения обетов, и этап сосредоточения, то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

3.1. Первый этап -  Этап мудрости.

  1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего...своего...поведения.
  2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

3.2. Второй этап - Этап нравственности.

  1. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.
  2. Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы: 
    4.1 Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»; 
    4.2 Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше); 
    4.3 Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; 
    4.4 Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»); 
    4. 5 Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.
    1. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

Информация о работе Буддизм и его основные понятия