Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:41, реферат
Буддизм самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что буддизм «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Буддизм и его основные идеи»
Исполнитель:
группа
2010 год
Введение
Буддизм самая
древняя универсальная мировая
религия, которая выступает общим
религиозным компонентом
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.1. Предпосылки возникновения буддизма;
1.2. Время и место возникновения буддизма;
2.1. Четыре благородные истины;
3.1. Первый этап - Этап мудрости;
3.2. Второй этап - Этап нравственности;
3.3. Третий этап - Этап сосредоточения;
Заключение;
Список литературы;
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА
1.1. Предпосылки возникновения буддизма
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке. н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти.
Таким образом, в Индии
буддизм был «царской религией»,
что не мешало ему одновременно быть
и формой древнеиндийского свободомыслия,
поскольку носителем
1.2. Время и место возникновения буддизма
Принято считать, что буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар). Временем появления буддизма принято считать середину первого тысячелетия до н.э., то есть то самое знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.
Буддизм – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.
Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БУДДИЗМА
Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Поэтому всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм»; по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией.
Но тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей можно назвать «основами учения буддизма». К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.
2.1. Четыре благородные истины
Рассмотрим Четыре Благородные Истины Буддизма:
Первая Истина – это
истина о страдании.
Несмотря на то, что многие исследователи
предлагали отказаться от слова «страдание»
и заменить слово «страдание» такими словами,
как «неудовлетворенность», «фрустрация»
и даже «проблемы». Тем не менее представляется
оптимальным все-таки оставить здесь русское
слово «страдание» как наиболее экзистенциально
сильное и выразительное. Что касается
несомненных отличий семантических полей
русского и санскритского слов, то они
вполне выявятся в ходе дальнейшего рассмотрения
первой истины.
«Все есть страдание. Рождение
– страдание, болезнь – страдание, смерть
– страдание. Соединение с неприятным
– страдание, разлучение с приятным –
страдание. Поистине все пять групп привязанности
суть страдание». Такими словами обычно
формулируется первая Благородная Истина.
Буддизм в значительно большей степени,
чем другие религии, подчеркивает связь
жизни со страданием. Более того, в буддизме
страдание есть фундаментальная характеристика
бытия как такового. Это страдание не есть
результат некоего грехопадения и утраты
изначального рая, как в христианстве.
Подобно самому бытию, страдание безначально
и неизменно сопровождает все проявления
бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают
того обстоятельства, что в жизни есть
и приятные моменты, сопряженные с удовольствием,
однако само это удовольствие не является
противоположностью страданию, а как бы
включено в страдание, являясь его аспектом.
Дело в том, что ни одно из возможных «мирских»
состояний не является для нас полностью
удовлетворительным. Мы находимся в постоянной
неудовлетворенности, постоянной фрустрации.
Мы можем испытать сильное физическое
или даже духовное (например, эстетическое)
наслаждение и готовы при этом даже воскликнуть:
«Остановись, мгновение!» Но мгновение
не останавливается, наслаждение заканчивается,
и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся
вновь испытать его, но безуспешно, отчего
мы страдаем еще сильнее. Но и это еще
не все. Мы не только страдаем (в смысле
– мучаемся), но мы также все время оказываемся
в ситуации страдательности, пассивного
претерпевания. По видимости – человек
сам кузнец своего счастья, но в действительности,
будучи опутан клубком причинно-следственных
отношений и связей, он не столько кует,
сколько сам пребывает под молотом причинности
на наковальне следствий.
Говоря о страдании, буддизм отнюдь не ограничивается человеческим уделом. Страдают животные. Всюду в природе жизнь одного вида зависит от другого вида, всюду жизнь одного существа покупается ценой жизни другого, всюду царит борьба за выживание. Даже божества тоже страдают. Им приходится воевать с демонами, им ведом страх смерти, поскольку они также рождаются и умирают, хотя срок их жизни огромен. Нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям. Страдание абсолютно, удовольствие весьма и весьма относительно.
Вторая Благородная Истина – истина о причине страдания.
Эта причина – влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекавшийся буддизмом и другими индийскими учениями А. Шопенгауэр. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни – влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении, выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.
Карма – это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения.
Для понимания основ буддизма как религии необходимо подробнее остановиться на таком понятии, как «сансара» - круговорот рождений-смертей, главной характеристикой которого является страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все религии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существование любое живое существо. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что буддизму и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции. Переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем», – пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти.
Третья Благородная Истина – истина о прекращении страдания, то есть о нирване. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Четвертая Благородная
Истина – истина о пути, ведущем к прекращению страданий
– то есть о Благородном Восьмеричном
Пути.
3. БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости, этап нравственности или соблюдения обетов, и этап сосредоточения, то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.
3.1. Первый этап - Этап мудрости.
3.2. Второй этап - Этап нравственности.