Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:18, реферат
Жан Бодрийяр сегодня является одним из известнейших мировых мыслителей, исследующих феномен так называемого «постмодерна» – новейшего состояния западной цивилизации, которое характеризуется разрастанием искусственных, неподлинных образований и механизмов, симулякров настоящего социального бытия. Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности – надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют.
1. Понятие симулякра и анализ потребления 4
2. Экранно-реальная катастрофа 6
3. Антиципация реальности образами 9
4. Воздействия масс-медиа на примере рекламы 10
Образ и симулякр в концепции Жана Бодрийяра* 13
Заключение 27
Список источников 32
Изменение отношения к знаку началось с понимание того, что знаки стали отсылать лишь друг к другу согласно логике иллюзии. Тем самым Бодрийяр противопоставляет две позиции, значимые для истории европейской мысли: первая говорит о совместимости реального и иллюзорного, тогда как вторая отражает осознание тотальной несовместимости реальности и иллюзии (которая, согласно Бодрийяру, воплотилась в манихействе). Прицип иллюзорности мира и принцип его реальности фундаментально несовместимы. Иллюзия – это не ирреальность или не-реальность, скорее, она предполагает, как это содержится в исходном латинском значении слова «il-ludere» разыгрывание, вовлеченность в игру (mise un jeu) реального. Иллюзия связана с соблазном, который предлагает рассматривать мир как магический универсум, тогда как симуляция, напротив, делает мир рационально познаваемым и однозначным. Сам же Бодрийяр не верит в возможность осознания (realisation) мира на основании каких-либо рациональных принципов.
Соответственно
тотальная иллюзия – это первая
стадия на пути к симуляции. В рамках
этой стадии мир предстает как
мифологическая совокупность символов,
поддерживающих единство социального.
Затем последовала фаза рациональности,
связанная с производством
Постановка
проблемы гиперреальности также
связана с проблемой
Симуляция противостоит репрезентации. Репрезентация строится на принципе эквивалентности знака и реального. Даже если эта эквивалентность есть ничто иное, как утопия, она все равно является фундаментальной аксиомой: реальность, это то, что можно описать или воспроизвести. Симуляция, напротив, является следствием самой утопии эквивалентности, радикального отрицания знака как значения (valeur). В то время как репрезентация стремится абсорбировать симуляцию, интерпретируя ее как ложную репрезентацию, симуляция охватывает (поглощает) всю систему репрезентации как симулякр.
Эра симуляции начинается с ликвидации всех референций и их искусственного восстановления в виде знаковых систем, «материи более податливой, чем смысл». За счет этого знаковые системы становятся пространством воспроизводства логики эквивалентности, бинарных оппозиций, комбинаторной алгебры, алеаторного кода. Больше не стоит вопрос ни об имитации, ни об удвоении, ни даже о пародии. Есть только вопрос подстановки знаков реального на место реального, т.е. о сдерживании (dissuasion) любого реального процесса путем его операционального удвоения, симуляции, что представляет собой одну из стратегий власти, разворачивающихся в сфере социального. Непосредственное взаимодействие субъекта с миром и Другим оказывается невозможным, поскольку все опосредовано знаками.
Согласно логике иллюзии, исчезновение референта не представляет собой проблему, поскольку она изначально предполагает, что его просто не существует. Поэтому в некотором смысле сегодня мы возвращаемся на предыдущую стадию, но все же с некоторой разницей. Эта эволюция не является в полном смысле исторической, скорее она метафизическая: универсум медиа, в который мы погружены, отличен от магического универсума или «жестокого» универсума, в котором знак был действенным только потому, что он функционировал как знак.
Концепция симулякра неразрывно связана с концепцией имплозии социального, т.е. не является ни онтологической, ни гносеологической в полном смысле. Порядок симуляции рассматривается Бодрийяром как отражение логики позднего капитализма и противопоставляется как системе символического обмена, так и классическому капитализму, или, в терминологии Бодрийяра, порядку производства, основанному на принуждении к труду. Современная культура знаменует собой конец производства (все, что производится сегодня – это знаки) и, одновременно, начало внедрения новых властных стратегий, не предполагающих прямого насилия.
Понятие символического обмена предполагает радикально иную, нежели товарно-денежные отношения капиталистического общества, модель экономики, построенную на даре, и, соответственно иную модель социального единства, определяемую феноменом сакрального. Бодрийяр рассматривает семиотическое как результат трансформации символического отношения в знак утраченной связи.
Эта проблема
затрагивается практически во всех
работах Бодрийяра, начиная с
его первой книги «Система вещей»,
где в заключении, пытаясь дать
определение понятию
Таким образом
Бодрийяр не только систематически противопоставляет
символическое и семиотическое
в системе потребления но и
развивает постструктуралисткую критику
политической экономии. Он сравнивает
представление о стоимости
При обретении вещью статуса знака изменяется суть человеческих отношений, которые также оказываются отношениями потребления в силу их опосредованности вещами, которые становятся их замещающим знаком – алиби. Таким образом, в современном обществе симулируется именно социальные взаимосвязи, а потребляются не сами вещи, а отношения, «обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно». «Отношение более не переживается, оно абстрагируется и отменяется, потребляясь в вещи-знаке.» 16 Поэтому Бодрийяр определяет потребление как тотально идеалистическую практику, которая распространяется на все сферы жизни и культуры. Так, стремление к культуре остается, но не может быть реализовано, соответственно, потребляется идея, знаки культуры. То же относится и к идее революции. Потребление бесконечно, оно не связано с получением благ, так как в этом случае быстро наступило бы пресыщение. «В своей идеальности вещи/знаки равноценны друг другу и могут неограниченно умножаться, чтобы восполнять нехватку реальности»17. Потребление должно основываться на дефиците, и сегодня таким дефицитом является дефицит реальности.
В силу этого особое место в концепции Бодрийяра занимают медиа-образы. Эта проблема ставилась им неоднократно, начиная с таких работ как «Общество потребления» и «К критике политической экономии знака».
Сегодня
почти нет субстанциальной
С приходом медиа мы окончательно утратили мир тотальной иллюзии и оказались в состоянии гиперреальности. Сегодня мы имеем дело со знаками, утверждающим принцип не-реальности, принцип абсолютного отсутствия реальности – т.е. оказались «по ту сторону принципа реальности».
Однако, образ не так-то просто редуцировать, и он сохраняет свою нигилистическую власть, подрывающую все основания различения между истиной и ложью и опрокидывающую всю онтологическую и эпистемологическую традицию, на которой основывается западная история философии.
В работах позднего периода, в частности, в лекции «Злой демон образов»18, Бодрийяр утверждает, что образ обладает собственной имманентной логикой, имморальной логикой без глубины, по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и лжи.
Само
название текста – «Злой демон
образов» отсылает к картезианской
традиции. В «Размышлении о методе»
Декарт упоминает о злом демоне,
который мог сотворить
Картезианский
проект открывает принцип
Бодрийяр ставит вопрос стоит совершенно по-другому. Когда он вводит в рассмотрение категорию зла, его цель, по его собственным словам, ближе к той, что была свойственна манихейству. Эта позиция сформировалась задолго до Декарта и является по своей сути иррациональной. Картезианскому принципу рациональности, фундаментальному стремлению через сомнение или какой-либо иной способ, рационализации мира, противопоставляется принцип, считавшийся ересью на всем протяжении истории христианства – принцип зла самого по себе. Согласно этому принципу мир и, следовательно, реальность мира не сотворены Богом, а являются результатом существования демона зла. Функция Бога в этом случае состоит в том, чтобы помочь человеку отречься от этого злого фантома – что и является обоснованием существования Бога. В такой ситуации вопрос о сомнении или не-сомнении, о том, должен ли человек практиковать это сомнение, или о том, что это сомнение может подтвердить или опровергнуть существование мира, не стоит. Для разрешения этой ситуации следует прибегнуть, скорее, к принципу соблазна: согласно манихейству, реальность мира – это тотальная иллюзия. В такой ситуации человек имеет дело только с этой абсолютной властью иллюзии, а теология приобретает негативный характер и строится на отрицании реального. Первичное условие такой теологии – не-реальность, и следовательно, не-рациональность, мира. Манихеи верили в то, что мир, реальность, состоят лишь из одних знаков, и в то, что они управляются исключительно силой разума.